«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Архиепископ Аверкий (Таушев):
«Вторая половина пятой главы посвящена наставлениям об обязанностях супружеской жизни. Здесь Апостол представляет супружеский союз, как образ таинственного союза Господа Иисуса Христа с Церковью, почему эти стихи 20–33 составляют содержание Апостольского чтения при совершении таинства брака. От мужей Апостол требует самоотверженной любви к своим женам, а женам предписывает полное повиновение мужьям: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» – так как: дальше Апостол поясняет, что «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», то «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем», то есть во всем добром. Из этого ясно видно, что повиновение заповедуется женам отнюдь не рабское и принужденное, а «как Господу», то есть искреннее и сердечное, основанное на любви. Главенство мужа в христианском браке должно понимать только, как первенство, всегда неизбежное во всяких союзах и обществах, состоящих из нескольких лиц, но не как властительство».
Священник Даниил Сысоев:
«Эти слова апостола Павла всегда читаются при совершении Таинства Венчания. Первое, в чем должно проявляться покорение воли друг другу, это отношения в семье.
Святитель Иоанн Златоуст замечает, что апостол Павел начинает с супружеского союза, «потому что если супружеские отношения в порядке, то и дети воспитываются хорошо, и слуги благочинны, и соседи, и друзья, и сродники (радуются), всем приятно их счастье, как бы некое благоухание. Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок и замешательство».
Святитель Феофан Затворник говорит, что апостол Павел начинает с жены для того, чтобы отметить ее высокое положение в семейной жизни. Некоторые считают, что жена — совершенно бесправное существо, но сказано: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Почему жена должна повиноваться мужу? В исламских странах это нужно, чтобы ее не побили палками. В современных светских браках богатый муж может оставить жену без всего, если она не будет его слушаться. Но в христианстве жена должна подчиняться мужу ради Господа. Она повинуется тому, кто отвечает за нее перед Господом, является ее защитником перед лицом Божиим. Отсюда выражение «выйти замуж».
Кстати, из данных слов апостола становится понятно, до какой границы должно простираться повиновение жены мужу.
Святитель Феофан Затворник пишет о жене: «Она повинуется мужу в уверенности, что Господь принимает такое повиновение, как бы оно Ему прямо было оказываемо; или повинуется ему, не яко сильнейшему и господственному по порядку естества, но яко представителю Господа».
Жена подчиняется мужу не как человеку с большим кулаком, а как тому, кто поставлен от Бога, как представителю Его власти.
Святитель Иоанн Златоуст уточняет: «Сказавши: “повинуйтеся, яко Господу” — Апостол или разумеет следующее: яко знающие, что служите Господу, как и в другом месте говорит, что они должны повиноваться если не ради мужей, то в особенности ради Господа; или: если повинуешься мужу, то думай, что ты повинуешься, как работающая Господу. Ибо если противящийся даже внешним общественным властям противится Божию повелению, то тем более не повинующаяся мужу. Этого Бог требует от начала».
Однако здесь необходимо сделать оговорку: жена должна повиноваться мужу до тех пор, пока он не начинает требовать противного воле Господа. Если он это делает, повиноваться ему не нужно. Впрочем, это относится к любому человеку (будь то патриарх или священник) и даже к установлениям соборов. Если они учат вопреки Слову Божиему, повиноваться им нельзя. Над всеми властями есть Бог, Которому мы должны повиноваться в первую очередь».
Если статья Вам понравилась - не забывайте ставить 👍👍👍 и подписываться на канал «Венчание Православное»