Найти тему
Открытая семинария

Меланхолия и Белый царь Дюрера

Дюрер, АльбрехтМеланхолия. 1514MelencoliaМедь, резцовая гравюра. 23,9 × 18,8 см Медиафайлы на Викискладе
Дюрер, АльбрехтМеланхолия. 1514MelencoliaМедь, резцовая гравюра. 23,9 × 18,8 см Медиафайлы на Викискладе

Сегодня мы завершаем наш небольшой цикл о пророческом триптихе гравюр Альбрехта Дюрера "Гравюры о Государе" и рассматриваем третью и самую загадочную гравюру - «Меланхолия» (1514) (1-ая, 2-ая).

За интерпретацию гравюры брались богословы, цари, философы, ученые, писатели и даже режиссеры. К примеру, в 2011 вышел драматический фильм с элементами фантастики «Меланхо́лия» (англ. Melancholia) — режиссёра и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Этим фильмом гениально-сумасшедший Ларс фон Триер как бы подводит итог всем традиционным толкованиям этой гравюры.

-2

Действия фильма разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Джастин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Во второй части также и Клэр, сестра Джастин, теряет интерес ко всему. Почему? Да потому что хоть и свадьба, хоть то и се - а к Земле неудержимо приближается таинственная планета Меланхолия, с которой, по утверждению ученых, Земля столкнется и прекратит свое существование. Что и происходит в конце фильма. Я смотрел когда-то, тоскливый фильм, больше не смотрю.

"Меланхолия". Последние кадры. Приближение планеты Меланхолия.
"Меланхолия". Последние кадры. Приближение планеты Меланхолия.

Настала очередь и Открытой Семинарии сделать свои комментарии и внести некоторую ясность и оптимизм в пророческую значимость этой работы Дюрера. Дело в том, что это - суммарная иллюстрация к пророческому Сборнику Льва Мудрого о Бедном (Белом) царе. Гравюра создана в Нюрнберге после второй поездки художника в Италию в 1505—1506 годах, в период зрелости индивидуального стиля, наивысшего мастерства и устремления к богословскому, пророческому осмыслению происходящего.

Еще одна пророческая картина из сборника Льва Мудрого: победа христиан над сарацинами.
Еще одна пророческая картина из сборника Льва Мудрого: победа христиан над сарацинами.

Название "Меланхолия" как бы обобщает все заглавия Сборника Льва Великого - хотя и отражает их в грустных тонах, отражающих состояние общества. Меланхо́лия (от др.-греч. μελαγχολία — «разлитие чёрной жёлчи») - это печальное, грустное состояние ума накануне явления Белого царя. Состояние глубокой печали из которой вывести может только Бог.

Детальное описание композиции привела Ц. Г. Нессельштраус:

…перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погружённая в глубокую задумчивость крылатая женщина. В руке у неё раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалёку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник, из-за которого выглядывает плавильный тигель. Позади женщины взобравшийся на жёрнов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке. Рядом свернулась в клубок тощая собака. Справа в глубине возвышается каменное здание, может быть, недостроенное, так как к нему прислонена деревянная лестница. На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат. В небе, в лучах кометы, распростёрла крылья огромная летучая мышь. На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I» (…) Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворённость, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намёков. Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает её бездеятельность, что за мальчик изображён позади, в чём значение магического квадрата, для чего разбросаны вокруг инструменты, в чём смысл цифры «I»?
Альбрехт Дюрер. Автопортрет.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет.

Все, или почти все, относительно смысла этой гравюры становится ясно, когда мы смотрим на Сборник Льва Великого, на пророчество о Бедном царе. Вспомните хотя бы начало Сборника: (полный текст здесь)

-6

(1) «... Истинный Царь, живший во влажном месте вследствие зноя, тот, которого люди изгнали из его жилища и отдали ложе его на островах, когда он плыл и ловил рыбу в седмичном седьмом году.

(5) И откроется помазанный; имеющий открыться проявится радугами и знаками Господа.

(6) Он будет оглашен видимым ангелом, обнаружившимся в образе скопца, одетого в белое одеяние.

(18) Кого люди считали за ничто и за ни на что не годного, тому на главу возложит Господь Свою руку и помажет его елеем в конце дней.

(19) ...потому что в те дни опечалятся люди и ударят лицами в землю и посыплют персть на главы свои и возопиют ко Господу Богу.

(20) Тогда услышит Господь молитву их, и обратит слух Свой к населяющим землю, и пошлет Архангела Своего в человеческом образе, и тот водворится на островах. И обретет святого Божия, дотоле невидимого и незнаемого.

(46) Но вслед за тем как, воззрев на небо, возопят «Господи, помилуй!» и пав ниц, со слезами скорби посыплют прахом главу, услышит Бог, призрит на них милостивым оком и ради оставшихся избранников Своих явит провозвещенного.

