Найти в Дзене
Сундук из СССР

"Мальчики - налево, девочки - направо". Почему в СССР они учились отдельно и чем закончился эксперимент

Оглавление

На уроках труда, когда девочки пекли блины или шили фартуки, моя учительница любила рассуждать о том, что раздельное образование мальчиков и девочек лучше привычного. Сама она была слишком молодой, чтобы застать то время. Видимо, ей родные рассказывали и жалели, что эксперимент отменили.

Период раздельного обучения мальчиков и девочек в СССР был коротким, всего десять лет.

Школы разных ступеней

В первые годы после прихода к власти большевики дистанцировались от всего, что связывало молодую Советскую республику с Российской империей. Изменения коснулись практически всех сфер, в том числе и образования.

В 1918-м новая власть объявила о переходе к практике трудовых школ, в которых мальчики и девочки будут обучаться вместе. Считалось, что такой подход позволит избавиться от неравноправия женщин и мужчин в сфере получения образования.

Словосочетание «школьный класс» также появилось не сразу. Начальное и 7-летнее образование называли школами первой и второй ступени соответственно, а 10-летнее — школой повышенного типа.

В те годы было много перегибов. Призыв Крупской к разрушению старой системы ряд новоиспеченных чиновников восприняли буквально. Было уничтожено не только огромное количество дореволюционной учебной литературы, пособий, но даже парт. Пришлось сидеть ребятам на наспех сколоченных стульях за кое-как сделанными столами.

При том, что положение в стране было шаткое, большевики старались разработать единую школьную образовательную систему для всех.

Возвращение к истокам

Однако перед самым началом Великой Отечественной советское руководство посчитало необходимым вернуть раздельное обучение. Но не успело до начала нападения Германии.

Но отменять совсем задуманное не стали. И в 1943 начались создаваться в школах отдельные классы для мальчиков и девочек после решения Совнаркома. Но власти решили, что отлаженную систему сразу рушить нельзя. И только в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и крупных городах дети стали учиться по новому принципу. А еще была немаловажная причина - до школы от дома должно было быть не больше трех километров. А в сельской местности хорошо, если в селе было одно школьное здание.

Внедрение раздельного обучения не выглядело идеальным. На реализацию проекта отводились сжатые сроки. Отчеты о проведении реорганизации в большей степени были сильно приукрашены. На местах же часто творилась неразбериха. Дети могли учиться в одном здании, только мальчиков и девочек развели по разным классам.

К 1944 году число средних учебных заведений с раздельной формой преподавания насчитывалось более двух тысяч. А в 1945 отдельные школы для мальчиков и девочек появились в 146 городах. Реформа коснулась около 20% советских школ.

Главным аргументом введения практики раздельного обучения стало утверждение об отличительных особенностях обоих полов. Эксперты уверяли, что природа мальчиков и девочек очень разная, поэтому будущих мам и хранительниц домашнего очага нужно обучать отдельно. При обучении парней акцент делался на воспитание мужчины - защитника Отечества.

Первые в учебе, последние в дисциплине

Ничего удивительного в том, что было решено вернуться к практике, бывшей в Российской империи, нет. Многие руководители сами учились в школах с раздельным обучением и видели в нем много позитивных моментов.

Предполагалась, что школы с раздельным обучением станут образцово-показательными. Ведь действительно, физиология у мальчиков и девочек разная и особенности восприятия информации - тоже.

В женских школах, кроме основных предметов, девочки должны были познакомиться с основами педагогики и осваивали азы шитья, готовки и тому подобное, как будущие жены и мамы. И до кучи - стенографию, чтобы после окончания школы можно было секретаршей пойти работать.

-4

Мальчики проходили начальную военную подготовку, а еще их гоняли на физкультуру. И никаких освобождений и отговорок!

В мое время НВП было для всех, автомат Калашникова собирали и разбирали на скорость и мальчики, и девочки.

На практике получилось не так, как задумывалось. Эксперимент оправдал ожидания только отчасти, особенно в мужских школах.

Старшеклассники не стеснялись нецензурно ругаться при учителях, курили не где-то тайком за углом, а открыто под окнами школы. И даже могли прийти на уроки в состоянии "подшофе". Правда, когда выросли и остепенились, об этом своим детям не рассказывали.

Пьянство и хулиганство в ученической среде приняло серьезный размах. Ничего удивительного в том, что особо ушлые подростки начали сколачивать группировки и нападать на сверстников, отнимать деньги у тех, кто слабее.

Это были трудные времена. Отцы у десятков тысяч детей остались лежать на поле боя, а матери изнурялась от работы с рассвета до заката, чтобы накормить своих отпрысков! Неудивительно, что мальчишки не слушались никого и делали, что хотели. Они росли сами по себе.

-5

Встречаются в сети утверждения, что мальчики и девочки очень быстро разучились понимать друг друга. Между полами участились случаи ссор и драк во внеучебное время, процветал гендерный сарказм, а в самих школах ощущалась острая нехватка квалифицированного персонала.

По мнению некоторых исследователей, в школы для мальчиков преподаватели шли с большей охотой. Вообще, школы с раздельным преподаванием должны были стать образцово-показательными.

Если говорит об успеваемости, то так и получилось. В 1953-м 10.5% девочек и 11.6% мальчиков окончили школу с медалями, в то время как в заведениях с совместным обучением медалистов насчитывалось 4.4% от общего числа.

Однако эти успехи не помешали ликвидации раздельной формы обучения. В женских классах успеваемость была на высоте. Мальчики тоже неплохо учились, но дисциплина у них была не такая, которую можно считать хорошей. Учителя не могли найти с ними общий язык.

Почему ситуацию не хотели исправить? Не верится, что нельзя было навести порядок в мужских школах. Но в 1952-м именно глава Минпросвещения РСФСР поставил вопрос: стоит ли свернуть этот эксперимент?

Было решено вынести это на обсуждение народа. В апреле 1950-го на страницах «Литературной газете» вышел материал профессора Виктора Колбановского. Автор писал, что необходимо вернуть совместное обучение в школах. После этого в редакцию стали приходить сотни писем, в которых люди разных профессий горячо поддерживали автора. И лишь немногие верили, что раздельные школы я - более оптимальная форма среднего образования.

Иногда противники раздельного обучения выдвигали совсем странные претензии. Так, в упрек некоей школе ставилось, что в 1945-46 годах, во время карточной системы, что малокровие у девочек отмечалось в 40% больше, чем у мальчиков. При чем тут система образования, не понятно.

Мы с девочками во время уроков труда тоже любили порассуждать на эту тему. И пришли в выводу, что в старших классах без мальчиков было бы спокойнее. Никаких любовных страданий, когда вместо урока все мысли о Васе, который сидит в соседнем ряду.

Историки до сих пор не могут четко ответить, по каким причинам были ликвидированы раздельные школы. В архивных источниках точные причины также не указаны: просто пришло распоряжение сверху, и практика разделения классов была оставлена в прошлом.

В 1954-го Совет министров РСФСР распорядился вернуть все, как было раньше, и снова мальчишки и девчонки сели за парты в одних классах. А учителя еще и старались садить рядом мальчика и девочку, а те упирались.

Кстати, раздельное обучение не исчезло бесследно. Некоторые элитарные школы учат отдельно мальчиков, отдельно - девочек.

Возможно ли в наше время массовое раздельное образование, как считаете?

Подписывайтесь на канал, пишите в комментариях свои воспоминания о советском времени, ну и ставьте лайки. Как же без лайков то :) Спасибо, что вы с нами!
СССР
2461 интересуется