Найти в Дзене
Apollo on the Zen?

Звук. Что такое Пространство?

Что такое пространство? Пространство- форма существования матери и бла бла бла…. Или это форма взаиморасположения объектов? В любом случае это все неважно. К теме сегодняшней статьи это точно никак не соотносится. В нашем случае пространство «площадь» на которой располагаются звуки. То бишь звуковое пространство. Чтобы легче понять- закройте глаза и представьте комнату, вашу спальню, кухню, или уборную кому как больше нравится. А теперь внимательно вспоминайте, где что находится. Расположение предметов мебели, люстры, окна и так далее. Все эти предметы не могут располагаться в одном месте, как с точки зрения логики, так и с её отсутствием. Эти правила применимы и к звуку. Кто-то может воскликнуть: «А как же моно?» Но моно -девушка сельская, и ее обзором займемся позже. Пространство звука- многогранно, художник пишет картины, звукорежиссер пишет пространство. Никому не понравится если все звуки вашего микса будут находится в одном месте, если художник будет писать дерево поверх камня, т
Оглавление

Что такое пространство?

Пространство- форма существования матери и бла бла бла…. Или это форма взаиморасположения объектов? В любом случае это все неважно. К теме сегодняшней статьи это точно никак не соотносится. В нашем случае пространство «площадь» на которой располагаются звуки. То бишь звуковое пространство.

Чтобы легче понять- закройте глаза и представьте комнату, вашу спальню, кухню, или уборную кому как больше нравится. А теперь внимательно вспоминайте, где что находится. Расположение предметов мебели, люстры, окна и так далее. Все эти предметы не могут располагаться в одном месте, как с точки зрения логики, так и с её отсутствием. Эти правила применимы и к звуку. Кто-то может воскликнуть: «А как же моно?» Но моно -девушка сельская, и ее обзором займемся позже.

Пространство звука- многогранно, художник пишет картины, звукорежиссер пишет пространство. Никому не понравится если все звуки вашего микса будут находится в одном месте, если художник будет писать дерево поверх камня, то камень полностью мы не разглядим. Так и со звуком. Если bass бьет где-то по центру, то кик без проведения дополнительных манипуляций, находящийся в той же точке, будет прятаться за нашим «камнем». Итог всему-каша.

Простыми словами звуковое пространство- месторасположения звука (в звуковом поле).

Как правильно(можно) работать с пространством?

Способов работы с пространственной составляющей звука множество. Каждый выбирает свой в зависимости от поставленных задач. Я бы хотел выделить те, которые существуют

Важное уточнение. Работая с пространством, отдаю свое предпочтение наушникам, это помогает сделать более тонкую настройку. Работать только в них не рекомендуется, ибо колонки(мониторы) дают полную картину происходящего. НО! Даже не имея в своем распоряжении мониторов, настроить пространство через наушники можно очень и очень хорошо. В любом случае, музыка не требует соблюдения четких правил и указаний.

Разведение. В ЗАГС никто ходить не собирается. Полезно при работе с тембрами. Условно: у вас есть bass созданный на основе лэринга(наложения звука друг на друга). Одну составляющую мы просто кинем, вторую на левый канал, а третью на правый. Звук от таких манипуляций наберет в весе и станет более широким.

Схематично выглядит так
Схематично выглядит так

Хаас. И нет это не имя древнегреческого бога. Это создание стерео путем задержки одного канала относительно другого (и так далее на душном). В моем случае использую редко. Так как, подходит данное чудо к коротким ( клэп,хэт) и не высоким звукам. По причинам своей моно несовместимости. Звук может стать гнусавым, да и вообще, лучше просто пользоваться сдвигом фазы(субъективщина). Эффект по факту брата Хааса, а делается проще некуда.

В Fl  за это отвечает вот эта крутилка
В Fl за это отвечает вот эта крутилка

Расстройка. Звукорежиссеры изверги, согласитесь? Расстройка здесь происходит не за счет реальных показателей инфляции в стране, а за счет изменения высоты тоны одного звука относительного другого.

Инструкция. Создаем два одинаковы звука и накладываем друг на друга. Крутим питч(у обоих или одного) вуаля.
Инструкция. Создаем два одинаковы звука и накладываем друг на друга. Крутим питч(у обоих или одного) вуаля.

Эквализация. FabFilter Pro Q-3. Дарит прекрасную возможность пользоваться стерео эквализацией. Расширяя звук как определенно частотно, так и в зависимости от выбранного канала(лево\право) и направления(мид\сайд). Советую изучить данное чудо vst-инженерии.