-7

В гравюре указана причина Меланхолии - тяжелые происходящие события и кажущаяся безнадежность. Но у Бога давно готов ответ на этот долгожданный вопль - это Белый царь. На гравюре мы находим остров (он вдали), находим Архангела, находим радугу, находим знаки Господа - звезду, которой согласно пророчеству знаменуется появление Белого царя.

(44) Откроет же так. Три дня и три ночи будет являться вверху града звезда, и не из числа планет, но подобная являющейся на Рождество Спасово.
-8

На гравюре мы, как всегда, находим собаку, про которую Сборник говорит "еще есть «волк по кличке животного», который развлекает." Есть "два камня", или "два каменных дома", о которых говорится в пророчестве. На гравюре мы видим и дом, и камень - так художник "подстраховался" в передаче текста. Есть строительные инструменты, лестница - все то, чем пользуется еще Белый царь накануне явления. Как будто идет строительство или ремонт второго этажа.

Рассмотрим и другие яркие детали гравюры. Песочные часы, в которых почти истек песок, указывают на то, что события гравюры происходят накануне явления Белого царя. Колокол, к которому протянута веревка, вот-вот зазвонит, везвещая меланхоличному миру добрые вести. Весы, которые висят, кажется, без дела, скоро будут пущены в ход - под весами в пророчествах подразумевается справедливый суд.

-9

Что касается таинственной таблички на стене дома, то это попытка Дюрера передать имя царя и другие сведения о нем, о которых говорит пророчество Льва Мудрого, к примеру эти отрывки:

(17) Имя же Царя скрыто в языках. Он походит на последний день, на седьмой. Пишется он первою буквою в восемнадцатом, то есть в триста первом. Он охраняет благочестие и пророчество.
(27) Он вырос в семье, имя которой состоит из 80. И это из 12-го элемента. А второе имя пишется с первой буквы на 18-ю букву. Оно подобно Всевышнему Богу, имя его Отца божественно.

Я не буду пытаться здесь все это расшифровать - хочу лишь сказать, что пророческая табличка Дюрера является, скорее всего, его попыткой интерпретировать странные слова пророчества и зашифрованное в нем имя. Что же касается безответного вопроса Нессельштрауса "в чём смысл цифры «I»", то тут, на мой взгляд, все ясно. Тут нет никакой цифры «I» - все цифры этой шифровки на стене дома даны на "арабский манер". А кроме цифр на картинке имеется три буквы, которыми называется царь (сам себя называет) - Йота («I») и Омега и буква, с которой начинается городок, в котором проживает государь:

-10
"Бедняк, бедный лев, меня зовут йота и омега..." "он остановит кровопролитие. Йота и омега слудует благодарить".

Йота (др.-греч. ἰῶτα) — 9-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 10. Происходит от финикийской буквы — йод. От буквы йота произошли латинские буквы I и J и их варианты, кириллические Й и Ж(и) (юда-жид), а также некоторые другие (в особенности посредством добавления диакритических знаков и образования лигатур, например в кириллице Ы и Ю).

Вспомним слова Христа о том, что Он пришел «не изменить что-либо ни на йоту». Буква эта в арамейском (буквы йуд (י)) - самая маленькая во всём алфавите, поэтому, вероятно, Христос и использовал ее для сравнения. Она соответствовала греческой йоте, которая стояла в этом месте греческого текста Евангелия от Матфея. Во время создания Нового Завета в греческом письме использовались заглавные буквы, поэтому греческая йота Ι была не меньше, чем остальные буквы алфавита.

Согласно Сборника Льва Великого действие происходит вблизи «городка, начинающегося на букву Сигма - Σ» (звонкая «с»). Происходит от финикийской буквы W. В ряде случаев sigma произносится как английская буква «s», в ряде случаев произносится как "z". Например, κόσμος (читается по гречески коз-мос), Ισραήλ (из-ра-эл).

-11

Еще одна интересная деталь - это отсутствие на данной картине распятия. На всех предыдущих оно есть, а тут нету. А на том месте, где должно было бы по идее, по композиции всех картин стоять распятие - стоит горнило. Горнило, в котором пылает огонь, и на котором плавится металл. Возможно, это то, как художник персонифицирует опыт Белого царя, который не есть еще опыт Христа, опыт Голгофы, но является горнилом, на котором переплавляется Белый царь. "Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это" Исаия 48:10-11. Похоже, что Белый царь внял совету Бога: "Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться" Откровение Иоанна 3:18. Он купил. Он обогатится.

