Найти тему

Не успели Ц.И.Р.К

Цена жизни

Как думаете, сколько стоит жизнь?

Наверное, совсем не уместно задавать такой вопрос, ведь любая жизнь она бесценна.

В наши дни жизнь стоит очень дорого, но не каждый способен ценить её, правильно ей распоряжаться. Ведь главное, это ставить цели, добиваться их, быть счастливым каждый день и дарить тепло всем окружающим, верить в добро и самому его творить.

Сколько стоила жизнь в годы Великой Отечественной войны? Безусловно, для фашистов она стоила ровно – ничего. Скольких людей война забрала на фронт и сколько людей там полегло? Наверное, нужно было столько жертв, чтобы получить мирное небо над головами.

Порой человека нужно лишить чего-то важного и тогда у него просыпаются поздние чувства ценности.

Вся история, рассказы, художественные фильмы про войну, театральные постановки, учат человека в современном мире ценить, наслаждаться, принимать и заботиться о мире, где нет бомбардировок, голода, убийств, плена. 

Нам по силам все это делать, но у тех, кто в те ужасные годы лишился той возможности, останутся навсегда в памяти, как не успевшие ценить.

Разрушенные жизни, потерянные мечты и планы, лишенные счастливой и беззаботной жизни. Тогда с этим столкнулись все: женщины, мужчины, и самое главное – дети.

Искать свое место под солнцем

Великая память и гордость за всех, кто своими подвигами, кровью и потом сделал мир нашей стране. 

Сейчас мы дышим полной грудью, живем и радуемся каждому дню, любим и творим свою жизнь. У нас есть возможность изучать все, а также искать себя и свое место в этом мире. 

Мы делаем новые открытия, продвигаем космические технологии, познаем технологический мир и искусственный интеллект.

Каждый день, мы впитываем в себя множество информации, подстраиваемся под нее и приносим что-то новое - свои мысли, идеи, достижения. Прогресс не стоит на месте, мы уверенно движемся по путисчастливой инновационной жизни. 

Благодаря кому? Конечно же, благодаря нашим дедам и прадедам, и всем, кто подарил нам счастливую и свободную жизнь. Ведь без этой победы – нас и не было бывовсе. 

Многие молодые ребята, которые уходили на фронт, погибали там совсем в юном возрасте, без права найти себя и свое предназначение. Уходя туда, они находили лишь войну.

Женщины, бабушки и дети, искали лишь способы как выжить. И как помочь стране в такое не простое время. У каждого человека война оставила неизгладимый отпечаток в жизни. Они успели отыскать лишь: страх, горе и боль.

Растить - не зная бед

«Детей надо спасать, от детей останутся дети, от тех детей - внуки, которые будут знать правду о фашистах» (слова из кинофильма «Топор»)

В ужасные годы, важно было сохранить детей живыми, чтобы они смогли сполна прожить свою и без того тяжелую жизнь. Несомненно, все эти события оставят на всю жизнь опечаток на психике. Кто остался жить, они имеют множество рассказов с того времени. Именно так, мы можем узнать подлинность истории, да и в целом, каждому важно знать и помнить те или иные события, той эпохи. Без прошлого – нет будущего.

Каждый человек хочет яркой и счастливой жизни. Но увы, судьба распорядилась с ними иначе. Кто-то в совсем юном возрасте погибал, не успев подержать в руках своих детей. А кто-то напротив должен был из кожи вон лезть, чтобы сохранить жизнь любимого ребенка, братика или сестренки.

Качать малыша охото

Разные взгляды на жизнь, цели и мечты. Всех людей того времени объединяло лишь одно – ВОЙНА. Она и сейчас сплачивает, и объединяет всю нашу страну. Мы с гордостью проносим своих героев на бессмертном полку, проводим концертные программы, постановки, парады и салюты. Память о ней не иссякнет никогда. Потому что наша основная цель, быть благодарным за то, что мы имеем, благодаря их утратам.

