Сегодня мы завершаем наш небольшой цикл о пророческом триптихе гравюр Альбрехта Дюрера "Гравюры о Государе" и рассматриваем третью и самую загадочную гравюру - «Меланхолия» (1514) (1-ая, 2-ая).
За интерпретацию гравюры брались богословы, цари, философы, ученые, писатели и даже режиссеры. К примеру, в 2011 вышел драматический фильм с элементами фантастики «Меланхо́лия» (англ. Melancholia) — режиссёра и сценариста Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях. Этим фильмом гениально-сумасшедший Ларс фон Триер как бы подводит итог всем традиционным толкованиям этой гравюры.
Действия фильма разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Джастин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Во второй части также и Клэр, сестра Джастин, теряет интерес ко всему. Почему? Да потому что хоть и свадьба, хоть то и се - а к Земле неудержимо приближается таинственная планета Меланхолия, с которой, по утверждению ученых, Земля столкнется и прекратит свое существование. Что и происходит в конце фильма. Я смотрел когда-то, тоскливый фильм, больше не смотрю.
Настала очередь и Открытой Семинарии сделать свои комментарии и внести некоторую ясность и оптимизм в пророческую значимость этой работы Дюрера. Дело в том, что это - суммарная иллюстрация к пророческому Сборнику Льва Мудрого о Бедном (Белом) царе. Гравюра создана в Нюрнберге после второй поездки художника в Италию в 1505—1506 годах, в период зрелости индивидуального стиля, наивысшего мастерства и устремления к богословскому, пророческому осмыслению происходящего.
Название "Меланхолия" как бы обобщает все заглавия Сборника Льва Великого - хотя и отражает их в грустных тонах, отражающих состояние общества. Меланхо́лия (от др.-греч. μελαγχολία — «разлитие чёрной жёлчи») - это печальное, грустное состояние ума накануне явления Белого царя. Состояние глубокой печали из которой вывести может только Бог.
Детальное описание композиции привела Ц. Г. Нессельштраус:
…перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погружённая в глубокую задумчивость крылатая женщина. В руке у неё раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалёку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник, из-за которого выглядывает плавильный тигель. Позади женщины взобравшийся на жёрнов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке. Рядом свернулась в клубок тощая собака. Справа в глубине возвышается каменное здание, может быть, недостроенное, так как к нему прислонена деревянная лестница. На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат. В небе, в лучах кометы, распростёрла крылья огромная летучая мышь. На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I» (…) Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворённость, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намёков. Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает её бездеятельность, что за мальчик изображён позади, в чём значение магического квадрата, для чего разбросаны вокруг инструменты, в чём смысл цифры «I»?
Все, или почти все, относительно смысла этой гравюры становится ясно, когда мы смотрим на Сборник Льва Великого, на пророчество о Бедном царе. Вспомните хотя бы начало Сборника: (полный текст здесь)
(1) «... Истинный Царь, живший во влажном месте вследствие зноя, тот, которого люди изгнали из его жилища и отдали ложе его на островах, когда он плыл и ловил рыбу в седмичном седьмом году.
(5) И откроется помазанный; имеющий открыться проявится радугами и знаками Господа.
(6) Он будет оглашен видимым ангелом, обнаружившимся в образе скопца, одетого в белое одеяние.
(18) Кого люди считали за ничто и за ни на что не годного, тому на главу возложит Господь Свою руку и помажет его елеем в конце дней.
(19) ...потому что в те дни опечалятся люди и ударят лицами в землю и посыплют персть на главы свои и возопиют ко Господу Богу.
(20) Тогда услышит Господь молитву их, и обратит слух Свой к населяющим землю, и пошлет Архангела Своего в человеческом образе, и тот водворится на островах. И обретет святого Божия, дотоле невидимого и незнаемого.
(46) Но вслед за тем как, воззрев на небо, возопят «Господи, помилуй!» и пав ниц, со слезами скорби посыплют прахом главу, услышит Бог, призрит на них милостивым оком и ради оставшихся избранников Своих явит провозвещенного.
В гравюре указана причина Меланхолии - тяжелые происходящие события и кажущаяся безнадежность. Но у Бога давно готов ответ на этот долгожданный вопль - это Белый царь. На гравюре мы находим остров (он вдали), находим Архангела, находим радугу, находим знаки Господа - звезду, которой согласно пророчеству знаменуется появление Белого царя.