Данный параметр отвечает за то, обработка какой части пространства будет происходить.
Данный параметр отвечает за то, обработка какой части пространства будет происходить.

Реверберация. Классика, как вестерн без ковбойской шляпы, так и широкий звук, не может существовать без ревербератора. По факту это эмуляция пространственного местонахождения звука. Включая душный, можно сказать так- многократное отражение, и переотражение звука в пространстве. Комната, концертный зал, оперный театр, морские пучины и тому подобное. Самый популярный способ из представленных.

И это лишь их малая часть.
И это лишь их малая часть.

Delay(задержка). Более подробно можете спросить у ваших дам…. А если серьезно, то это многократное повторение сигнала с определенным интервалом. Механика понимания простая- это эхо. Небольшое использование данного эффекта делает звук чуть широким, как штукатурка ровняет стены так и делэй помогает склеить пространство вашего микса. Можно звук и пошире сделать, но сами понимаете, если задержка большая стоит задуматься…..

Так видит Delay нейросеть, ни один живой человек не пострадал
Так видит Delay нейросеть, ни один живой человек не пострадал

Хорус. Любители серии TES может и представили черного таракана. В музыке, же это совсем не то. ХОРус-для понимания так. Звук шире, громче, его больше и т.д. Сводным братом его является Flanger(флэнджер) суть практически такая же. Если хорус- отец ушедший за хлебом, то флэнджер отец ушедший за бутылкой, т.е рано или поздно он вернется. Тут все зависит от того насколько далеко он ушел(delay).

Панорамирование. Инструмент, имеющийся у любой daw. Помогает «усадить» звук на его место.

На примере FL
На примере FL

Представленный список конечно же не полный, но, основной для большинства, дополнить вы его можете в комментариях, чему буду очень признателен.

Кто такая ваша «моно»

Выглядит как то так
Выглядит как то так

Вспоминая вашу комнату, представьте, что все предметы в ней находящиеся сосредоточены в одном месте. Моно-звук, можно сказать «сплющен» к центру, то есть исходит из одного канала. Моно-звук можно услышать, например из динамика телефона, или плохой портативной колонки. Зачем ему уделять внимание, да все просто: «если ваш микс звучит хорошо в моно, то в стерео он будет звучать еще лучше»-моносовместимость. Вывод: при сведении важно уделять внимания не только стерео, но и моно. Очень грустно, что современные «учителя» не уделяют времени моно. Но про такие «курсы» и «уроки» можно написать отдельную статью.

Важные советы от неважного эксперта

1. Начните сводить с моно, время от времени включая стерео. Так качество вашей звуковой панорамы вырастет, и вы быстрее научитесь усаживать звук в пространство.

2. Музыка не признает правил-факт. Но сведение все-таки опирается на здравомыслие. Бочка(кик) в независимости от жанра всегда бьёт по центру, не надо пускать ее в хоровод по панораме, так вы лишитесь фундамента вашего микса. Имейте четкий фундамент, эксперименты- это прекрасно, но когда у них здравый подход это еще лучше

3. Слушайте больше разной музыки, а именно подход авторов к панорамированию.

4. Развивайтесь. На тему сведения с ходу стоит посоветовать прекрасное чтиво: «Настольная книга звукорежиссера» от Боба Овсински. Будьте уверены, знания, полученные из этого манускрипта, прокачают ваш скилл, а если вы не любите читать, ха-ха, поищите аудио версию.

Будь уверен это base
Будь уверен это base

Интересные «панорамы» по мнению автора

1. Мираж. Именно, считаю непростительным упускать из виду хиты прошлых лет. Как говорится «самое лучшее новое-хорошо забытое старое» . Здесь стоит заострить внимание на альбоме «Снова вместе»

2. Metro Boomin - Ric Flair Drip. Да и в принципе все работы данного битмэйкера. Классический пример минималистичной панорамы.

3. Carpenter Brut-Maniac. Синтвейв, на мой взгляд лучший пример данного жанра.

4. Классический «рок». Выделять кого-то одного будет неправильно. Великих представителей жанра полно. От Guns N' Rose до Quin. Основная особенность панорамы данного жанра-это расположение инструментов так, будто вы стоите в центре стадиона, а перед вами играет группа.

P.S. Статья на подобных ресурсах для меня в новинку, да и что то подобное делаю впервые.Буду рад абсолютно любой критике-ведь это ключ к улучшению качества.