Важно отметить, что во многом образ царя передается в самом образе Ангела. Священное Писание очень часто прибегает к этому приему, обращаясь к человеку как к Ангелу (вестнику) Божию. В Сборнике мы читаем:

(18) Его черты привлекательны; его фигура изящная, как у женщины; он зрелого возраста; у него появились небольшие залысины, и его волосы начали немного седеть;
-12

То, что присуще на картине Ангелу - в полной мере присуще и Белому царю из Сборника Льва Мудрого. Предположу, что Белый царь и явлен в этом образе, и сокрыт еще. Он явлен, потому что явлен в Ангеле, или в образе этой женщины с крыльями. Каким образом? Как попытка передать графически загадочные слова Сборника Льва Мудрого:

(34) Есть змеевидная колонна, плоская на земле, и четвертая колонна, представляющая животное, а также избранная женщина, стоящая внутри забора напротив его дома с венком (короной), громко говорящая о судьбе избранного царя.

Другими словами, эта женщина есть жена Белого царя! Жена, согласно Библии, является "одна плоть" с мужем, поэтому она может представлять его. Мы говорили в ряде публикаций (и это подчеркивается в пророческом Сборнике Льва Мудрого), что Белый царь сам не из царского рода. Корону (венец) ему приносит женщина, его жена, через которую ("одна плоть") государь и обретает так сказать земные права на престол. А как мужчина, как сын Божий, права на Царство он получает от Бога Отца. (см. также "Кому принадлежит корона пророческой иконы?" и "Белый царь: скорбь, подарки, мудрость, жена").

Мы говорили об одном из самых ярких пророчеств о жене Белого царя в Библии (см. Жена Белого царя). Дюрер тоже ориентировался на это описание домовитой жены (Пр. 31) Белого царя: тут и ключи (от хозяйства или ключи Давида?), и инструменты, которыми трудятся муж и жена, и не слишком толстый кошелек, и колокол, и весы, и часы, и собака, и даже венец...

Стоит еще обратить внимание на циркуль в руке женщины. В публикации "Белый царь с землемерной вервью" я говорил об этом атрибуте Белого царя подробно. Процитирую отрывочек:

"Но посмотрим на вторую главу книги пророка Захарии которая начинается со странного видения Ангела ("мужа" - человека, помазанника, Белого царя) с землемерной вервью:

"И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь." Зах 2:1

-13

Где еще в Библии мы читаем о землемерной верви? Где она упоминается в первый раз, в самый первый? В книге Иова - самой древней книге Библии. После долгих передряг и несчастий, в которые попал великомученник Иов (как и Русь в наши дни, как и Иерусалим во времена Захарии), Иову является Бог и начинает Бог со следующих слов, в которых и говорит о той землемерной верви, которую Он заложил, и которую он теперь являет Иову (см. также мое видео ниже о Великой подводной Стене):

1 Господь отвечал Иову из бури и сказал: 2 кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? 3 Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: 4 где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. 5 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? 6 На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, 7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Иов 38:1-7

Кстати, это откровение Иов получил в 38-ой главе своей книги - соответствующей 38-ой станции Исхода. А какому году соответствует эта станция? Верно, 2025. Просто со всех сторон нам сообщаются эти вещи - имеющий уши да слышит.

Вот и этот "муж" (или Ангел - посланник - Белый царь) в пророчестве Захарии появляется после плача Захарии о печальном состоянии его народа, о разрушенном царстве (как некогда Иов плакал перед Богом). И вновь, как и у Иова, Господь посылает видение о "землемерной верви" - и это видение должно было утешить (и утешило) Захарию. Оно означало, что его город, его царство - будет снова восстановлены. Более того - они охватят всю Землю:

"Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него." Захария 2:2-5

Ангел с землемерной вервью из пророчества Захарии
Ангел с землемерной вервью из пророчества Захарии

Вы понимаете, о чем идет здесь речь? Кто есть этот "муж, у которого в руке землемерная вервь"? Да, Белый царь. И восстановлен будет не Иерусалим в Палестине, а Русь, провозгласившая себя некогда (по праву) - Новым Израилем и Новым Иерусалимом." (конец цитаты публикации "Белый царь с землемерной вервью").

А вто так и выглядит буквальный "краеугольный камень", используемый в строительстве каменных зданий. С той же картины А. Дюрера.
А вто так и выглядит буквальный "краеугольный камень", используемый в строительстве каменных зданий. С той же картины А. Дюрера.

Впрочем, сам Дюрер знал что-то о явлении Белым царем некоего таинственного "краеугольного камня", но я не уверен - знал ли он, что это такое? Что это есть Великая подводная Стена - Краеугольный камень Земли? Тем не менее Дюрер сделал все, что мог - он прорисовал как атрибут Белого царя вполне буквальный краеугольный камень. Идем дальше.