Любая молодая девушка мечтала родить и покачать на своих руках своего малыша. Но в таких тяжелых условиях воевали даже женщины. Их грела мечта о счастливом материнстве, но все это заменило им холодное оружие.

Так или иначе, война каждого чего-то, да лишила.

Они сделали всё, чтобы мы смогли сделать и осуществить за них все то, чего не смогли они.

            

-2

Не успели…Ц.И.Р.К.

8 мая в честь 78-ми летней победе над фашистами в стенах Молодежного театра на Булаке, я увидела невероятную постановку Фаткуллиной Наили Рустамовны. Я была тронута до глубины души. Вся поставленная работа погружает тебя в тот самый момент, когда пришла война. Вместе с героями ты чувствуешь их боль, страхи и разочарование. Испытываешь колоссальное сострадание, слезы и «под ноль» эмоционально опустошенный выходишь со спектакля. Работа очень эмоциональная, сильная и ошеломляющая.

Мы окунаемся и глазами детей видим, что же такое – ВОЙНА.

Война – это, когда враг приходит в твой дом, живет там, кушает и радуется от того, что убивает невинных. 

Война – это, когда твою мать насилуют и убивают.

Война – это, когда ты смотришь как расстреливают всю твою семью, а ты даже двинуться не можешь или отвести глаз.

Война – это, когда ты с улыбкой на лице выкапываешь своего убитого брата, а если прекратишь улыбаться, то убивают тебя.

Война – это, когда тебя лишают детства, а взамен дают страх, боль, отчаяние.

Война – это, когда папы нет.

В основе сюжета лежат маленькие истории детей, пережившие военные годы. Каждая из них – большая судьба.

Спектакль не показывает только страдания людей.

Война – это такая жизнь. И мы видим в ней как дети её проживают, радуются простым вещам, строят детские мечты и ценности.

Главным лицом спектакля является герой Клоун. Который становится воплощением войны, двигателем процесса и сам же становится её заложником. 

Повествование начинается с того, что молодые ребята со своей семьей смотрят утреннее представление в цирке. Пока они радостные смотрят шоу, за стенами цирка люди плачут, ведь узнали, что пришла война.

       

-3

-4

        

За просмотром спектакля, мы замечаем, что актерский состав подобран из совсем юных ребят. Но несмотря на это, они смогли очень профессионально, чувственно, донести зрителю историю своего героя.

В зале не было ни одного человека, которые не пустил бы слезу. Полное погружение абсолютно каждого. Ведь война коснулась всех семей, каждый видит в этой работе что-то определенно важное для себя. 

Данный спектакль, возможен и для показа детей. Они тоже вникают в суть и узнают правду, тем самым продолжают хранить память о тех, кто уже не придет никогда.

В ходе спектакля, мы видим интересные декорации, которые актеры используют в своей работе. Весь спектакль поставлен с добавлением жанра драм-моралите – это особый вид драматического представления, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия. Конкретно в этом спектакле их олицетворяют яблоки. Герои закладывают в них разный иогромный смысл. Их можно и кушать, и качать и убийственно ломать из которой польется красная краска, обозначающая кровь.

А также можно смотреть в подзорную трубу, дудеть и при этом курить немецкие сигареты. 

Множество символических жестов обращает наше внимание и делает спектакль очень интересным, который смотришь на одном дыхании. А в конце сидишь наедине со своими мыслями минуту, десять минут, а может быть и час.

-5
-6

        

О подробностях создания спектакля, мне удалось узнать у режиссера Молодежного театра на Булаке - Фаткуллиной Наили Рустамовны.

- Скажите, что побудило вас поставить данный спектакль? Какие личные интересы или желания посодействовали тому, что мы зрители, увидели эту превосходную работу?

- «Спектакль, конечно, был создан в память о Великой Отечественной войне, и прямо к девятому мая был поставлен для того, чтобы дети, подростки, ну и взрослые, по крайней мере каким-либо образом были причастны к тому, что случилось в 1941-1945 годах. То есть это спектакль посвящение конкретно моим бабушкам и дедушкам, которые были на войне. Наверное, сейчас многой молодежи прадедушкам и прабабушкам. Поэтому фантазия была сделана для того, чтобы люди помнили, люди смотрели, люди вспоминали, и конечно, посвящали какие-то мысли тому, что произошло.».

