Найти тему
Катехон

Израиль и Международный суд ООН

Проблема убийства палестинцев и сложности решения вопроса

Международный суд (МС) в Гааге 11 января 2024 года ознаменовал исторический прецедент, поскольку высший судебный орган Организации Объединённых Наций начал рассматривать претензии Южно-Африканской Республики (ЮАР) в её иске против Израиля. В нём утверждается о совершении «преступления геноцида» против палестинцев в секторе Газа. Южная Африка обвинила Израиль в Международном суде в нарушении Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и совершении «актов геноцида» в секторе Газа. Южная Африка считает, что нападение, совершённое ХАМАСом 7 октября, не может служить оправданием действиям Израиля в Газе.

Это исторический прецедент, поскольку впервые еврейское государство подвергается судебному преследованию в соответствии с Конвенцией ООН о геноциде, принятой после Второй мировой войны в свете преступлений, совершённых против того же еврейского народа во время Холокоста.

В 84-страничном заявлении Южная Африка утверждает, что действия Израиля и убийства палестинцев носят «геноцидальный характер», поскольку они были совершены с конкретным намерением уничтожить палестинцев в Газе как часть более широкой палестинской национальной, расовой и этнической группы.

В жалобе далее утверждается, что поведение Израиля через его государственные органы, государственных агентов и других физических и юридических лиц, действующих по его указаниям или под его руководством, контролем или влиянием, представляет собой грубое нарушение его обязательств по отношению к палестинцам в Газе. В заявлении говорится, что Израиль не смог предотвратить геноцид и не преследовал по закону прямое и/или публичное подстрекательство к совершению геноцида.

Команда юристов Южной Африки, возглавляемая министром юстиции Рональдом Ламолой, утверждает, что «существует намерение Израиля совершить геноцид, а цель его солдат — уничтожить Газу. Палестинцы подвергаются непрерывным бомбардировкам, куда бы они ни стремились укрыться, а более 80% населения Газы страдает от голода».

Команда юристов подчеркнула присутствие в Израиле поджигателей войны, которые способствовали совершению геноцида в Газе, включая таких чиновников, как министр обороны Йоав Галлант, который использовал термин люди-животные». Даже премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в телевизионной речи 25 октября 2023 года сослался на древние библейские мифы, чтобы оправдать своё намерение продолжать войну в Секторе Газа. Он упомянул «пророчество Исайи»: «Мы — дети света, в то время как они — дети тьмы, и свет восторжествует над тьмой». В заявлении, вызвавшем возмущение, Биньямин Нетаньяху напомнил легенду из Первой книги Самуила: «Теперь иди и порази Амалика, и полностью уничтожь всё, что у них есть, и не щади их; но убей как мужчин, так и женщин, младенцев и грудных детей, волов и овец, верблюдов и ослов, и сражайся с ними, пока они не будут уничтожены».

ЮАР настоятельно призывает Международный суд указать временные меры, чтобы заставить Израиль «предотвратить геноцид, остановить геноцид и наказать виновных в совершении геноцида». Эти временные меры направлены на предотвращение дальнейшего ухудшения ситуации, пока продолжается судебный процесс. В нём также содержится призыв к Международному суду принять девять временных мер, предписывающих Израилю немедленно приостановить свои военные операции в Газе и предпринять необходимые шаги для наказания лиц, причастных к актам геноцида и препятствующих доступу международного персонала и других соответствующих должностных лиц в Газу для таких целей, предоставление регулярных докладов Международному суду об осуществлении вышеупомянутых мер и воздерживаться от действий, которые могли бы осложнить или затянуть рассмотрение дела.

Заявка ЮАР примечательна тем, что в ней используется термин Erga omnes partes (права или обязанности, которые применяются или подлежат исполнению в отношении каждого). Обновлённый после рассмотрения дела Гамбии по международному праву против Мьянмы в 2019 году, этот принцип относится к обязательствам государства перед международным сообществом в целом. Он выходит за рамки двусторонних или многосторонних соглашений. Эта концепция означает, что основополагающие принципы и стандарты международного права, такие как запрещение геноцида, являются обязательствами, которые все государства несут перед международным сообществом в целом. Нарушения этих обязательств считаются преступлениями против международного порядка, что даёт каждому государству право принимать необходимые меры для обеспечения предотвращения таких нарушений.

Международный суд

Международный суд в Гааге является органом Организации Объединённых Наций. Следует отметить, что Международный суд разрешает споры только между государствами. У него нет полномочий преследовать отдельных лиц в судебном порядке или выдавать ордера на арест.

Суд, состоящий из 17 судей, включая по одному судье ad hoc от Израиля и Южной Африки, вынесет своё решение о временных мерах после заслушивания аргументов обеих сторон к концу января. Хотя решения Международного суда являются юридически обязательными, у суда нет средств для их исполнения.