(44) Откроет же так. Три дня и три ночи будет являться вверху града звезда, и не из числа планет, но подобная являющейся на Рождество Спасово.
На гравюре мы, как всегда, находим собаку, про которую Сборник говорит "еще есть «волк по кличке животного», который развлекает." Есть "два камня", или "два каменных дома", о которых говорится в пророчестве. На гравюре мы видим и дом, и камень - так художник "подстраховался" в передаче текста. Есть строительные инструменты, лестница - все то, чем пользуется еще Белый царь накануне явления. Как будто идет строительство или ремонт второго этажа.
Рассмотрим и другие яркие детали гравюры. Песочные часы, в которых почти истек песок, указывают на то, что события гравюры происходят накануне явления Белого царя. Колокол, к которому протянута веревка, вот-вот зазвонит, везвещая меланхоличному миру добрые вести. Весы, которые висят, кажется, без дела, скоро будут пущены в ход - под весами в пророчествах подразумевается справедливый суд.
Что касается таинственной таблички на стене дома, то это попытка Дюрера передать имя царя и другие сведения о нем, о которых говорит пророчество Льва Мудрого, к примеру эти отрывки:
(17) Имя же Царя скрыто в языках. Он походит на последний день, на седьмой. Пишется он первою буквою в восемнадцатом, то есть в триста первом. Он охраняет благочестие и пророчество.
(27) Он вырос в семье, имя которой состоит из 80. И это из 12-го элемента. А второе имя пишется с первой буквы на 18-ю букву. Оно подобно Всевышнему Богу, имя его Отца божественно.
Я не буду пытаться здесь все это расшифровать - хочу лишь сказать, что пророческая табличка Дюрера является, скорее всего, его попыткой интерпретировать странные слова пророчества и зашифрованное в нем имя. Что же касается безответного вопроса Нессельштрауса "в чём смысл цифры «I»", то тут, на мой взгляд, все ясно. Тут нет никакой цифры «I» - все цифры этой шифровки на стене дома даны на "арабский манер". А кроме цифр на картинке имеется три буквы, которыми называется царь (сам себя называет) - Йота («I») и Омега и буква, с которой начинается городок, в котором проживает государь:
"Бедняк, бедный лев, меня зовут йота и омега..." "он остановит кровопролитие. Йота и омега слудует благодарить".
Йота (др.-греч. ἰῶτα) — 9-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 10. Происходит от финикийской буквы — йод. От буквы йота произошли латинские буквы I и J и их варианты, кириллические Й и Ж(и) (юда-жид), а также некоторые другие (в особенности посредством добавления диакритических знаков и образования лигатур, например в кириллице Ы и Ю).
Вспомним слова Христа о том, что Он пришел «не изменить что-либо ни на йоту». Буква эта в арамейском (буквы йуд (י)) - самая маленькая во всём алфавите, поэтому, вероятно, Христос и использовал ее для сравнения. Она соответствовала греческой йоте, которая стояла в этом месте греческого текста Евангелия от Матфея. Во время создания Нового Завета в греческом письме использовались заглавные буквы, поэтому греческая йота Ι была не меньше, чем остальные буквы алфавита.
Согласно Сборника Льва Великого действие происходит вблизи «городка, начинающегося на букву Сигма - Σ» (звонкая «с»). Происходит от финикийской буквы W. В ряде случаев sigma произносится как английская буква «s», в ряде случаев произносится как "z". Например, κόσμος (читается по гречески коз-мос), Ισραήλ (из-ра-эл).
Еще одна интересная деталь - это отсутствие на данной картине распятия. На всех предыдущих оно есть, а тут нету. А на том месте, где должно было бы по идее, по композиции всех картин стоять распятие - стоит горнило. Горнило, в котором пылает огонь, и на котором плавится металл. Возможно, это то, как художник персонифицирует опыт Белого царя, который не есть еще опыт Христа, опыт Голгофы, но является горнилом, на котором переплавляется Белый царь. "Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это" Исаия 48:10-11. Похоже, что Белый царь внял совету Бога: "Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться" Откровение Иоанна 3:18. Он купил. Он обогатится.