Почему жена Белого царя изображена с крыльями? Мы подробно касались этого вопроса в таких публикациях, как Пророческие царские иконы "Яко орля крылья" и "Самодержавная": о чем они? также Пророческие иконы "Самодержавная" и "Яко орля крылья": что скрывают и что являют? также Об Орле с Востока на пророческих иконах, также Кому принадлежит корона пророческой иконы? также Белый царь и царица: две головы российского орла, также Пятая дочь: главная тайна России, также в целом цикле об Иосифе Прекрасном (Очень, очень рекомендую перечитать!!) Повесть об Иосифе Прекрасном и Асенефе-Руси (ч.9).

Мы установили, что обе иконы – это живописные образы, о которых говорится в Апокалипсисе:

Икона "Яко орля крылья"
Икона "Яко орля крылья"
И родила жена младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12,5).
И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени (Откр. 12,14).

Жена с рожденным Ею младенцем – это и пророческий образ Руси в целом, а в частности - пророчество о последней государыне, дающей рождение царскому семени, которое будет укрыто "в продолжение времени, времен и полвремени" (2025 - 1902 = 123 года) пока не явится в качестве Белого царя, восстановителя Святой Руси! Эти пророческие иконы, как мы выяснили, не просто перекликаются с двумя пророческими иконами Авеля, но дублируют и подтверждают их главную весть.

Самодержавная
Самодержавная

Но как же сам Белый царь? Он, кажется, также пребывает в грусти (греч μελαγχολία), которую отражают и лица ангелов. Но где он?

(45) Он в годах, он победитель и носит трофеи. Он царь, лучший среди всех царей. Он устроил свои жилые помещения в месте с четырьмя воротами, в нижней мере Сигмы, с южной стороны болота, в местности, не известной, грязной

Вот оно, на гравюре, это болото, к югу от которого дом царя, вот она радуга и звезда в небе, и все знамения, что представлены в Сборнике. И жена царя. И его дом - не дворец. Где же он сам? А там, где и положено быть ему, согласно Божьему замыслу, явленному в Сборнике Льва Мудрого и в других пророчествах: в своем доме. В той самой комнате, которую Дюрер изобразил в предыдущей гравюре с "блаженным Иеронимом".

Греческий текст Сборника Льва Великого. В древнем греческом буквы имели несколько иные формы, чем сегодня. Но узнать вполне можно.
Греческий текст Сборника Льва Великого. В древнем греческом буквы имели несколько иные формы, чем сегодня. Но узнать вполне можно.

И тут мы явно видим, какой именно момент истории человечества отражает эта гравюра - в тот момент когда "меланхолия" людей достигает максимума:

(61) В этот момент каждый будет взирать на небеса и горячо, и в течение продолжительных периодов времени будет громко молиться: «Господи, помилуй».
(62) Эти люди уже били лбами о землю и окропляли свои головы грязью, вздыхали и плакали из-за надвигающейся скорби.
(63) Они обратятся к Богу со своими молитвами, и Он благосклонно примет их мольбу. И милосердным оком взглянет на жителей земли; затем избранный станет явным для избранных, которые останутся в живых в то время.
(64) Откроется взору всех солнечная твердь в облаках, величиной подобная молотильному кругу на шесть волов, и снидет оттуда пурпуровидный крест, а на левой стороне его явится радуга, данная праотцам нашим в знамение завета.
(65) И указуя всеми чаемого избранника, прострется дуга сия чрез южный предел небесного круга, и нижний край её будет над местом, где обретается дом истинного царя.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет.

До самого момента явления, во все то время, когда народ находится (согласно Сборника) в меланхолии, царь дома. Это тот момент, тот дом, то состояние из которого царя выводит прибывший к нему Ангел Божий, который обращается к нему со следующими словами:

(1) Ты, странник, живущий в доме из камня, иди, выходи из него. Хватит жить грустя, плача и возделывая огород в сельской местности, пора возобновить свою жизнь.

Вот прямо к самому кануну этого события и подводит нас гений Дюрера. И оставляет там. Царь вот-вот выйдет из дома. Да, мир еще в смятении. Да, знамения, и все происходящее - устрашает. Но сейчас выйдет царь - и все во вселенной изменится!

Таким образом Меланхолия - это не конечный пункт назначения, не итог всего, но время накануне великой радости!

Светлана Петрова. "Автопортрет с жирным котом".
Светлана Петрова. "Автопортрет с жирным котом".

Ахаха! Простите, не смог удержаться, наткнулся на эту картинку и решил поделиться. Она, кстати, картина эта с котом продается, стоит 65 тысяч долларов.

Да, жаль, что Дюрер так и не представил, не нарисовал Белого царя "без маски". А может он это и сделал? Может быть образ Белого царя художник увидел в сходстве с собой? Вот, Светлана Петрова добавила ему вместо льва кота - ведь львы происходят из породы кошачьих. Так что Дюрер еще не Белый царь, но, думаю, что таким он себе его представлял. Только со львом. Или все же с котом? Ну, могу я немного расслабиться и посмеяться после работы над таким интереснейшим циклом? Как вы думаете?