Найти тему
Анна Хлебникова

Как бизнесу снимать рилс, шортс и клипы: 3 стратегии, которые можно попробовать

В финале конференции «ДавайСнимай» мы с соорагнизатором Натальей Вольной провели три интервью с экспертами из разных ниш. Спросили, как они снимают короткие видео и каких результатов добиваются. И получили три классных истории, которые точно кому-то помогут освоить рилс, шортс или клипы в ВК.

Первая — о том, как уволиться с нелюбимой работы и начать зарабатывать с помощью видео. Вторая — о том, что продавать можно даже с помощью роликов, снятых на коленке. И третья — как потратить 200 тыс. рублей, получить нулевой результат, но сделать правильные выводы и продолжить снимать.

Меня зовут Анна Хлебникова, я медиаменеджер и руководитель студии видеопродакшена Videoset-insta. Я дополнила истории экспертов, которые используют рилс для продвижения, и дала рекомендации, как влиться в процесс легче. Читайте, будет полезно :)

Светлана Комаркова: «Нужно постоянно пробовать. Если попробовали и не получилось, пробуйте снова»

Возможно, вы знаете меня как Комарошку из Instagram*. До сорока лет я работала на нелюбимой работе и думала, что больше в жизни ничего не будет. Меня увлекало видео, но долгое время я лишь смотрела чужие ролики, которые мелькали в ленте. И только во время карантина решилась и начала снимать свои.

Дело пошло так хорошо, что с нелюбимой работы я уволилась :)

Сейчас видео — мой основной источник заработка. Все подписчики, заказы и продажи приходят через рилс. Я учу людей продвигать блоги с помощью креативного видеоконтента. При этом для своего блога снимаю всего пять вертикальных видео в месяц: я выбрала юмористический формат, а в нем невозможно выдавать ролики часто — это высосет всю энергию.

Съемки должны быть комфортны для вас

Креативный формат вертикальных видео подходит не всем. Есть люди, которые любят смотреть смешные ролики, но не готовы сами их снимать. И это нормально.

Делать только весёлый контент — ошибка. Когда ты всегда на позитиве, к тебе приходят заряжаться энергией. Но в жизни мы все — обычные люди со своими проблемами. Если я пытаюсь выдавливать из себя позитив, это выглядит неестественно, а люди считывают фальшь. Проще открыто сказать, что сейчас сложный период.

Я считаю, что при съёмке вертикальных роликов нужно выбирать максимально комфортную для себя историю. Можно повторять за кем-то: надеть пиджак, сделать серьёзное лицо и так же серьёзно вещать в роликах. Но от такого притворства быстро выгораешь.

-2

Как придумывать идеи для вертикальных видео

Идеи рилс приходят от подписчиков: что интересует одного человека, то интересует десятерых, просто они стесняются спросить. На некоторые ролики меня вдохновили другие творческие люди, которые превращают рилс в кино. Это не значит, что за ними нужно повторять всем — просто я люблю режиссуру, красивые кадры и постановку, как в фильмах.

Иногда идеи приходят, когда я занимаюсь физической работой. Получается так: убрала телефон, долго в нем не залипала, переключила мозги, ушла внутрь себя. И нашла там идеи!

Мой слоган: «Нужно постоянно пробовать. Если попробовали и не получилось, пробуйте снова». Когда транслируешь только успешный успех, люди перестают тебе верить. На косяках же можно сделать идеальный рилс, который приведёт огромное количество подписчиков, потому что люди любят факапы. Мне не стыдно показать, что я выгляжу глупо и нелепо — из этого состоит моя жизнь. Мой самый знаменитый рилс — как не могла залезть на стог сена.
-3

И напоследок: относитесь к съемке вертикальных видео проще. Кто-то снимает каждый день пять роликов и набирает по пять подписчиков, кто-то снимает один гениальный рилс, и сразу много подписчиков приходит. Людей привлекает харизма и открытость: ни лишний вес, ни возраст не оттолкнут их.

Руководитель студии видеопродакшена Анна Хлебникова об этом подходе

Вертикальных роликов сейчас — бессчетное количество. Вопрос в том, что из этого смотрят, обсуждают, пересылают друг другу, а что — быстро пролистывают. Я считаю, не стоит зацикливаться на количестве, когда можно сделать ставку на качество роликов. И говоря «качество», я имею ввиду не дорогую киношную картинку, а хороший юмор и глубокий смысл видео.