Важно отметить, что во многом образ царя передается в самом образе Ангела. Священное Писание очень часто прибегает к этому приему, обращаясь к человеку как к Ангелу (вестнику) Божию. В Сборнике мы читаем:
(18) Его черты привлекательны; его фигура изящная, как у женщины; он зрелого возраста; у него появились небольшие залысины, и его волосы начали немного седеть;
То, что присуще на картине Ангелу - в полной мере присуще и Белому царю из Сборника Льва Мудрого. Предположу, что Белый царь и явлен в этом образе, и сокрыт еще. Он явлен, потому что явлен в Ангеле, или в образе этой женщины с крыльями. Каким образом? Как попытка передать графически загадочные слова Сборника Льва Мудрого:
(34) Есть змеевидная колонна, плоская на земле, и четвертая колонна, представляющая животное, а также избранная женщина, стоящая внутри забора напротив его дома с венком (короной), громко говорящая о судьбе избранного царя.
Другими словами, эта женщина есть жена Белого царя! Жена, согласно Библии, является "одна плоть" с мужем, поэтому она может представлять его. Мы говорили в ряде публикаций (и это подчеркивается в пророческом Сборнике Льва Мудрого), что Белый царь сам не из царского рода. Корону (венец) ему приносит женщина, его жена, через которую ("одна плоть") государь и обретает так сказать земные права на престол. А как мужчина, как сын Божий, права на Царство он получает от Бога Отца. (см. также "Кому принадлежит корона пророческой иконы?" и "Белый царь: скорбь, подарки, мудрость, жена").
Мы говорили об одном из самых ярких пророчеств о жене Белого царя в Библии (см. Жена Белого царя). Дюрер тоже ориентировался на это описание домовитой жены (Пр. 31) Белого царя: тут и ключи (от хозяйства или ключи Давида?), и инструменты, которыми трудятся муж и жена, и не слишком толстый кошелек, и колокол, и весы, и часы, и собака, и даже венец...
Стоит еще обратить внимание на циркуль в руке женщины. В публикации "Белый царь с землемерной вервью" я говорил об этом атрибуте Белого царя подробно. Процитирую отрывочек:
"Но посмотрим на вторую главу книги пророка Захарии которая начинается со странного видения Ангела ("мужа" - человека, помазанника, Белого царя) с землемерной вервью:
"И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь." Зах 2:1
Где еще в Библии мы читаем о землемерной верви? Где она упоминается в первый раз, в самый первый? В книге Иова - самой древней книге Библии. После долгих передряг и несчастий, в которые попал великомученник Иов (как и Русь в наши дни, как и Иерусалим во времена Захарии), Иову является Бог и начинает Бог со следующих слов, в которых и говорит о той землемерной верви, которую Он заложил, и которую он теперь являет Иову (см. также мое видео ниже о Великой подводной Стене):
1 Господь отвечал Иову из бури и сказал: 2 кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? 3 Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: 4 где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. 5 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? 6 На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, 7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Иов 38:1-7
Кстати, это откровение Иов получил в 38-ой главе своей книги - соответствующей 38-ой станции Исхода. А какому году соответствует эта станция? Верно, 2025. Просто со всех сторон нам сообщаются эти вещи - имеющий уши да слышит.
Вот и этот "муж" (или Ангел - посланник - Белый царь) в пророчестве Захарии появляется после плача Захарии о печальном состоянии его народа, о разрушенном царстве (как некогда Иов плакал перед Богом). И вновь, как и у Иова, Господь посылает видение о "землемерной верви" - и это видение должно было утешить (и утешило) Захарию. Оно означало, что его город, его царство - будет снова восстановлены. Более того - они охватят всю Землю:
"Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него." Захария 2:2-5
Вы понимаете, о чем идет здесь речь? Кто есть этот "муж, у которого в руке землемерная вервь"? Да, Белый царь. И восстановлен будет не Иерусалим в Палестине, а Русь, провозгласившая себя некогда (по праву) - Новым Израилем и Новым Иерусалимом." (конец цитаты публикации "Белый царь с землемерной вервью").
Впрочем, сам Дюрер знал что-то о явлении Белым царем некоего таинственного "краеугольного камня", но я не уверен - знал ли он, что это такое? Что это есть Великая подводная Стена - Краеугольный камень Земли? Тем не менее Дюрер сделал все, что мог - он прорисовал как атрибут Белого царя вполне буквальный краеугольный камень. Идем дальше.
