Крымскому академическому театру кукол в этом году исполняется 85 лет. Интересно, в то время оставались ещё театры, дающие представления на ярмарках и городских площадях? Ну как в старом кино или в известной песенке про бродячих артистов, что в дороге день за днём? Пожалуй, это была уже уходящая натура, а профессиональные театры как раз переживали этап становления — не только в столицах, как прежде, но и в небольших провинциальных городах.
Наш кукольный театр тоже начинался с Петрушки — того самого площадного персонажа, который помогал воспитателю детского сада Марии Шуриновой учить с малышами стихи. Дело было в 1934 году, тогда же симферопольские воспитательницы и придумали организовать театр. Спустя несколько лет принято официальное решение о создании при ТЮЗе кукольного театра, а для него построили оригинальное здание.
Много и радостных, и печальных событий произошло с той поры, но самое главное — Крымский театр кукол существует, развивается, его постановки получают заслуженные награды на престижных фестивалях, а маленькие и взрослые зрители с удовольствием посещают спектакли, созданные творческими и талантливыми людьми. В гости к ним мы и заглянули накануне юбилея.
НАДЕЕМСЯ ОБРЕСТИ СОБСТВЕННЫЙ ДОМ
Директор ГБУ РК «Крымский академический театр кукол» Павел Владимирович Чёрный говорит, ничего помпезного к 85-летию не планируется. Небольшое представление проведут ко Дню кукольника, который отмечается 21 марта, — на Малой сцене Крымского академического русского драматического театра им. Горького, где сейчас проходят стационарные спектакли кукольников. Своего здания у них нет вот уже больше пяти лет — с момента, как старое снесли, а «Крымский государственный центр детского театрального искусства» так и не построили.
— Пять лет пролетело с прошлого юбилея, мы и не заметили. И все эти годы мы без театра, — рассказывает директор. Конечно, кукольники благодарны Русскому театру, пустившему их на свою территорию, продолжают ждать места, где они могли бы комфортно разместиться и чувствовать себя хозяевами. — В нашем старом здании был зал на 150 мест, здесь 40, а план остаётся тот же. Мы вынуждены больше показывать спектаклей на выезде, а это очень сложная работа для коллектива. В 2019 году у нас почти 900 спектаклей было за год, притом что в среднем театры показывают примерно по 200 представлений в год.
Сегодня труппа Крымского театра кукол — всего 14 человек. П. Чёрный говорит, слава Богу, что и их сохранили. Когда ожидание перемен затягивается, люди раскисают, инициатива и желание работать пропадает. Около полугода театр был без режиссёра, но вот в прошлом сезоне пришёл Дмитрий Смирнов. Два сезона художником в этом театре работает известный крымский автор, заслуженный художник РК Эдуард Кулиш. Вообще же найти специалистов — проблема, сетует директор: в Крыму не готовят ни актёров, ни осветителей, проблема и с монтировщиками. То художников нет, то бутафоров. Зарплаты здесь не очень высокие, а условия для работы сложные.
Конечно, в год большого юбилея хочется говорить не о проблемах, а о достижениях и перспективных планах, о творчестве и успехах. И они у театра есть. Например, нужно отметить, что в прошлом году крымские кукольники традиционно принимали участие в фестивале «Боспорские агоны» в Керчи, выступали на международных фестивалях в Севастополе и в Рязани, показывали свои постановки маленьким зрителям в Херсонской области. Они участвуют в программе «Театр — детям», приобретают новое оборудование, планируют множество поездок, обменные гастроли. Театр востребован, утверждает Павел Чёрный, и надеется, что новый подрядчик выполнит обязательства — за два года завершить строительство Центра детского театрального искусства, который позволит коллективу реализовывать самые масштабные творческие планы и проекты.
«АРТИСТ ОБЯЗАН ПЕРЕОДЕВАТЬСЯ!»
Амбиции нынешних мастеров — сделать театр кукол популярной и любимой площадкой для всех возрастных категорий крымчан, от малышей до взрослых. Эдуард Кулиш уверен: спрос в обществе на это есть, а ниша на сегодняшний день свободна. Художнику, работающему в разных видах изобразительного искусства — иллюстрации, живописи, графике, куклы интересны как синтез всех направлений, более концентрированный, чем даже драматические театральные подмостки.
