Найти в Дзене

Есть женщины в русских селеньях…

Испокон веков русская женщина славилась трудолюбием и огромным терпением, без женских рук в крестьянском хозяйстве и вовсе невозможно было обойтись. Чтобы представить какой объем работы выполняли женщины в конце 18 – начале 20 веков, достаточно всего лишь перечислить занятия крестьянок того времени.

Колхоз Авангард
Колхоз Авангард

Жена выполняла все дела по дому. В её обязанности, в «которые муж не вступается», входило: уход за детьми, пошив одежды для всей семьи, порядок и чистота жилья, топка печей. Забота о саде и огороде, которые были в каждом хозяйстве, также лежала на плечах женщины, а еще уход за домашним скотом и птицей, обработка льна. Кроме всех этих дел женщины занимались различными кустарными промыслами – ткачество, прядение, вышивание… Все это делалось с одной целью – для поддержания и обеспечения хозяйства.


И это было не пределом женского труда в крестьянской семье… Зачастую женщина выполняла и многие мужские работы! Это происходило в тот период, когда мужчины уходили на заработки в другие губернии.

В период страды без женского труда крестьянские хозяйства не смогли бы осуществить в краткие сроки большой объем работы по сбору урожая. Крестьянки жали серпами, изготавливали свясла, вязали снопы, складывали снопы в крестцы для просушки.

Потом появилась техника. Её использование облегчало женский труд… Именно сельское хозяйство помогало выживать стране во время Великой Отечественной войны. Именно женщинам приходилось убирать урожай хлеба в полях, при чем в самые кратчайшие сроки. Немного оставалось в деревнях тракторов и комбайнов. Трудились на них женщины, освоив мужские професси. Например, в колхозе «Авангард» Чкаловкого района было несколько женщин трактористок. И вместо привычных кепок из кабины выглядывали разноцветные косынки… Это женщины, которыми можно гордиться.

Вот воспоминание одной трактористки:

«Жизнь меня не баловала. Надо же было так судьбе распорядиться, что стала я трактористкой. Председателем колхоза был муж моей сестры Анны, вот он и предложил мне ехать учиться. А мы сроду не видывали тракторов, не хотела я ехать, уж так плакала, так со слезами и проводили меня. 30 девчат училось, да практики маловато было. Поехали мы в Балахну получать трактора, уж как намаялись то! Сердце билось – дороги не видела, не то что народ, только бы ехал трактор. Не знаю, уж завидовали ли кто нам девкам, но только самые цветущие годы я провела в чистом поле на стальном коне. Молодые были, где бы погулять, а надо в поле работать.
А уж как война началась, так у нас один мужик остался. Как-то работали мы в Белове, приезжают директор и механик МТС «Садитесь в машину, едем в МТС готовить трактора на фронт, чтоб к утру четыре трактора выпустить, а может кто-то из вас на трактор – и на фронт». Всю дорогу до Чкаловска мы ревели. Ремонт сделали. Отправили нас домой – мужиков на фронт набрали. Как-то раз, надо было подписаться на облигации, на 12 тысяч, а мы со сменщицей ни в какую не хотели. Тогда начальник Китайцев нас запер в чулан: «Посидите там, так подпишитесь». А мы готовы были ему в зенки броситься – подумать только, на такие деньги! Потом все-таки подписалась на три тысячи рублей. Так всю войну на тракторе и пахала. А дома свой огород руками копала, не давали ни трактора, ни лошадь. Замуж вышла, родила, так с ребенком больше муж сидел, чем я. Сама все в МТС, к трактору бегала».

Из воспоминаний жительницы деревни Котельницы Анны Васильевны Семеновой