Эффективность суда зависит от сотрудничества между вовлечёнными сторонами. Когда стороны соглашаются с тем, что суд выступает в качестве арбитра, они, как правило, уважают его решение. Однако существует вероятность того, что проигравшая сторона может не выполнить решение суда. Единственный способ привести в исполнение решение суда — это применение военной силы, для чего требуется разрешение Совета Безопасности ООН. Учитывая, что администрация США выразила мнение, что претензии Южной Африки не имеют юридической основы, предполагается, что она защитит Израиль в Совете Безопасности ООН, используя своё право вето.

За последние годы Международный суд рассмотрел ещё два дела, связанных с геноцидом. Первым было дело, поданное Гамбией против Мьянмы для защиты народа рохинджа в 2019 году, а вторым было дело, поданное Украиной против России в 2022 году, оспаривающее оправдание Россией СВО для предотвращения геноцида. В обоих случаях Международный суд принял временные меры, и обсуждение всех обстоятельств этих дел всё ещё продолжается.

Правила Международного суда позволяют государству, которое является стороной в деле и не имеет судьи из своей собственной страны в составе коллегии, назначить судью ad hoc, как в случае с Израилем и Южной Африкой. Двумя судьями ad hoc из Израиля и Южной Африки являются бывший председатель Верховного суда Израиля Аарон Барак и бывший заместитель министра юстиции Южной Африки Дикганг Мозенеке, которые принесли присягу перед председателем Международного суда Джоан Донохью.

Ответ Израиля на судебный иск

Израиль ожидает, что Международный суд ООН может принять временные меры против страны, не отдавая приказа о полном прекращении огня. Международный суд может поручить Израилю разрешить ввоз гуманитарной помощи в сектор Газа, сформировать беспристрастный следственный комитет или разрешить возвращение палестинцев в северную часть Сектора Газа. Существует реальная вероятность того, что Международный суд положительно отреагирует на запрос Южной Африки и примет временные меры из-за относительно низкого порога доказательной базы на данном этапе судебного разбирательства. Чтобы добиться желаемого результата в этом деле, государство-заявитель должно убедить по крайней мере 9 из 17 судей в том, что действия Израиля в Газе соответствуют юридическому определению геноцида и что необходимо срочно их прекратить.

В ходе разбирательства в Гааге юрисконсульт израильского правительства объявила о своём намерении провести юридическую проверку нескольких экстремистских заявлений высокопоставленных израильских деятелей, которые недавно призывали к преднамеренному причинению вреда ни в чём не повинным гражданским лицам в секторе Газа. В совместном заявлении с государственным прокурором Амитом Айсманом они подчеркнули, что «государство Израиль, включая его службы безопасности, обязано действовать в соответствии с принципами международного права и законами войны». Заявления, которые могут призывать, среди прочего, к преднамеренному причинению вреда гражданским лицам, противоречат установленной политике и могут представлять собой уголовное преступление, включая подстрекательство к совершению преступления. Суд может расценить некоторые заявления как подстрекательство к геноциду. Израиль должен доказать в ходе судебного разбирательства, что его деятельность в секторе Газа соответствует оборонительным целям и законам войны. Он также должен продемонстрировать, что любое отклонение от закона расследуется, и виновные будут привлечены к ответственности.

Несмотря на враждебность между Биньямином Нетаньяху и его министрами по отношению к отставному судье-либералу Аарону Бараку, бывшему председателю Верховного суда Израиля, Нетаньяху был вынужден выбрать его представлять Израиль в команде судей Международного суда. Судья Барак, переживший Холокост, имеет значительную международную репутацию в академических и юридических кругах.

Термин «геноцид»

Предотвращение геноцида, несомненно, было целью Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в Париже после Второй мировой войны и Холокоста. Можно сказать, что это соглашение, больше, чем любое другое, является результатом усилий одного человека, юриста еврейского происхождения Рафаэля Лемкина из Польши, который эмигрировал в Соединённые Штаты, спасаясь от нацистов.

В 1944 году Лемкин ввёл термин «геноцид» для обозначения того, что тогдашний премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль назвал «преступлением без названия», и первые послевоенные годы лоббировал это нововведение в ООН. Однако, несмотря на свою личную победу в ООН, Лемкину не удалось убедить Конгресс США ратифицировать соглашение. Сенат даже отказался его заслушивать, и законодатели выразили опасения, что такой закон сделает Соединённые Штаты уязвимыми для судебного преследования.

Лемкин считал, что только Соединённые Штаты обладают властью и международным авторитетом, необходимыми для того, чтобы навязать соглашение и сделать его глобальным законом. Только в 1988 году Сенат США, наконец, ратифицировал Конвенцию и объявил геноцид преступлением по законам США. Ратификация включала в себя условия, в частности, требующие одобрения правительства США для любого дела, возбуждённого против Соединённых Штатов.

