Эта картина всегда входит в рейтинги популярных советских комедий. И пусть её уже не смотрят так, как в 1960-е, но про «группу в полосатых купальниках» помнят все.
Тигры для императора
В 1959 г. в СССР с официальным визитом приехал император Эфиопии Хайле Селассие I. Наверное, такое начало рассказа как нельзя лучше подходит для истории фильма, в котором обычный повар Шулейкин становится укротителем тигров, а буфетчица Марианна без страха обращается с дикими животными. Тем не менее визит императора и правда дал повод для того, чтобы задуматься о кино.
Во время посещения Москвы он оказался вместе с Никитой Хрущёвым в цирке на Цветном бульваре, где выступала знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова. Её номер восхитил высоких гостей, и Назарову попросили прийти к ним в ложу. Женщина привела с собой двух маленьких тигрят, что ещё больше впечатлило Хрущёва и Селассие. И якобы Никита Сергеевич сказал, что про таких женщин обязательно надо снимать картины.
Маргарита Петровна Назарова родилась в 1926 г., жила в Детском селе, потом семья переехала в Даугавпилс. Во время войны оказалась в Германии, где сначала работала прислугой, а после танцевала в местном кабаре. Когда война закончилась, вернулась в СССР и снова пошла на эстраду — в труппу «Цирк на сцене», позднее занялась дрессурой.
В её арсенале были по-настоящему уникальные номера, например, она выступала с хищниками в воде, а также у неё с мужем, дрессировщиком Константином Константиновским, был номер, в котором участвовали львы, тигры, лошади и медведи. И именно благодаря мужу, майору МГБ, который дрессировал служебных собак-подрывников, Маргарита вообще оказалась и на манеже, и на экране. С биографией, подобной её, мало кто мог рассчитывать на жизненный успех. Назаровой в этом плане повезло.
Основано на реальных событиях
Сценарий вызвался написать Виктор Конецкий, капитан дальнего плавания, который в 1955 г. уволился в запас и занялся литературой (соавтором был Алексей Каплер). В его биографии был эпизод, когда на судне, где он был капитаном, перевозили двух белых медведей, и у одной клетки плохо закрыли щеколду. Зверь выбрался, оружия на борту ни у кого не было, пришлось усмирять, чем придётся. И в итоге команде удалось загнать зверей в клетку. Так что сюжет подсказала сама жизнь.
В фильме на сухогрузе «Евгений Онегин» тигров и львов перевозят из некой тропической страны в Одессу, в зоопарк. Буфетчик торгпредства Шулейкин (Евгений Леонов) тоже упросил взять его на судно, так как климат страны ему не подходит. Ему поставили условие: притвориться дрессировщиком, но только так, чтобы об этом не знала команда «Онегина». Естественно, это порождает сотни комических ситуаций, в итоге тигры и львы выходят из клеток и начинают хозяйничать на палубе, а ситуацию спасает бесстрашная буфетчица Марианна, которую и сыграла Маргарита Назарова.
Режиссёром стал Владимир Фетин. На момент начала работы над картиной ему было уже 34 года, но это был его первый полнометражный фильм. Он закончил ВГИК только после войны, так что был возрастным дебютантом. Актёрский состав получился достаточно звёздным: кроме Евгения Леонова, в комедии сыграли Алексей Грибов, Иван Дмитриев, Владимир Белокуров. Безусловной звездой первой величины был тигр Пурш, любимый подопечный Назаровой, с которым она работала много лет.
Смешно и страшно
Снимали на теплоходе, который находился в Одессе и каждый день выходил в море, а павильонные съёмки шли в Ленинграде. Животных на площадке было много: десять тигров, с которыми Назарова работала в цирке, лев и шимпанзе. Компания сложная: ведь животные не могут, в отличие от человека повторить дубль, так что у режиссёра в распоряжении были бесконечные варианты одной и той же сцены. В особенно сложных эпизодах артистов подменяли дрессировщики, в том числе и супруг Назаровой. Кстати, так как сама Маргарита не умела плавать, Константиновский в соответствующей сцене подменял и её. Отказался от дублёра только Алексей Смирнов, который участвовал в достаточно опасном трюке: его герой, матрос, в какой-то момент должен тянуть тигра за хвост.
Евгений Леонов, который в одном из эпизодов моется в ванне, а потом снимает мыльную пену с лица и видит перед собой дикого зверя, совершенно не стремился сниматься с хищниками. Он просил в этой сцене поставить между ним и тигром стекло, и режиссёр пообещал ему, что оно будет. Но стекло давало блики, и непосредственно перед съёмками его убрали, чего Леонов не ожидал. Так что его испуг был совершенно натуральным.
В письме к сыну Андрею Евгения Павлович описывал процесс так: «Я хорошо помню съёмки этого фильма. Помню, как мы приехали на корабль, красивый очень. Ко мне подошли режиссёр, оператор и сказали: «Ты не волнуйся, мы придумали очень смешной эпизод. Посадим тебя в клетку, выпустим тигров и посмотрим, что будет». Я говорю: «Нет, я не согласен. У меня семья, маленький сын, я против». Меня, конечно, уговорили, ведь я же дал согласие сниматься в этом фильме. Сами все попрятались. Выпустили тигров. Тигры подошли, понюхали и пошли дальше палубу осматривать. Тигры не бросаются — комедия не получается. Режиссёр кричит: «Дрессировщик, почему твои животные не бросаются на артиста?». «Они к нему принюхались, говорит, а сам запихивает ко мне в клетку живого поросёнка и шепчет: — Леонов, возьми вилку, поколи поросёнка, а то тигры на него не реагируют». Что творилось на палубе через минуту, когда тигры учуяли поросёнка! Они его через прутья поцарапали, поросёнок визжит, тигры от этого ещё больше свирепеют. Я кричу, поросёнка прижимаю. А поросёнок от страха совсем обезумел, на меня стал кидаться».
Вопреки сложившемуся мнению, ни одно животное во время съёмок не пострадало. Ходит легенда, что льва Васю, который по сюжету наедается снотворного и засыпает, убили. Этого не было, после выхода фильма в прокат зверь прожил в Ленинградском зоопарке, откуда приехал, ещё несколько лет.
А вот досадные случайности были. Например, в одной из сцен «компания» тигров выходит из моря на пляже Одессы. Снимали на реальном пляже, который был окружён высокой стеной. Но нескольким животным удалось её преодолеть, и они направились погулять на территорию санатория. Тигров быстро удалось увести, но отдыхающих они изрядно напугали. К слову, многие прекрасно помнят в этом эпизоде Василия Ланового с его бессмертной фразой про «группу в полосатых купальниках». Он оказался в фильме случайно: приехал в Одессу на отдых и просто попался режиссёру на глаза.
Картина вышла на экраны в 1961 г. и стала лидером проката. Что интересно, Владимир Фетин, несмотря на такой успешный дебют, комедий больше не снимал: его картины — «Донская повесть», «Открытая книга», «Таёжная повесть». Маргарита Назарова, несмотря на яркую внешность и бешеную популярность, снялась в кино ещё только раз, в эпизоде. А мы, когда слышим «Полосатый рейс», вспоминаем картину очень тепло. Как говорил режиссёр, «постараемся сделать весёлый интересный фильм, если останемся живы». Всё так и получилось.