— Я работал в музыкальном театре, сотрудничаю с филармонией, ставил оперу. Здесь же используется тот условный язык, который очень мне близок, — поясняет Э. Кулиш. — Этот элемент условности позволяет разгуляться фантазии, можно полностью себя реализовать. Но, конечно, должны быть единомышленники, цеха, с которыми можно реализовывать свои затеи. Театр — это коллективное искусство. Сейчас у нас есть школа, традиции, но есть и место для творческих экспериментов. Произошла смена поколений, например, бутафоры — это молодые ребята, у которых горят глаза, они готовы учиться и очень откликаются на какие-то новшества. Современный театр не должен останавливаться, нужно меняться, постоянно находиться в поиске.
Э. Кулиш склонен разрушать определённые стереотипы, в частности, про то, что куклы — это развлечение для самых маленьких. Сегодня здесь на сцене идут самые разнообразные постановки: от «Театра на подушках», это стихи и сказки для малышей, до постановок «Горе от ума» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые интересны и школьникам, и их родителям.
— Первый мой спектакль здесь — это «Горе от ума», потом были «Позовите Нину» и «Великан-эгоист». Все абсолютно разные, для разных возрастов и на разные темы. В классике, допустим, мы ушли в драму, где куклы играют второстепенную роль, в них превращаются сами актёры — у них на головах огромные маски. «Позовите Нину» по рассказу Кира Булычёва в постановке режиссёра Алины Васильевой — спектакль камерный, В нём задействовано всего два актёра и две куклы. А вот в «Великане-эгоисте» по Оскару Уайльду мы развернулись уже по полной, С огромным количеством деталей, необычными костюмами, крутящимися декорациями.
Кстати, любимый спектакль Эдуарда Петровича в Крымском театре кукол — «Любовь дона Перлимплина» по Федерико Гарсия Лорке. Давняя, несколько лет назад возобновлённая потрясающая постановка, которая и сейчас производит огромное впечатление на самых требовательных зрителей. Может быть, ЭТО и есть фрагмент ТОГО «фирменного стиля», О котором говорит Кулиш, когда рассуждает О перспективах развития и визуальном представлении своего театрального учреждения?..
ВЕРНУТЬСЯ К КОРНЯМ
А вот Дмитрий Смирнов, поддерживая современные форматы, мечтает вернуться к корням. Ведь всё начиналось с чего? С Петрушки! А современные дети, говорит режиссёр-постановщик, оказывается, иногда даже не знают, кто это такой.
— Театр кукол — это всегда театр чудес, и нам очень хочется создавать и дарить детям сказки, чудесные превращения, — рассказывает он. — Но у нас очень маленькая сцена, из-за этого говорить о превращениях уже не приходится — мы не можем ничего поднять, опустить, привезти... В большинстве используем планшетные куклы — это те, С которыми артист работает на какой-либо поверхности, стоя рядом. Да, такова общая современная тенденция, очень мало осталось петрушечной, ширмовой, перчаточной куклы. Потому хочется создавать и традиционные спектакли, чтобы вернуться к корням.
Говорить о творческих переменах можно, когда выстроят новое здание, и у театра появится техническая база, позволяющая создавать нечто новое и масштабное, признаёт режиссёр. В нынешнем юбилейном сезоне Д. Смирнов обещает две премьеры: «Кошачью Одиссею» для самых маленьких и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» по А. Пушкину — главным образом для школьной аудитории.
.Пока этот материал готовился к печати, надежды крымских кукольников на новое комфортное здание стали обретать реальные черты. На недостроенном Центре детского театрального искусства в центре Симферополя ожила строительная техника, на объекте явно идёт активная работа. А значит, впереди нас ждут новые юбилеи, новые яркие постановки, развитие современных и традиционных форм театрального искусства, в которых нуждаются как юные зрители, так и взрослые, чья фантазия позволяет в любом возрасте оставаться детьми и ждать чуда.
Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ.
Фото Валентина ГУСЕВА.