- Эти истории вы слышали по личному опыту, либо же узнали откуда-то?

- «По поводу материала, который был взят за основу, это, конечно, письма, дневники детей, которые были там на войне, которые я инсценировала, заново переписала, что-то было сочинено на основе каких-либо историй, сделав из них идеологию в какой-то момент и просто повествование. То есть это все было создано мной на основе материала, который был - дети, которые писали. Это был отчасти какой-то документальный материал. Это все было, живо. И мы попробовали перенести это все на сценическое пространство».

Наверное, очень тяжелая психологически работа, потому что приходится вживаться в роль и на себе испытывать то, что испытывали действительно люди на войне. Как проходили репетиции? Мы видим, что актерский состав довольно молодой, играют юные актеры. Скажите, трудно ли им было примерять на себя такую роль и так бесподобно и искренне транслировать нам – зрителям?

- «Конечно, актеры молодые, только юные,пришедшие в театр, играющие несколько лет. Работа была сделана огромная. В плане перевоплощении в героев, поиск каких-либо новых форм, их самих, так как они относительно недавно были сами детьми. Но в то же время достаточно интересно, когда актер ищет себя не только в комедийной, чисто драматической форме, а здесь ведь это драм-моралите - форма другая, более психологическая, ты пытаешься всячески войти в образ, всячески любыми способами: физическими, пластическими, внешне стараешься быть похожим на своих героев. Здесь работа довольно жесткая, тяжелая, но в тоже время результат оправдывает, хочется играть этот спектакль, хочется снова переживать эти роли. Я считаю, что для актера очень важно, когда актер, ищет в себе многогранность, ищет в себе какие-то новые формы. И тем самым, именно этот спектакль позволил нашим актерам раскрыться все больше и глубже.».

Сколько времени потребовалось, чтобы поставить данную постановку? Тяжело ли вообще ставить спектакли на военную тематику? 

-«Времени потребовалось около четырех-пяти месяцев. Это в принципе и не много и не мало. Но материал сам по себе создавался именно в эти сроки, то есть не до этого был написано, а прямо во время репетиций. Мы сами же читали, я сама все это переписывала, поэтому в материале было любопытно именно находиться, искать - поиск себя, поиск своего героя. Ну, каждый день практически были репетиции в последние десять дней перед премьерой. В мае второго числа у нас была премьера. Мы играли около десяти дней подряд, просто двадцать четыре часа пытались наиграть, выстроить свет, уже работать в декорациях. Как ты видела декорации достаточно активно участвуют. Большое количество различных предметов, которые перетрансформировываются из одной части в другую, то есть спектакль такой живой и надо научится с ним работать. Поэтому сроки вроде бы и сжаты, но в тоже время каждодневная работа и как бы внутренняя работа над ролью, привели к мысли о том, что можно считать, что это достаточно большой срок для этого спектакля.»

-7

Недавно вы гастролировали с данным спектаклем в Саранск, поделитесь пожалуйста, как зритель принял данную работу там?

- « В Саранске у нас были гастроли пять дней, мы привезли спектакль – военный, и приурочили его к выставке, которая сейчас проходит в Саранском театре, так и называется – Молодежный театр на Булаке в Саранске при большом кинотеатре «Россия», теперь находится еще и новый молодежный театр. И там была выставка «Донбасс – назад в будущее», сорок минут зритель ходил по выставке и смотрел фотографии о Донбассе в нынешнее время, о Донбассе, который был до времен войны. И после этого они заходили в зал, садились и начинался наш спектакль. Спектакль шел около часа десяти, то есть в общей сложности вся эта атмосфера вместе с выставкой шла около двух часов и после этого зритель уже выходил в своем определенном состоянии, которое он уже набрал и на выставке, и на спектакле. Зал рукоплескал нам стоя. Все пять дней у нас был феерический зал, который очень долго нас не отпускал, у нас было огромное количество хороших отзывов. В плане того, что нужно ставить такие спектакли. Нужно, чтобы молодежь знала об этом, о том, что это было. И такое состояние, очень многие плакали, когда выходили со спектакля, как мужчины, так и женщины, говорили, что это тоже нужно, иногда прийти выплакаться, отпустить все это и вспомнить то, что было.».

