Зима случается в Москве каждый год. Снег также выпадает каждый год. И каждый год, как правило, снег не тает вплоть до поздней весны. "Дело-то житейское" 🙂
До 19 века: Старая традиция - Сани и "нет проблем"
Сани - бесспорно, имеют чисто славянское происхождение. И по значению слова (от древнеславянского "сань" (змея), поскольку полозья напоминают вид змеи. И по применению, в качестве основного вида транспорта (не только зимой, но и летом!)
По стоимости сани были самым дешевым видом транспорта.
Судя по тому, что никакой информации о том, что со снегом вообще хоть как-то боролись, не осталось, можно предположить, что это особо никого не напрягало в те времена. Напротив, зимой сани ездили, что называется, "с ветерком"! Легко и быстро скользили по снегу. Ведь на дороге под снегом спрятаны все ямы, ухабы.
Зимняя дорога по снегу прокладывалась сама собой: проехали несколько саней - вот снег и укатался.
Да и времена были другие. Никто особо никуда не спешил. На работу никто не опаздывал. Потому что никому и в голову не приходило ехать через всю Москву "на работу". Все "работы" были связаны с простым жизнеобеспечением (пекарня, прачечная, школа). А для этого не нужно куда-то ехать. Ни тебе крупных бизнесов, ни предприятий с их жесткими графиками.
1840/1876 год - 1913/1915 год: Утерянная традиция - Снеготопилки и снего-укатчики
По мере зарождения и начала развития "бизнесов" и "деловой" жизни вообще, темп жизни начал ускоряться. Наступало время первых автомобилей...
А значит, потребовался новый подход в уборке снега! И Москва, как крупнейший город, стала с тех пор "пионером" и "законодателем традиций" в части уборки снега в городе...
Сперва появились снего-укатчики (около 1840 года). Они снег "укатывали", но не убирали. Лошадь тащила за собой специальную деревянную плашку, которая снег выравнивала и уплотняла. Смотрите фото в галерее:
Далее в мире появляются первые патенты на спец-технику по уборке снега на улицах. Пионерами стали немцы, первыми создавшие плужный снегоочиститель ("Weygandt & Klein").
Но то ли цена на эту западную супер технику была непомерно высока... то ли в московских умельцах гордость взыграла (дескать, за державу обидно!)... Но в результате победила русская смекалка и супер изобретение!
Так, в Москве стали монтироваться снеготопилки или снеготаялки. Вы только вдумайтесь в название - какая прелесть! Как же точен и велик русский язык 🙂
Решение оказалось не только более простым и более дешевым, но и... экологически чистым, как сказали бы сегодня. Это то изобретение, про которое со 100% уверенностью можно сказать: "Все гениальное просто!"
Принцип работы снеготопилки в том, что в простом приспособлении снег натуральным образом таял от тепла и по трубке эта вода стекала самотеком в канализацию. И никаких проблем! Внешне всё выглядело как огромный деревянный ящик, куда накидывали снег. Под ящиком находилась металлическая емкость, где горели дрова.
Снеготаялки были - как московские обще-городские, так и локальные, которые организовывали жильцы дома.
1915 год - наши дни: Лопаты, вывоз, сброс - разве это "традиция", которой можно гордиться?
К сожалению, около 1913-1915 гг. от русского ноу-хау для уборки снега, снеготопилок, пришлось отказаться...
Почему? В связи с известными событиями наступила "нищета": возникла проблема как с дровами, так и с "лошадиным" транспортом.
И дальнейший путь развития уборки города от снега зимой свелся к тяжелому ручному труду дворников лопатами. С последующим вывозом снега и сбросом в специально отведенные участки Москва-реки и Яузы.
И хорошо, если при этом соблюдаются условия и места сброса грязного собранного снега... А если нет? 🤔
🤔 Тут у меня, как у автора статьи, возникает вопрос: а что происходит "за кадром"? Кто мешает сейчас вернуться к экологически чистому, простому и недорогому способу уборки снега в Москве? Не думаю, что так сложно организовать локальные места для снеготопилок. Тем более что с развитием технологий совсем не обязательно топить эти приспособления дровами! Привлечь жителей к решению вопроса и сделать так, как хотели бы сами люди, а не...
Но по каким-то причинам закупается дорогая техника... нанимаются отряды дворников для ручного труда... а это - лопаты, спец-одежда и пр.... оплачиваются огромные расходы за транспорт, который возит снег через всю Москву (вместо того, чтобы доехать до ближайшей снеготопилки)...