Кто такой менеджер? Этот вопрос задает себе каждый, кто хоть раз сталкивался с нуждой управлять людьми. И пусть ваш опыт ограничивается раздачей поручений одноклассникам при подготовке к школьному празднику, уже тогда приходит понимание - быть боссом непросто! А если речь идет о целой компании? Тут уж точно потребуются серьезные знания и навыки.
Давайте разберемся - что же все-таки означает быть менеджером? Может, это просто круто звучащая должность для важного дяди в дорогом костюме? Или за этим словом скрывается нечто большее?
Я утверждаю - эффективный менеджер должен сочетать в себе множество качеств и выполнять ключевые функции управления. Банально? Да вовсе нет!
Вспомним хотя бы знаменитого менеджера сборной России по футболу - Станислава Черчесова. Под его руководством наша команда вышла в четвертьфинал Чемпионата Мира 2018, что стало настоящим подвигом. Черчесов - отличный пример современного управленца, умело сочетающего разные подходы, стили и методы для достижения высоких результатов.
Давайте разберемся, какие же качества и навыки помогли ему и многим другим менеджерам добиться успеха.
Понятие результативности и эффективности деятельности менеджера
Итак, первый важный момент - разница между результативностью и эффективностью менеджера.
Допустим, вам как тренеру футбольной команды поставили задачу - вывести ее в высшую лигу. И в конце сезона вы это сделали! Звучит очень результативно - цель достигнута полностью. Но какой ценой?
Представьте, что за год вы перессорились с половиной игроков команды, потратили в два раза больше денег на трансферы и штрафы, чем планировалось, и теперь клуб на грани банкротства. Такое вряд ли можно назвать высокоэффективной работой - скорее уж неэффективной гонкой за результатом.
Поэтому ключевое отличие - эффективный менеджер достигает цели с минимальными потерями и издержками. Он не просто решает поставленные задачи, но делает это оптимальным способом.
В примере с футбольной командой более эффективным решением было бы постепенное улучшение результатов на протяжении нескольких сезонов. Скажем, сначала занять второе место в лиге, сохранив стабильность в коллективе и бюджете клуба. А затем уже бороться за высший дивизион. Такой путь требует больше усилий и терпения от менеджера. Зато позволяет избежать неоправданных потерь ради галочки в отчете.
Как же оценивают результативность и эффективность управленца на практике? Обычно выделяют несколько ключевых критериев:
- Степень достижения поставленных целей. Насколько полно выполнены первоначальные задачи и планы?
- Соблюдение бюджета и сроков. Уложились ли в отведенный временной и финансовый лимит?
- Качество работы команды, атмосфера и текучка кадров. Каков уровень мотивации сотрудников, настрой в коллективе, процент увольнений?
- Надежность и устойчивость полученных результатов. Насколько вероятно сохранить достижения в долгосрочной перспективе?
- Использование инноваций и оригинальных решений. Были ли применены новые, нестандартные подходы?
- Дополнительные бонусы и возможности для роста. Какие еще плюсы принесла работа компании - новое оборудование, полезные связи, повышение квалификации?
Пользуясь такой системой оценки, можно довольно точно определить насколько успешно и эффективно справляется менеджер со своими обязанностями.
Что же касается Станислава Черчесова - он установил сразу несколько "личных рекордов". До его прихода сборная России по футболу не была фаворитом крупных турниров, а итоговое 4 место на ЧМ превзошло все ожидания. При этом Черчесов сумел выстроить прочные связи с лидерами команды, сохранив высокий темп и полную самоотдачу игроков на протяжении всего турнира. А успехи сборной позволили привлечь в футбол серьезные инвестиции. Можно сказать, Черчесов показал образцовый пример менеджмента, сочетающего результативность в достижении цели и высочайшую эффективность в расходовании ресурсов!
Функции менеджера
Итак, мы выяснили, что быть эффективным менеджером - это не только добиваться результатов, но и делать это оптимальным способом. А какие же ключевые функции и роли позволяют управленцу эффективно руководить командой?
Допустим, мы с вами тренируем любительскую футбольную команду. На первый взгляд, наша главная задача - выбрать подходящую тактику игры и следить за физической формой футболистов. Верно?
Но представьте - в раздевалке постоянно происходят ссоры из-за того, что некоторые игроки не хотят выходить на поле. Другие вовремя не приходят на тренировки. А один из ведущих нападающих вообще заявил, что устал от футбола и бросает команду! Какая уж тут тактика - сначала надо наладить отношения в коллективе и мотивировать ребят!
Вот именно - помимо своих "прямых обязанностей", эффективный менеджер постоянно выполняет еще ряд важных функций:
- Планирование - определение целей, стратегий, планов и задач для команды
- Организация - распределение ресурсов, формирование организационных процессов и структур для реализации планов
- Мотивация - создание условий заинтересованности членов команды для выполнения поставленных задач
- Координация и контроль - согласование и направление работы всех подразделений на достижение общего результата и мониторинг текущего состояния по различным показателям
Без этого набора ключевых функций невозможно обеспечить эффективное управление. Просто зная правила футбола и тактические схемы, вряд ли получится сплотить и вдохновить команду. Придется еще наладить тренировочный процесс, распределить игровые роли, подбодрить нытиков и разговорить тихонь. То же самое касается и бизнеса, и любой другой управленческой сферы!
