В тихой атмосфере театральной гримерки, окруженной историческими декорациями и хранящей множество историй, последними штрихами завершает создание образа Анна Чурина. Утром она любящая мама и жена, вечером — дива, умеющая перевоплощаться в различные роли и олицетворяющая собой симбиоз творческого вдохновения и искусства.
В преддверии главных праздников и волшебства мне удалось побеседовать с ней о спектакле «Идеальный муж», о ее героине Гертруде и узнать небольшие подробности двух премьер с участием Анны в 2024 году.
Расскажите, что происходило в вашей жизни, когда вам предложили роль Гертруды? Сразу ли согласились на нее?
Роль Гертруды мне предложили летом 2023 года. В то время у меня активно шли съемки в двух проектах, в сериалах «Цифровой код» и «Бим 3». И, конечно, я понимала, что съемки подходят к своему завершению, и близится начало нового театрального сезона, а поскольку я не очень была загружена в театре, с удовольствием приняла это предложение.
Очень люблю Оскара Уайльда. Когда я училась на факультете иностранных языков (это моё первое образование), мы штудировали Уайльда на английском. Его дух, юмор, который всегда присутствует в произведениях, глубокая философия мне очень близки.
К тому же я два раза ходила на спектакль с двумя составами, мне он очень понравился.
А как вы готовились к роли Гертруды в спектакле «Идеальный муж»?
Подготовка к роли — это всегда внутренняя кухня актера. Помимо того, что посмотрела сама спектакль, прочитала пьесу, посмотрела видео постановок в других театрах, я простроила биографию своей героини вместе с Юлией Куварзиной, которая меня, собственно, вводила в спектакль. Работа проделана большая! Было много репетиций с разными партнерами, так как спектакль мы играем часто, составов много, и роль важно выстроить так, чтобы с любым партнером можно было сразу вступить в гармоничное взаимодействие.
Премьера у меня состоялась 8 сентября. Моим партнером стал Кирилл Гребенщиков. Он предложил мне свое время, чтобы ввестись в спектакль, чему я, конечно, обрадовалась. С Кириллом мы уже работали вместе в других проектах, спектаклях. Его подход мне уже был знаком, поэтому играть спектакль «Идеальный муж» на сцене в премьерный для меня день именно с ним было радостно.
Легко ли было наладить контакт с партнерами по сцене?
С разными партнерами спектакль получается разным, и это нормально. Вообще ни один спектакль не похож на предыдущий, всегда что-то особенное и уникальное получается, и это — фишка театра. Здесь и сейчас происходит магия с конкретным партнером. Поэтому всегда присутствует момент импровизации.
Когда я училась во ВГИКе у мастера Владимира Мирзоева, нас этому учили. Учили не идти жестко по структуре, а уметь всегда поменяться, подстроиться под партнера.
А партнеры по спектаклю у меня прекрасные, умеют импровизировать, чувствовать тебя. Каждый раз, когда иду на спектакль, нахожусь в предвкушении и думаю, а каким же он получится в этот раз: тягучим, быстрым, смешным или более философским.
Какой вы видите свою героиню в спектакле «Идеальный муж», и близка ли она вам?
В первой половине спектакля Гертруда предстает перед зрителями снобкой. Несмотря на то, что и ценности, и идеалы у нее правильные, она живет в иллюзорном идеальном мире. Здесь нет ее вины, так как она выросла в соответствующих условиях: богатая семья, принципы, жизнь с ощущением того, что все должно быть в рамках закона. Гертруда никогда не занималась бизнесом, не строила карьеру — она изначально занимала высокое положение. Крах, который происходит в ее жизни в конце первого акта, очень важен. Важен для дальнейшего духовного роста героини. После она уже становится милосердной, более терпимой, и главное — она учится прощать, понимает, что в жизни не все так просто, как она привыкла думать.
Чем она близка? Я, конечно, не выросла в идеальных условиях и в богатой семье как Гертруда, но с детства я привыкла к тому, что есть правила, мораль, законы, заповеди в конце концов.
Да и мой идеальный мир был разрушен гораздо раньше, чем у Гертруды, и это не было связано с мужем. Просто я вступила во взрослую жизнь после окончания школы, уехала в другой город. Там я увидела, что жизнь совсем другая: в ней много жестокости, несправедливости, лжи и предательства. Но меня это не сломало, я наоборот научилась отстаивать свои границы и продолжила жить по принципам, которые помогли сформировать мои родители. Роль Гертруды для меня — история становления личности.
Как вы считаете, какие мотивы стояли за решением Гертруды остаться с супругом в спектакле «Идеальный муж»?
Она его искренне любит. Да, ей не чужды проявления тщеславия, она хочет, чтобы муж сделал карьеру, стал министром.
И когда стала известна правда о прошлом, Гертруда все равно сумела понять и услышать Горинга, который пытался донести, как важен для Роберта этот портфель, как важна ему карьера в политике.
Для женщины очень нужно понимать (особенно если она с ним в тандеме), что движет мужем, что для него важно. Гертруда, надо отдать ей должное, принимает и этот момент: Роберт не идеальный, он, как и любой человек, способен совершать ошибки, может оступиться — никто из нас не застрахован от этого.
Прощение близкого человека иногда занимает длинный период, в этом есть некое смирение души и человека к обстоятельствам. Гертруда это делает, она все же умный и любящий человек.
Центральный её мотив — это любовь. Не тщеславие, а именно любовь к мужу, поэтому остается, прощает, принимает и живёт дальше счастливо в браке.
Как вы подходите к проработке характера в спектакле? Какие детали и нюансы помогают вам лучше погрузиться в роль Гертруды?
Проработка характера — часть внутренней кухни, которая у каждого актера своя. В первую очередь нужно, конечно, понимать, к какой эпохе относится произведение, где происходят события. Существуют определенные каноны времени, которые важно знать. И повторюсь, я изучала Оскара Уайльда во время учебы, английская культура мне близка.
С 15 января 2024 года я играю в спектакле «Вот и свела судьба нас» по мотивам «Пяти вечеров» Володина. Это совсем другая эпоха — советская. Герои по-другому существуют, говорят, у них совсем другие взаимоотношения, дистанция между людьми меньше.
Можно сказать, что работа над оформлением образа — некий творческий котел, в который я максимально погружаюсь. Читаю, смотрю, проникаюсь духом произведения. Например, в ресторане, заприметив интересную женщину, могу наблюдать за ней, отмечать те или иные жесты, детали, интонации.
Актеры только так и работают: собирают по крупицам образ, а потом в итоге выдают полноценного героя. Конечно, очень важно мнение со стороны режиссера, партнеров, зрителей. Процесс создания и проработки образа все время претерпевает изменения.
Ещё с 3 января я играю премьерный спектакль «Идеальный муж» с Олегом Масленниковым. Олег играл Роберта Чилтерна довольно долго в другом театре, в постановке другого режиссера, другие, естественно, партнеры были у него. И когда мы репетировали вместе, для меня роль Гертруды открылась еще больше. Олег погружен в это произведение много лет, у него есть свои наработки, и наша совместная работа на репетициях для меня стала еще одной радостью творчества.
Как женщина вы понимаете Гертруду, или же вы бы поступили иначе?
Точно бы не стала осуждать мужа, постаралась бы понять его. Вообще понять человека можно, только если занять его место, надеть его ботинки и пройти всю дорогу, которую преодолел он, и тогда уже сказать: «Ну вот да, здесь он мог бы поступить иначе», но нет в истории сослагательного наклонения.
Я бы приняла, наверное, условия Миссис Чивли, сказала бы: «Раз уж так, не будем позориться, сделай, как она просит».
Как бы сложилась, по вашему мнению, дальнейшая судьба вашей героини за пределами спектакля?
Спектакль заканчивается хеппи эндом, и я могу предположить, что дальше Гертруда и Роберт живут долго и счастливо. Они пережили катарсис в отношениях, прошли падения и взлеты, а подобное может только укрепить их взаимоотношения. Чем больше понимания между людьми, тем больше шансов на счастливую совместную жизнь.
Уже не секрет, что 31 января состоится ваша премьера в спектакле «8 любящих женщин». Раскройте секрет, какую роль играете?
Спектакль очень классный, стильный. Он смешной, и присутствует детективная интрига. Я играю роль Пьеретты, сестры отца семейства. Спойлер: отец семейства так и не появится на сцене.
Эта роль мне очень нравится. Она очень искренний человек, несмотря на свою сложную судьбу. Больше не расскажу ничего, нужно приходить и смотреть. Я точно знаю, что оно того стоит.
Многие женщины узнают в чем-то себя, а мужчинам, думаю, будет интересно посмотреть на женские взаимоотношения, узнать, что у каждой есть свои пороки, тайны, секреты, но каждая искренне хочет счастья.
Так что до встречи в театре!
Что вас может оттолкнуть при прочтении пьесы? Вот о чем должен быть сюжет, чтобы вы точно и бесповоротно отказались от роли?
В театре пьесы берутся прошедшие либо некую цензуру, либо проверку временем, если речь идет о классике.
Мало что способно меня оттолкнуть в театральной сфере. Лет десять назад, может больше, была такая тенденция — постановки скандальных историй, выворачивающих наизнанку всю подноготную человеческой мерзости. Такие пьесы меня не привлекали, и дело не в роли. Героиня может быть хоть кем, важно, что несет произведение в общем и целом. Имеет значение то, о чем мы говорим, какова наша задача, и что мы хотим донести до зрителя. Поэтому мне интересны сценарии в кино, которые вдохновляют людей, заставляют задуматься и стать лучше.
Одни актеры говорят, что они работают в театре, а другие — служат. К какой категории актеров относитесь вы?
Такой вопрос интересный, хотя я бы его так не ставила. Это больше про твое отношение к тому, что делаешь. Ты можешь сниматься и играть в антрепризных спектаклях и мюзиклах за большие деньги и ставить себе цель в виде заработка. Тогда это работа.
Другое дело, когда нужно зарабатывать, но все-таки для тебя главное то, что ты играешь, что транслируешь. Тогда это называется служением.
Если говорить про меня, то я, конечно, радуюсь, когда мне предлагают гонорары, но всегда смотрю, что я могу дать зрителю. Можно сказать, что я служу искусству.
Бывают истории, где не так много денег, но они интересные и заслуживают внимания. Бывает, я снимаюсь у студентов в короткометражных фильмах бесплатно, поддерживаю молодых ребят. Я понимаю, что нельзя только брать. Нужно и отдавать.
Перед завершением интервью мне бы хотелось предложить вам четыре фразы, которые нужно будет продолжить.
1. В театре я никогда не сыграю Джульетту, потому что я перешагнула определено возрастную и профессиональную планку.
2. В новом 2024 году хотелось бы создать свой моноспектакль. У меня уже есть наработки. Вообще, я считаю, когда артист один на сцене — это самое честное, это экзамен на профессионализм и харизму.
3. В 2023 году я научилась ничему не удивляться, потому что жизнь преподносит большое количество как приятных сюрпризов, так и неприятных. Я научилась быть стойкой, принимать все, что мне посылает жизнь спокойно, с достоинством и с верой, что все это не зря.
4. В прошлом году я получила очень много подарков. У меня получился очень насыщенный год: было 8 съемочных проектов, появился театр.
Еще дочь закончила школу с золотой медалью, поступила на первый курс, а сейчас учится очень хорошо, и для меня это тоже подарок.
Жизнь идет, и все хорошо.