Ждут ли нас какие-то новые премьеры с вашей постановкой?

- «Конечно, в нашем театре постоянно идут новые премьеры. С периодичностью в несколько месяцев буквально. Артисты выходят с одной премьерой, входят в другую премьеру. В скором времени, я думаю с сентября будут новые. Я как режиссер буду ставить Уильяма Шекспира, так что в новой интерпретации для вас появится классическое произведение Шекспира. Не буду пока раскрывать какое, думаю, это будет интересно узнать уже в анонсах, но это будет другая форма. Эти же актеры откроются для вас с абсолютно другой стороны, если здесь в военном спектакле они играют детей, в следующем спектакле, они будут играть классических героев, которых будут тоже для себя определенным образом менять, будут с ними работать. Актеру вообще интересно в принципе играть абсолютно разные спектакли, ему хочется это делать, в этом и есть рост актера, когда для него есть большой спектр героических определенных интересных постановок. И если тут он играет комедию, там драму, здесь драм-моралите, как наш «ЦИРК», то и, конечно же, в репертуаре хочется иметь что-то классическое, как Уильям Шекспир.».

Крайний вопрос, каждый зритель при просмотре данного спектакля остается со своими эмоциями и каждый вкладывает в увиденное свой смысл. Мне интересно узнать, какие чувства испытывали именно вы, когда ставили данную работу и какой личный смысл вложили в спектакль «Не успели…Ценить. Искать. Растить. Качать.»? Может есть какая-то личная история из жизненного опыта?

- «Это конкретно мой спектакль посвящение, как я говорю перед каждым моим спектаклем, выходя к зрителю. Этот спектакль с очень странным названием – «Не успели… Ц.И.Р.К.», Ц.И.Р.К. -подразделяется на четыре основных слова, это не успели ценить, не успели искать, не успели растить, не успели качать. Так как у меня относительно недавно родился ребёнок, сейчас растет маленький сын, поэтому, наверное, этот спектакль посвящение моему сыну, чтобы он видел и знал своих бабушек и дедушек, чтобы он помнил их. Конечно же, спектакль почему про детей, потому что, став матерью становится боязное ощущение над ребенком, всегда хочется от всего его огородить. Поэтому здесь спектакль посвящение двум моим поколениям, это тем, кто ушел, и тем, кто у меня сейчас есть и родился. Я считаю, это мой маленький вклад в то, что происходило тогда и то, что мы помним, и то, что не должно происходить в будущем. Поэтому мне бы очень хотелось,таким образом, передать и донести до зрителя, что мы всегда хотим говорить о тяжелом, но очень нужном времени, потому что, если бы не было их, если бы тогда не было победы, то сейчас не было бы нас.».

Безусловно, каждый зритель проникнулся данной работой, испытал личные эмоции, остался в своих мыслях. Работа, которая далавозможность над многими вещами задуматься. Зрители стоя аплодировали и плакали по завершению. Но все были под приятным впечатлением от увиденного.

По завершению спектакля, зрителей ждал мемориал. Гости могли с легкостью положить цветы в память погибшим и написать мелом личные фразы на доске.

Выстраивалась очередь, цветы несли и взрослые и дети. 

                   

-8

-9

Был хороший и правильный вечер, посвященный Великой отечественной войне. Именно такие работы нужно показывать новому поколению. 

Ведь каждый должен помнить правду и тех, кто не успел…ценить, искать, расти, качать.    

  

                                 Автор статьи: Губайдуллина Мадина

                                 Фотограф: Мохов Артём