Что такое пространство?
Пространство- форма существования матери и бла бла бла…. Или это форма взаиморасположения объектов? В любом случае это все неважно. К теме сегодняшней статьи это точно никак не соотносится. В нашем случае пространство «площадь» на которой располагаются звуки. То бишь звуковое пространство.
Чтобы легче понять- закройте глаза и представьте комнату, вашу спальню, кухню, или уборную кому как больше нравится. А теперь внимательно вспоминайте, где что находится. Расположение предметов мебели, люстры, окна и так далее. Все эти предметы не могут располагаться в одном месте, как с точки зрения логики, так и с её отсутствием. Эти правила применимы и к звуку. Кто-то может воскликнуть: «А как же моно?» Но моно -девушка сельская, и ее обзором займемся позже.
Пространство звука- многогранно, художник пишет картины, звукорежиссер пишет пространство. Никому не понравится если все звуки вашего микса будут находится в одном месте, если художник будет писать дерево поверх камня, то камень полностью мы не разглядим. Так и со звуком. Если bass бьет где-то по центру, то кик без проведения дополнительных манипуляций, находящийся в той же точке, будет прятаться за нашим «камнем». Итог всему-каша.
Простыми словами звуковое пространство- месторасположения звука (в звуковом поле).
Как правильно(можно) работать с пространством?
Способов работы с пространственной составляющей звука множество. Каждый выбирает свой в зависимости от поставленных задач. Я бы хотел выделить те, которые существуют
Важное уточнение. Работая с пространством, отдаю свое предпочтение наушникам, это помогает сделать более тонкую настройку. Работать только в них не рекомендуется, ибо колонки(мониторы) дают полную картину происходящего. НО! Даже не имея в своем распоряжении мониторов, настроить пространство через наушники можно очень и очень хорошо. В любом случае, музыка не требует соблюдения четких правил и указаний.
Разведение. В ЗАГС никто ходить не собирается. Полезно при работе с тембрами. Условно: у вас есть bass созданный на основе лэринга(наложения звука друг на друга). Одну составляющую мы просто кинем, вторую на левый канал, а третью на правый. Звук от таких манипуляций наберет в весе и станет более широким.
Хаас. И нет это не имя древнегреческого бога. Это создание стерео путем задержки одного канала относительно другого (и так далее на душном). В моем случае использую редко. Так как, подходит данное чудо к коротким ( клэп,хэт) и не высоким звукам. По причинам своей моно несовместимости. Звук может стать гнусавым, да и вообще, лучше просто пользоваться сдвигом фазы(субъективщина). Эффект по факту брата Хааса, а делается проще некуда.
Расстройка. Звукорежиссеры изверги, согласитесь? Расстройка здесь происходит не за счет реальных показателей инфляции в стране, а за счет изменения высоты тоны одного звука относительного другого.
Эквализация. FabFilter Pro Q-3. Дарит прекрасную возможность пользоваться стерео эквализацией. Расширяя звук как определенно частотно, так и в зависимости от выбранного канала(лево\право) и направления(мид\сайд). Советую изучить данное чудо vst-инженерии.
Реверберация. Классика, как вестерн без ковбойской шляпы, так и широкий звук, не может существовать без ревербератора. По факту это эмуляция пространственного местонахождения звука. Включая душный, можно сказать так- многократное отражение, и переотражение звука в пространстве. Комната, концертный зал, оперный театр, морские пучины и тому подобное. Самый популярный способ из представленных.
Delay(задержка). Более подробно можете спросить у ваших дам…. А если серьезно, то это многократное повторение сигнала с определенным интервалом. Механика понимания простая- это эхо. Небольшое использование данного эффекта делает звук чуть широким, как штукатурка ровняет стены так и делэй помогает склеить пространство вашего микса. Можно звук и пошире сделать, но сами понимаете, если задержка большая стоит задуматься…..
Хорус. Любители серии TES может и представили черного таракана. В музыке, же это совсем не то. ХОРус-для понимания так. Звук шире, громче, его больше и т.д. Сводным братом его является Flanger(флэнджер) суть практически такая же. Если хорус- отец ушедший за хлебом, то флэнджер отец ушедший за бутылкой, т.е рано или поздно он вернется. Тут все зависит от того насколько далеко он ушел(delay).
Панорамирование. Инструмент, имеющийся у любой daw. Помогает «усадить» звук на его место.
Представленный список конечно же не полный, но, основной для большинства, дополнить вы его можете в комментариях, чему буду очень признателен.
Кто такая ваша «моно»
Вспоминая вашу комнату, представьте, что все предметы в ней находящиеся сосредоточены в одном месте. Моно-звук, можно сказать «сплющен» к центру, то есть исходит из одного канала. Моно-звук можно услышать, например из динамика телефона, или плохой портативной колонки. Зачем ему уделять внимание, да все просто: «если ваш микс звучит хорошо в моно, то в стерео он будет звучать еще лучше»-моносовместимость. Вывод: при сведении важно уделять внимания не только стерео, но и моно. Очень грустно, что современные «учителя» не уделяют времени моно. Но про такие «курсы» и «уроки» можно написать отдельную статью.
Важные советы от неважного эксперта
1. Начните сводить с моно, время от времени включая стерео. Так качество вашей звуковой панорамы вырастет, и вы быстрее научитесь усаживать звук в пространство.
2. Музыка не признает правил-факт. Но сведение все-таки опирается на здравомыслие. Бочка(кик) в независимости от жанра всегда бьёт по центру, не надо пускать ее в хоровод по панораме, так вы лишитесь фундамента вашего микса. Имейте четкий фундамент, эксперименты- это прекрасно, но когда у них здравый подход это еще лучше
3. Слушайте больше разной музыки, а именно подход авторов к панорамированию.
4. Развивайтесь. На тему сведения с ходу стоит посоветовать прекрасное чтиво: «Настольная книга звукорежиссера» от Боба Овсински. Будьте уверены, знания, полученные из этого манускрипта, прокачают ваш скилл, а если вы не любите читать, ха-ха, поищите аудио версию.
Интересные «панорамы» по мнению автора
1. Мираж. Именно, считаю непростительным упускать из виду хиты прошлых лет. Как говорится «самое лучшее новое-хорошо забытое старое» . Здесь стоит заострить внимание на альбоме «Снова вместе»
2. Metro Boomin - Ric Flair Drip. Да и в принципе все работы данного битмэйкера. Классический пример минималистичной панорамы.
3. Carpenter Brut-Maniac. Синтвейв, на мой взгляд лучший пример данного жанра.
4. Классический «рок». Выделять кого-то одного будет неправильно. Великих представителей жанра полно. От Guns N' Rose до Quin. Основная особенность панорамы данного жанра-это расположение инструментов так, будто вы стоите в центре стадиона, а перед вами играет группа.
P.S. Статья на подобных ресурсах для меня в новинку, да и что то подобное делаю впервые.Буду рад абсолютно любой критике-ведь это ключ к улучшению качества.