Почему жена Белого царя изображена с крыльями? Мы подробно касались этого вопроса в таких публикациях, как Пророческие царские иконы "Яко орля крылья" и "Самодержавная": о чем они? также Пророческие иконы "Самодержавная" и "Яко орля крылья": что скрывают и что являют? также Об Орле с Востока на пророческих иконах, также Кому принадлежит корона пророческой иконы? также Белый царь и царица: две головы российского орла, также Пятая дочь: главная тайна России, также в целом цикле об Иосифе Прекрасном (Очень, очень рекомендую перечитать!!) Повесть об Иосифе Прекрасном и Асенефе-Руси (ч.9).
Мы установили, что обе иконы – это живописные образы, о которых говорится в Апокалипсисе:
И родила жена младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12,5).
И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени (Откр. 12,14).
Жена с рожденным Ею младенцем – это и пророческий образ Руси в целом, а в частности - пророчество о последней государыне, дающей рождение царскому семени, которое будет укрыто "в продолжение времени, времен и полвремени" (2025 - 1902 = 123 года) пока не явится в качестве Белого царя, восстановителя Святой Руси! Эти пророческие иконы, как мы выяснили, не просто перекликаются с двумя пророческими иконами Авеля, но дублируют и подтверждают их главную весть.
Но как же сам Белый царь? Он, кажется, также пребывает в грусти (греч μελαγχολία), которую отражают и лица ангелов. Но где он?
(45) Он в годах, он победитель и носит трофеи. Он царь, лучший среди всех царей. Он устроил свои жилые помещения в месте с четырьмя воротами, в нижней мере Сигмы, с южной стороны болота, в местности, не известной, грязной
Вот оно, на гравюре, это болото, к югу от которого дом царя, вот она радуга и звезда в небе, и все знамения, что представлены в Сборнике. И жена царя. И его дом - не дворец. Где же он сам? А там, где и положено быть ему, согласно Божьему замыслу, явленному в Сборнике Льва Мудрого и в других пророчествах: в своем доме. В той самой комнате, которую Дюрер изобразил в предыдущей гравюре с "блаженным Иеронимом".
И тут мы явно видим, какой именно момент истории человечества отражает эта гравюра - в тот момент когда "меланхолия" людей достигает максимума:
(61) В этот момент каждый будет взирать на небеса и горячо, и в течение продолжительных периодов времени будет громко молиться: «Господи, помилуй».
(62) Эти люди уже били лбами о землю и окропляли свои головы грязью, вздыхали и плакали из-за надвигающейся скорби.
(63) Они обратятся к Богу со своими молитвами, и Он благосклонно примет их мольбу. И милосердным оком взглянет на жителей земли; затем избранный станет явным для избранных, которые останутся в живых в то время.
(64) Откроется взору всех солнечная твердь в облаках, величиной подобная молотильному кругу на шесть волов, и снидет оттуда пурпуровидный крест, а на левой стороне его явится радуга, данная праотцам нашим в знамение завета.
(65) И указуя всеми чаемого избранника, прострется дуга сия чрез южный предел небесного круга, и нижний край её будет над местом, где обретается дом истинного царя.
До самого момента явления, во все то время, когда народ находится (согласно Сборника) в меланхолии, царь дома. Это тот момент, тот дом, то состояние из которого царя выводит прибывший к нему Ангел Божий, который обращается к нему со следующими словами:
(1) Ты, странник, живущий в доме из камня, иди, выходи из него. Хватит жить грустя, плача и возделывая огород в сельской местности, пора возобновить свою жизнь.
Вот прямо к самому кануну этого события и подводит нас гений Дюрера. И оставляет там. Царь вот-вот выйдет из дома. Да, мир еще в смятении. Да, знамения, и все происходящее - устрашает. Но сейчас выйдет царь - и все во вселенной изменится!
Таким образом Меланхолия - это не конечный пункт назначения, не итог всего, но время накануне великой радости!
Ахаха! Простите, не смог удержаться, наткнулся на эту картинку и решил поделиться. Она, кстати, картина эта с котом продается, стоит 65 тысяч долларов.
Да, жаль, что Дюрер так и не представил, не нарисовал Белого царя "без маски". А может он это и сделал? Может быть образ Белого царя художник увидел в сходстве с собой? Вот, Светлана Петрова добавила ему вместо льва кота - ведь львы происходят из породы кошачьих. Так что Дюрер еще не Белый царь, но, думаю, что таким он себе его представлял. Только со львом. Или все же с котом? Ну, могу я немного расслабиться и посмеяться после работы над таким интереснейшим циклом? Как вы думаете?