Найти тему
Alebrio

Скрытый смысл картин Виктора Васнецова, про который далеко не все знают

В 1926 году замечательный русский художник-сказочник Виктор Васнецов написал картину «Спящая царевна». К тому времени Васнецов уже полностью определился с жанром, в котором ему следует работать — сказки и сказочные персонажи, и создал целый цикл картин «Поэма семи сказок». На первый взгляд это обычные хоть и мастерски исполненные иллюстрации к сказкам, но не всё так просто и однозначно, особенно если присмотреться ко времени создания этих картин и мировоззрению самого Васнецова.

Спящая царевна
Спящая царевна

Сюжет основан не только на известной поэме Пушкина «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», но и «Сказке о спящей красавице Шарля Перро». Это и объясняет, почему все на этой картине спят крепким, явно колдовским сном, больше похожим на смерть.

Картина очень декоративна, изумительна по колориту — впечатляет контраст между ярко освещённым теремом и тёмным, типично Васнецовским лесом. Сомнений, что это иллюстрация к сказке нет и в помине, но при этом она исполненная с тщательностью, с которой пишут лишь настоящие «большие» картины. Сколько ярких узорчатых орнаментов, как изумительно передана текстура ткани платья царевны и одежды всей её дровни, с какой внимательностью Васнецов подошёл к костюмам каждого персонажа и продумал композицию.

Царевна-лягушка
Царевна-лягушка

Да и все типажи как на подбор — вот карлик-шут в богатом красном кафтане и шутовском высоком колпаке, рядом прикорнули песняры-баяны, словно бы сошедшие со страниц «Слова о полку Игореве». На другой стороне в ряд заснули слушательницы-девушки, подруги и служанки царевны, за которыми присматривала старушка. Ну а самая младшая из них взгромоздилась на толстенный старинный фолиант — наверняка она была грамотная и зачитывала для всех, что там было написано, да вот колдовской сон сморил и её.

Баба-яга
Баба-яга

И сразу возникает картина — песняры играют на гуслях, рассказывают старинные былины, поют песни, которые с интересом слушают царевна и девушки, но накрыл их разом колдовской морок и все заснули мёртвым сном.

Но коли царевну поцелует добрый молодец, то она очнётся вместе со всей её дворней, и вновь жизнь восторжествует над смертью. Так-то атмосфера на картине хоть и не самая радостная, но отнюдь не трагическая, оставляет надежду на избавление. А то что воссоединение влюблённых неизбежно Васнецов подчеркнул изображениями доброго молодца и красной девицы над спящей царевной.

Сивка-бурка
Сивка-бурка

А вот если рассмотреть ещё контекст эпохи и жизни Васнецова после революции, то его цикл картин «Поэма семи сказок» обогащается новыми деталями и домыслами.

Царевна-Несмеяна
Царевна-Несмеяна

Васнецов революцию не принял и относился к ней негативно. Правда, в советское время на это предпочитали закрывать глаза — всё же его творчество было интересным и аполитичным, да и свои взгляды он благоразумно открыто не высказывал. Но и эмигрировать не захотел — без России он себя не мыслил, потому осталось уйти в эмиграцию внутреннюю — мир сказок и фольклора, в чистое творчество.

Кащей Бессмертный
Кащей Бессмертный

Однако всё происходящее в России и своё отношение к революции он иносказательно выразил в картинах. Сейчас многие искусствоведы сходятся, что тем самым колдовским дурманящим сном спала вся революционная Россия — и её жители зачастую просто не представляли, что твориться вокруг, да и старались во всё это поменьше вникать — спокойнее будет. Хотя, конечно, новое время коренным образом изменило жизненный уклад многих самых предприимчивых и способных людей, тех, кто чего-то добился в дореволюционной России, и сейчас вынужден или влачить жалкое существование или ехать в эмиграцию. Ими были многие знакомые и друзья Васнецова, так-то его взгляды вполне логичны и, возможно, оправданы.

Ковёр-самолёт, 1926
Ковёр-самолёт, 1926

И если подходить с таким подходом к другим иллюстрациям из цикла, то открыться может многое. Кащей уговаривает и соблазняет красу-девицу, символизирующую всю Россию — и уговорил же. А Царевна-несмеяна — не та самая Россия, которую безуспешно пытаются развеселить скоморохи и шуты, а ей хочется уйти от них подальше, на волю. Да и персонажи картины «Ковёр-самолёт» 1926 года — уж слишком они грустные, словно бы эмигранты, которые навсегда покидают родную страну.

Действительно, творчество Васнецова куда больше, чем простые иллюстрации к русским сказкам.

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.

-8