Роли менеджера
Итак, мы определили важнейшие функции, которые приходится выполнять менеджеру. Но помимо этого, современный руководитель берет на себя еще несколько ключевых ролей - лидера, наставника, координатора, стратега. Зачем они нужны и что подразумевают?
Вернемся к примеру с футбольной командой. Как вы думаете, достаточно тренеру просто расписывать тактические схемы и контролировать тренировочный процесс? Или от него требуется нечто большее для по-настоящему эффективной работы?
Конечно, второе! Ведь футбол - это не только спорт, но и огромные эмоции. И болельщики ждут от любимой команды не просто результата, а яркой игры и боевого характера! Чтобы это обеспечить, тренер должен стать для игроков лидером и мотиватором. При необходимости - психологом и старшим товарищем, способным выслушать и дать совет. А еще - мудрым наставником, который укажет футболистам верное направление роста.
Вот точно также и грамотный менеджер регулярно выступает в разных ролях - не только контролирует процесс, но и вдохновляет коллектив, поддерживает корпоративную культуру, координирует разные подразделения для синергетического эффекта. Это позволяет добиваться гораздо более впечатляющих общих результатов по сравнению с простым функциональным управлением!
Так что запомните - эффективный менеджер умеет не только ставить задачи и контролировать исполнение. Он еще и лидер, мотиватор, координатор и стратег в одном лице! А без этих ролей сложно рассчитывать на по-настоящему выдающиеся достижения.
Основные навыки управленца
Мы выяснили, что эффективный менеджер умело сочетает разные функции и роли. Но как же ему удается все это осилить? Конечно, с помощью ключевых управленческих навыков! Давайте разберем самые важные из них.
Наш знакомый тренер футбольной команды в очередной раз столкнулся с проблемой - некоторые игроки игнорируют тактические установки и на поле действуют по своему усмотрению. В результате много ошибок и пропущенных голов. Что делать?
Первым делом, наставнику нужно разобраться в причинах самоуправства футболистов. Возможно команда не до конца понимает или не принимает выбранную тактическую схему. Или же у игроков просто плохо с дисциплиной.
Чтобы выяснить реальное положение дел, требуются навыки анализа ситуации и эффективной коммуникации. Нужно провести открытый разговор с командой, узнать мнения ключевых лидеров. В ходе диалога выработать общую позицию и донести ее до всех футболистов в максимально доходчивой форме.
Если же проблема в слабой дисциплине, пригодятся навыки убеждения и администрирования. В этом случае нужно напомнить правила и этику коллектива, а при необходимости - принять меры воздействия к нарушителям.
В любом случае, без умения наладить диалог, разобраться в сути проблемы, найти убедительные аргументы и донести решение до всех, вряд ли удастся исправить ситуацию. А без этих качеств менеджер вообще перестает быть эффективным!
Поэтому по-настоящему успешный управленец регулярно совершенствуется в ключевых навыках, таких как:
- Коммуникация и убеждение
- Аналитическое и критическое мышление
- Принятие взвешенных решений
- Лидерство и управление конфликтами
- Персональная организованность и самодисциплина
Эти и другие важные умения позволяют менеджеру не только выполнять формальные функции, но и по-настоящему эффективно управлять командой в различных ситуациях. А главное - раскрывать потенциал каждого члена коллектива ради достижения общих целей!
Подводим итоги
Итак, подводя итог всему сказанному - что же все-таки значит быть эффективным менеджером? Какие ключевые качества и навыки для этого нужны?
Давайте еще раз обратимся к примеру футбольного тренера. Представьте - команда под его руководством выиграла чемпионат и кубок страны! Причем сезон получился очень ярким и зрелищным - болельщики в восторге от атакующего стиля игры и бойцовских качеств футболистов.
Очевидно - такого результата удалось добиться благодаря по-настоящему талантливой работе наставника. Он смог найти оптимальную тактическую схему, слаженно организовать тренировочный процесс, сплотить коллектив и мотивировать каждого футболиста отдавать игре все силы. А главное - стать для команды лидером и вдохновителем!
Вот именно такие руководители, сочетающие профессионализм, организаторские способности и харизму, по праву считаются эталонами эффективного менеджмента. Они демонстрируют важнейшие качества современного управленца - умение ставить масштабные цели и вести за собой к их достижению.
Поэтому если вы хотите стать по-настоящему результативным руководителем, как тот гипотетический футбольный тренер, запомните несколько ключевых моментов:
- Стремитесь к высоким результатам, но соизмеряйте их не только с целями, но и с потраченными для их достижения ресурсами.
- В своей работе сочетайте выполнение важнейших функций менеджмента и лидерские, вдохновляющие роли.
- Постоянно развивайте ключевые управленческие навыки, которые помогут эффективно действовать в любых ситуациях.
Следуя этим принципам, вы обязательно достигнете успеха на поприще менеджмента и по праву сможете гордиться результатами своего труда!
Если материал понравился — ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другой интересный и полезный контент 👍