С юмором всё сложно: банальные ролики, как у всех, быстро приедаются аудитории. Автору нужно постоянно думать, как сделать иначе и при этом донести до зрителей важные мысли в развлекательном формате. Делать такие ролики хорошо умеют единицы, но если поставить себе такую цель и постоянно совершенствоваться, то всё получится.

Светлана в роликах показывает, что она такая же, как её подписчики, только чуточку более раскованная, открытая, самоироничная. Она позволяет себе проявляться без оглядки на мнение окружающих. Это не просто развлекательный контент, который привлекает новую аудиторию. Эти ролики показывают зрителям, чему стоит поучиться у автора. Ведь Светлана продаёт свои образовательные продукты через рилс. То есть совмещает юмор, небанальную подачу и продажи, а это сложно вдвойне.

Мне кажется, это хорошая стратегия. Показывайте своим подписчикам, что вы похожи, но обязательно делайте упор на точки своего превосходства в экспертной области.

Мария Губина: «Оказывается, это проще, чем я думала»

Я десять лет консультирую по маркетингу малый и микробизнес. Хоть я и маркетолог, но долго сопротивляюсь нововведениям — предпочитаю инструменты, которые работают всегда. Reels для меня — новый эксперимент.

Съемки должны приносить удовольствие

Я понимала, что ничего хорошего не получится, если начну снимать ролики через насилие над собой. Если заставлять себя снимать вертикальные видео, через пару месяцев уже не захочется ими заниматься. Поэтому я стала искать форматы, которые больше подходят именно мне. И подглядывать за другими экспертами: кто, что и как записывает.

Оказалось, самый простой вариант — обратиться к продюсеру, дать ему денег, приехать раз в месяц на студию и снять вертикальные видео. Но мне больше нравятся живые ролики, которые записаны дома, пусть даже на коленке. При записи в студии рилс превращается в кино — мне такой формат не подходит.

-4

Обращаться к продюсеру я не захотела, поэтому решила снимать рилс как получится. Тем более что прежде я так же на коленке снимала видео для сторис. Тогда я просто выходила на улицу, доставала телефон и говорила: «Здравствуйте, я вышла погулять, мне нужно потренировать навык ведения сторис через видео, потерпите». Подписчики терпели, а у меня получалось все лучше и лучше. И я решила: рилс буду делать так же.

Как начать с малого, особенно если вы снимаете видео без помощников

Я выступаю за встраивание новых навыков по принципу кругов по воде, чтобы сразу не ухнуть в пучину:

Сначала я попробовала записать несколько роликов у себя в саду. Потом с помощью монтажной программы вырезала отрывки из своих старых видео. Да, мне казалось, что всё выглядело ужасно. Но зато я сделала первые шаги.

Я пробовала записывать ролики сначала на одном фоне, потом на другом. Поняла, что чувствую себя не очень хорошо — как-то силиконово. Хотя от аудитории был отклик: сказали, что у меня глаза красивые. Тогда я стала записывать рилс без очков :)

Брендированный баннер помогает не мучиться с выбором фона, а снимки с фотосессий прекрасно подходят для обложек рилс
Брендированный баннер помогает не мучиться с выбором фона, а снимки с фотосессий прекрасно подходят для обложек рилс

Потом я втянулась и пообещала себе делать по три ролика в неделю. На второй неделе сняла четыре ролика. На третьей — уже шесть роликов, а потом за выходные случайно записала сразу девять рилс. Теперь я снимаю их пачкой, потому что не могу каждый день выделять достаточно времени на запись.

Накладывать текст в видео начинала сама — как могла, где могла, в чём могла. Сейчас у меня есть помощница — она добавляет в конце видео плашечку с надписью «Подпишись» и делает субтитры.

А еще я не ставлю себе задачу написать вау-сценарий. Просто стараюсь в каждый рилс добавить вводную фразу, которая будет цеплять людей. В видео всё так же, как в тексте: сначала идёт зацепка, потом — погружение, а потом — ответ на вопрос аудитории или мораль.

С идеями для вертикальных видео тоже все просто: я подсмотрела, как другие эксперты переделывают свои посты в видеоформат, и стала делать так же. Иногда приходят новые идеи. Но если нет — я просто превращаю свои же посты в ролики.

