Найти тему

«Северный ледовитый океан» Каспара Давида Фридриха

Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан. 1823-1824. Холст, масло. 96.7 × 126.9 см. Кунстхалле, Гамбург
Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан. 1823-1824. Холст, масло. 96.7 × 126.9 см. Кунстхалле, Гамбург

На пейзаже немецкого художника-романтика изображена сцена кораблекрушения среди глыб арктического льда, нагромождённых в форме древнего погребального сооружения – дольмена.

Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан. 1823-1824. Фрагмент
Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан. 1823-1824. Фрагмент

Второе название картины «Крушение надежды». Справа видна корма погибшего корабля, надпись «HMS Griper» указывает на корабль «Надежда» – одного из участников экспедиций Вильяма Эдварда Парри 1819-1820 и 1824 годов.

Сэр Вильям Эдвард Парри. Экспедиция в поисках Северо-Западного прохода 1819-1820 годов
Сэр Вильям Эдвард Парри. Экспедиция в поисках Северо-Западного прохода 1819-1820 годов

Фридриху наверняка были известны отчёты экспедиций Уильяма Парри в поисках Северо-Западного прохода, регулярно публиковавшиеся в то время.

Местонахождение кораблей Hecla и Griper 20 сентября 1819 года, офорт Уильяма Уэстолла по рисунку Ф. У. Бичи.
Местонахождение кораблей Hecla и Griper 20 сентября 1819 года, офорт Уильяма Уэстолла по рисунку Ф. У. Бичи.

Зимой 1820-1821 годов художник выполнил ряд эскизов плавучего льда на Эльбе неподалёку от Дрездена, которые, вероятно, были использованы при написании картины.

Каспар Давид Фридрих. Льдины, этюды маслом, 1821. Гамбургский Кунстхалле
Каспар Давид Фридрих. Льдины, этюды маслом, 1821. Гамбургский Кунстхалле

Массивный айсберг символизирует разрушительную силу природы и напоминает о бренности человеческой жизни.

Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан. 1823-1824. Фрагмент
Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан. 1823-1824. Фрагмент

Фридрих часто подчеркивал чувство одиночества в своих работах, и эта картина не является исключением. Одинокий корабль, запертый среди льдов, передает чувство беспомощности и изоляции, подчеркивая уязвимость человека.

Возможно, художник вдохновлялся «Плотом Медузы» Теодора Жерико (1818-1819). Произведение Фридриха имеет схожую композицию и мрачный метафорический взгляд на неумолимую стихию.

Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1818–1819. Холст, масло. 491 × 716 см. Лувр, Париж
Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1818–1819. Холст, масло. 491 × 716 см. Лувр, Париж

Только трагедия, представленная в «Медузе» – это ответственность человека, независимо от окружающей его обстановки. А картина Фридриха несет более пессимистичный посыл: трагедия – это результат высокомерия человека в его попытках овладеть природой.

Поделитесь своими мыслями об этой картине в комментариях ниже!

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Instagram:
https://www.instagram.com/artstudiolo
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo