Древний анекдот. Ежик стоит перед зеркалом и занимается аутотренингом:
- Я не пукну... Я не пукну... Я не пукну... Я не пукну...
ПУК!
- Это не я... Это не я...
Многие выпускники представляют уверенность на экзамене как ничем не обоснованное ощущение собственной непогрешимости и изо всех сил пытаются «не пукнуть».
Для меня уверенность складывается из нескольких составляющих
- Проверки! Те самые 3 проверки на каждую запятую, о которых я твержу на каждом уроке каждому ученику.
Нашел основы? Нет ли однородных, вводных, причастных, деепричастных?
Нашел эпитет? Докажи, что это эпитет: расскажи себе определение, сравни с примером, в котором ты уверен (ты его учил специально!).
Тут почему-то образуется перекос: потенциальные высокобалльники ни в какую не хотят ничего проверять, т.к. вместо уверенности у них корона. Казалось бы, ты всё делаешь очень быстро. Значит, тебе ничего не стоит всё проверить тремя способами. Но проверки не делаются, а потом бессознательное всё время экзамена раскачивает тебе нервы и пожирает драгоценное внимание. А замечают это не все. На то оно и бессознательное.
2. Опыт. Я 1000 раз это делал, и оно работало. Так почему бы ему не сработать на экзамене?
Я написал 10 сочинений, баллы росли от раза к разу. Последние – 19-20 баллов. С чего бы мне ждать 15 баллов на ЕГЭ? Опять напишу на 20.
Так должно быть. Но если вы чего-то не делали никогда, то не надо ждать, что именно на экзамене, в условиях стресса и под камерами, родится идеальный комментарий или удастся вычеркнуть все опасные места.
Обычно в критических обстоятельствах люди лажают. Редкие счастливцы перекрывают рекорды тренировок. То есть 3 проверки надо исполнять весь учебный год, а не по праздникам по требованию злой Натальи Юрьевны.
3. План Б. Когда я задаю вопрос о желаемых баллах, то чаще всего получаю ответ: «Чем больше, тем лучше!» После нудных расспросов выясняется, что кому-то достаточно 70, а кто-то не переживет, если наберет меньше 94.
Когда у выпускника есть план Б, то он не будет биться в истерике и терять сознание, получив неудачный вариант.
Не поступлю в этот вуз, поступлю в другой, вот в этот. Не поступлю в этом году - буду работать в пиццерии (я пробовал, год выдержу). Или буду сидеть дома, готовить, убирать - с родителями согласовали. Поступлю в следующем.
И желательно искренне верить, что план Б – огонь: Бог послал мне ужасный вариант, чтобы я поступила на другой факультет, встретила там будущего мужа и родила Ломоносова.
4. В каждом американском фильме про школу есть королева. Если в начале фильма она унижает главного героя-неудачника и излучает уверенность, то к концу фильма ее захейтят и превратят в изгоя.
На самом деле ничего общего с уверенностью ее изначальное состояние не имеет. Это смесь больного самолюбия и панического страха перед оценками окружающих. Вам такое не нужно ни на ЕГЭ, ни в жизни.
5. Очень вредит уверенности желание понравиться всем: учителям в школе, экспертам на экзамене, одноклассникам, подписчикам в соцсетях, окружающим незнакомым людям.
Ближе к 40 все понимают, что каждый человек занят исключительно собой и не оценивает каждый шаг окружающих.
Нельзя в рамках одного сочинения изумить одноклассников оригинальностью композиции и экспертов идеальным анализом текста и нулем ошибок. Наверное, один раз в жизни нужно сосредоточиться на ожиданиях экспертов, да?