Наконец, никакого перфекционизма. Я записываю всего 2–3 дубля, чтобы выбрать из них лучший, но сам рилс при этом может быть не очень хорошим. И это нормально — невозможно быть всегда одинаково гениальным. Зато на фоне плохих рилс другие смотрятся ярче.

Если есть процесс, в который не получается зайти, потому что он кажется большим и сложным, значит, заходим как можем. Сложно записать рилс — записали как угодно, опубликовали. Через неделю уберёте, если будет сильно плохо. Это всего лишь пять минут позора.
-6

Руководитель студии видеопродакшена Анна Хлебникова об этом подходе

Бережное отношение к построению личного бренда через любые форматы контента — очень хорошая история. Строится личный бренд не день и не два, это работа вдолгую. Если эксперт будет то писать статьи, то делать сторис, то снимать рилс пачками и осваивать все площадки одновременно, он быстро выдохнется.

Я вижу на рынке много примеров, когда эксперты проходят обучение по рилс, снимают серию роликов, выкладываются на сценариях и, не получив быстрого впечатляющего результата, бросают всё. В развитии личного бренда так нельзя. Дайте себе время построить бережную систему продвижения. Тестируйте инструменты маркетинга не пару недель или месяц, а хотя бы полгода. Освойте один формат, поставьте процесс на рельсы, сделайте его максимально комфортным, потом осваивайте следующий инструмент. Двигайтесь поэтапно, начиная с малого, как и получилось у Марии Губиной.

Бережный подход к освоению рилс касается и форматов съёмки. Важно выбрать темы и форматы, с которыми вам будет комфортно и легко работать — это первый из шести шагов в освоении рилс, которые мы в студии Videoset-insta советуем делать.

Майя Богданова: «Потратила 200 000 ₽, ничего не получила, но продолжу снимать и выкладывать рилс»

Я — руководитель школы контента, копирайтер, международный бизнес-тренер и автор трёх книг-бестселлеров. Записала и опубликовала 62 рилса, потратила на это 200 000 рублей, но не получила ни одной продажи. Количество подписчиков тоже не изменилось — сколько подписалось, столько и отписалось.

Я могла решить, что рилс для меня не работает, и пойти оплакивать вложения, но вместо этого исследовала свою аудиторию и аудиторию клиентов. Оказалось, что есть прямая связь между инструментом, который используешь, и продуктом, который продаёшь. Иными словами, есть быстрая и медленная аудитория — у них разные ожидания, им нужны разные продукты.

У меня все продукты «длинные»: продаю два трёхмесячных курса в год. Моя аудитория медленно дозревает, медленно принимает решение, медленно работает и не смотрит рилсы — они её раздражают. Они читают тексты. Принимают решение, строят отношения, чувствуют эмоции на основании текстов. И если я хочу продавать с помощью рилс, то мне придется что-то сделать со своим продуктом.

Не всегда вертикальные видео приводят к продажам

Аудитория с вертикальных видео в основном ориентирована на быстрый контакт, быстрое принятие решений, быстрый дофамин. Я работаю с психологами, нутрициологами, диетологами, которые часто жалуются, что рилсы залетают, охваты вырастают, но конверсия в продажу нулевая.

Дело в том, что они показывают своей аудитории рилсы-конфетки, которые быстро разворачиваешь, кидаешь в рот и получаешь удовольствие. А продают они процессный продукт, в котором человек должен быть готов длительно прикладывать усилия в одну точку, не получая результата.

Здесь есть два решения:

  1. Расширить линейку продуктов и работать с аудиторией, заточенной на быстрый дофамин.
  2. Начать выращивать аудиторию, если нельзя поменять линейку продуктов.

Развлекательный контент заточен на быстрый контакт, даёт большие охваты — он хорошо работает в первом случае. Если нужно выращивать аудиторию, то нужен ещё и экспертный контент. Если на нём люди не отписываются, значит, мы сумели объяснить, какую задачу на длинной дистанции можем решить для них.

Плюсы и минусы разных подходов к съёмкам

Я пробовала снимать рилс сама, с ассистентом, с ребятами с НТВ, которые сопровождают инфобизнес созданием профессионального видео.

Когда снимаю сама, то делаю это в моменте — максимально эмоционально делюсь тем, что сейчас актуально. На эмоции, энергию и включённость в тему люди очень хорошо реагируют.

Минус — это выглядит плохо, потому что снято в формате селфи — телефон в руке, на селфи-палке или висит под рулём.

-7

Плюс работы с ассистентом — за один раз можно сделать много. В моменте я могу сделать один, два или три, но не пятнадцать и не тридцать роликов.

Ассистент приезжает снимать раз в неделю. К этому приезду я готовлюсь заранее: крашусь, одеваюсь, готовлю дополнительный образ и темы для роликов. На все темы снимаю видео и отдаю в обработку. Так получается делать больше видео.

Когда ты записываешь пятнадцатый рилс с шестнадцатой попытки, уровень эмоциональной включённости падает. Здесь по времени не уложились, здесь кадр поплыл, здесь ворона в парке каркнула, там ребёнок мимо пробежал. Пятнадцатый рилс. Шестнадцатый дубль. Ну и лицо соответствующее.

Команда делала обработку видео, но мне не нравилась картинка: вроде бы лучше, чем делаю сама, но было ощущение, что всё равно сделано на коленке.

-8

Тогда я дошла до ребят с НТВ. Они готовили сценарий, писали первую и последнюю фразу, следили за тем, что говорю, и в нужный момент останавливали, выстраивали картинку, свет, приезжали с гримёром. Картинка получается божественная. Ребята добавляют в видео титры, всё очень красиво.

Но по факту всё равно получается фигня. Мы заходим в соцсети, пока сидим в кафе и ждём кофе, когда едем на такси и нам скучно. Заходим за энергетическим драйвом, а тут серьёзная женщина сидит на фоне шкафа и говорит: «Чтобы набрать первую тысячу подписчиков, вам необходимо выстроить партнёрские отношения». Когда человек включает этот рилс, у него появляется ощущение: «У меня нет первой тысячи подписчиков, опять надо что-то делать». Я оказываюсь тем бесящим персонажем, который ещё раз напоминает, что надо вкалывать.

Я сама по доброй воле смотреть такое не стала бы, потому что не хочу в соцсетях испытывать чувство вины. Не хочу получать пользу, составлять списки дел. Я хочу удовольствие, хочу дофамин.

Поэтому в итоге я решила добавить в свою линейку короткие продукты. Не приносить пользу и не отвечать на вопросы про то, как написать или отредактировать текст. Буду делать простые, весёлые, житейские штуки.

-9

Руководитель студии видеопродакшена Анна Хлебникова об этом подходе

У Майи Богдановой рациональный подход. Прежде чем бросаться снимать видео, важно понять, для чего это вам. Сначала цель, потом действия для её достижения. Иначе получится, что все бегут, и я бегу. А куда, зачем, что мне это даст, неясно.

Подвергайте сомнению любые советы по поводу рилс, которые дают категорично — «либо так, либо никак». Особенно если говорят повторять за другими или выкладывать ролики каждый день. Ваш бизнес — особенный, и подход к его продвижению через вертикальные видео будет не таким, как у всех.

Рилс, шортс или клипы ВК — не волшебная таблетка. Съёмки вертикальных видео затратны по времени, силам, а возможно, и по деньгам. Прежде чем вкладывать ресурсы в дело, разберитесь с тем, зачем это вам, какой результат нужен, как вы поймёте, что инструмент работает.

Как всё же снимать вертикальные видео для бизнеса?

Универсального варианта и жёстких правил работы с короткими вертикальными роликами не существует.

Вы можете снимать пять креативных, юмористических рилс в месяц, как Светлана, и продавать с их помощью свои услуги.

Можете отталкиваться от своей продуктовой линейки: если продукты «длинные», то снимать развлекательные ролики, чтобы охватить новую аудиторию, а потом экспертными рилс объяснять, как вы можете ей помочь. Либо расширить продуктовую линейку «быстрыми» продуктами и работать с людьми, которые ориентируются на дофамин и контакт.

А можете есть «мамонта» по кусочкам — идти маленькими шагами, делать сначала как угодно, а потом всё лучше.

Во всех этих историях есть только один общий момент: если вы снимаетесь в роликах, вам должно быть комфортно. На естественные эмоции люди откликаются намного лучше. И как эксперт по видеопродакшену, именно этот совет я могу дать каждому.

* продукты Meta признаны экстремистскими на территории РФ