Многие политики часто используют термин «геноцид» для обозначения широкого спектра преступлений, таких как военные преступления или преступления против человечности. Однако определение и квалификация геноцида не сводится к количеству смертей. Наиболее важным критерием является «намерение совершить геноцид», направленное на физическое уничтожение групп людей по признаку их расы, национальности, религии или происхождения. В последние годы западные политики неоднократно использовали термин «геноцид» для описания нарушений прав человека в Китае в 2021 году, но Международный суд ещё не предъявил Китаю обвинения в геноциде за его предполагаемые действия против уйгуров.

Эксперты-юристы указывают на три вида геноцида, признанных Международным уголовным судом: Руанда, где во время геноцида 1994 года было убито около 800 000 тутси и умеренных хуту; геноцид в Сребренице в Боснии и Герцеговине в 1995 году (что до сих пор вызывает сомнения и является спорным вопросом, поскольку есть факты намеренной демонизации сербов); и массовые убийства, совершённые Красными кхмерами в Камбодже в 1970-х годах. Хотя закон чётко определяет, что такое геноцид, предпринимаются попытки использовать этот термин для обозначения событий, которые не соответствуют юридическому определению геноцида, будь то связанные с уйгурами в Китае или нынешней войной на Украине. Эксперты подчёркивают сложность доказательства «умысла» из-за частого отсутствия прямых доказательств.

Сравнение бомбардировок Газы в 2023 году с немецким городом Дрезденом в 1945 году

Посол Израиля в Великобритании Ципи Хотовели сравнила бомбардировки палестинского сектора Газа Силами обороны Израиля (ЦАХАЛ) с бомбардировками союзниками немецкого города Дрезден во время Второй мировой войны, заявив, что это был «единственный способ» победить нацистскую Германию, а теперь — победить движение ХАМАС в Секторе Газа.

Разрушение Дрездена было продолжительной трёхдневной кампанией бомбардировок, которая проводилась с 13 по 15 февраля 1945 года, в последние месяцы Второй мировой войны, с целью принудить нацистскую Германию к капитуляции. Массированная бомбардировка союзников привела к уничтожению более 90% Дрездена и гибели более 25 000 мирных жителей Германии, вызвав споры во всём мире относительно юридического определения этой операции и её результатов. Следовательно, определение геноцида неприменимо к этой акции западных союзников.

Многолетние дебаты вокруг применения международных законов и конвенций при различных обстоятельствах и способности победителя оправдывать свои действия, используя кажущиеся неприемлемыми или нелогичными аргументы, продолжаются и по сей день.

Заявление посла Израиля в Великобритании наводит на мысль, что на этот раз Израиль играет ту же роль, что и союзники, в бомбардировке немецкого города, событии, которое по сей день остаётся спорным. Сходство заключается в историческом прецеденте, созданном бомбардировкой Дрездена, демонстрирующем мощь стратегических бомбардировок, несмотря на то, что международные эксперты-юристы считают это военным преступлением, а некоторые даже называют Дрезден «немецкой Хиросимой».

Участие Израиля в разбирательстве в Международном суде ООН для защиты от обвинений в преступлениях против человечности в Газе представляет собой значительный и потенциально полезный сдвиг в правовой стратегии Израиля. Решение Израиля означает изменения в его давней политике неучастия, как это было видно в 2004 году, когда он предпочёл не представать перед Международным судом по делу о законности возведения стены безопасности на Западном берегу. Израиль проигнорировал это решение, сославшись на «отказ признать юрисдикцию суда».

По мнению экспертов по международному праву, доказательство «намерения совершить геноцид» и приравнивание военных преступлений к геноциду являются наиболее серьёзными проблемами в этом деле. На данный момент у Международного суда нет конкретных доказательств, кроме десятков заявлений израильских официальных лиц, выражающих намерение совершить геноцид. Без этих заявлений маловероятно, что судебный процесс дошёл бы до такой стадии, и Израиль, возможно, не отнёсся бы к этому вопросу так серьёзно.

Большинство на стороне Палестины

Несмотря на сложность ситуации и невозможность немедленно принудить Израиль к прекращению военных действий из-за членства США в СБ ООН, очевидно, что большинство стран мира поддерживает палестинцев. Никарагуа и Мексика на днях заявили, что также намерены обратиться в Международный суд ООН с исками против Израиля, что свидетельствует о расширении юридической кампании.

Правда, непонятно, почему нет активных действий со стороны арабских и мусульманских стран, хотя бы на уровне политических решений. Фактически, только хуситы Йемена активно выступили в защиту палестинцев с применением военной силы. Также ливанская Хизбалла и военные формирования в Ираке наносили удары по Израилю. Но с учётом военной мощи Израиля и их поддержки со стороны Запада, этого явно не достаточно. Как минимум, необходимо инициировать полную экономическую блокаду сионистского формирования параллельно с различными политическими кампаниями бойкота и привлечения к суду ответственных за устроенную бойню палестинцев, с возложением всех компенсационных издержек, в том числе территориальных, на Израиль.

Недавнее заявление Натаньяху о том, что он не признаёт государственность Палестины, свидетельствует об отказе выполнять обязательства перед ООН. Следовательно, для давления на Тель-Авив нужно найти более эффективное средство принуждения.