Найти тему

Воронцовский дворец - лучшее в Крыму!

Воронцовский дворец...

Есть ли что-то аналогичное ему в Крыму?

Похожего точно не найдёшь, а вот конкурентов на звание самого-самого достаточно. Весь Южный берег Крыма - это прекрасные дворцы, один интереснее внешним видом, другой внутренним убранством, третий своей историей, вокруг четвёртого раскинулся уникальных парк.

Но Воронцовский дворец интересен со всех сторон. Несколько раз был в нём, но вот писать сел только сейчас.

О парке вокруг дворца рассказывал здесь:

Когда князь Воронцов, очарованный местоположением Алупки, скупил земли, казавшиеся всем ни к чему непригодными, на месте нынешнего замка зияли страшные пропасти и громоздились огромные массы гранита, сброшенные с вершин Яйлы вероятно действием подземного огня. Эти массы были взорваны порохом, обтесаны, отполированы и послужили для внешней отделки дворца. Находясь почти тут же, на месте, камни клались громадной величины, что придало строению вид необычайной прочности, а между тем все наружные украшения: колонки, башенки, мелкие купола, арабески, в виде фестонов и кружев, сделаны из того же гранита и отличаются самой тонкой, изящной работой, напоминающие украшения знаменитой Альгамбры и других мавританских построек.

Так написала об Алупкинском дворце князя Михаила Семёновича Воронцова княгиня Елена Сергеевна Горчакова в "Воспоминаниях о Крыме" в 1883 году.

-2

И действительно, когда подходишь к Воронцовскому дворцу, то кажется, что перенёсся далеко далеко от Крыма, туда, где жили рыцари, где дворец одновременно был крепостью, где совсем другое небо и другое море. В этот момент думаешь, что видишь замок, которому не менее тысячи лет, зелень покрыла камни, из которых он сотворён, да и вообще он перенесён сюда каким то волшебником на ковре самолёте.

-3

Немного истории

Дворец был построен по проекту известного английского архитектора Эдварда Блора, который был придворным архитектором короля Вильгельма IV и королевы Виктории, проектировал многочисленные известные здания в Великобритании, принимал участие в строительстве Букингемского дворца. Но считается, что проект Блора был вторым... В начале был проект одесского архитектора Боффо, с которым Воронцов уже работал и который строил Воронцову дворец в Одессе. Тот дворец был совсем другим, он должен был быть в классическом стиле из белого керченского камня с позолотой во внутренних помещениях. Именно это здание начали строить в марте 1830 года, когда были заложены первые камни в фундамент столового корпуса. Но в апреле 1831 года строительство прекращается по распоряжению Михаила Семёновича Воронцова и декабре 1832 года строительство начинается уже по проекту Эдварда Блора, который никогда ни приезжал в Алупку, работами руководили английские архитекторы: в начале Гейтон, а с декабря 1833 года — Вильям Гунт. Строительство всех корпусов закончится в 1848 году установлением мраморных скульптур львов.

-4

Долго было-бы описывать все красоты этого обворожительного места. В одну прогулку я не мог осмотреть всего; нельзя однако не сказать, хоть несколько слов, о доме, который строит здесь Графъ Воронцовъ. Он будет единственный в своем роде, и по архитектуре, и по великолепию, и по богатству материалов, употребляемых на него. Вообразите древнее готическое аббатство, какие ещё сохранились в некоторых местах Англии: все это построено из камня и снизу до верху обложено гринштейном. Приятно было-бы иметь и табакерку из этого камня, а здесь из него целый дворецъ!...

Николай Сергеевич Всеволожский увидел дворец в 1936 году, когда работы были ещё очень далеки от завершения, но он восхитился им и описал в своём "Путешествии через Южную Россию, Крым и Одессу в Константинополь..."

-5

А Николай Максимович Сементовский в своих воспоминаниях написал в книге "Путешественник: (Южный берег Крыма)" в 1847 году:

На противоположной стороне у подошвы Ай-Петри красуется замечательный по изяществу постройки и по редкости материалов, индийской архитектуры дворец князя Воронцова; нельзя описать его, надобно по-крайней мере видеть верную картину; он построен на месте огромных скал, низвергнувшихся с высоты; с крыши замка, образующей террасу, на которую всходишь по лестнинце, открывается очаровательный вид на окрестности, здесь видишь море, цепь гор с живописными склонами и оттенками их, ближе деревню Алупку с уютными татарскими хижинами, покрытыми плоскими кровлями и среди них прекрасную мечеть индийской архитектуры, а в стороне церковь; с другой стороны приближаясь к дворцу, также обнимаешь взором дальнее безбрежное море и на нём кое-где едва белеются паруса; роскошный сад с этой стороны спускается вниз по уступам к самому морю...

Сколько читаю авторов прошлого, везде только восхищение и восхищение в превосходной степени.

-6

Алупкинский дворец построен в 1830—37 гг. архитектором Генри Гунтом по проекту английского архитектора Эдуарда Блора в стиле раннего английского Возрождения эпохи Елисаветы Тюдор, в характере сурового средневекового замка. В южном фасаде дворца, обращённом к морю, английский стиль смешан с мотивами, заимствованными из индо-мусульманского искусства. Восточный характер носит монументальный портал входа со стороны львиной террасы, напоминающий торжественные входы мечетей Индии и Персии. Внутри дворца помещается историко-бытовой музей, находящийся в ведении Главнауки Наркомпроса. Художественные и бытовые собрания, поступившие в музей в 1900-х годах из Одесского дворца князей Воронцовых, раскрывают картину дворцового быта русских помещиков эпохи 1820-30-х годов. Архитектура внутренних помещений музея передает тот же стиль раннего английского Возрождения, который носит и фасад дворца. Особенно интересна декорация отделанных резным дубом плафонов и стен большой столовой и китайской гостиной; тот же характер носит архитектура вестибюля, биллиардной и библиотеки. Архитектура и бытовые интерьеры дворца использованы, музеем для экспозиции принадлежащего Алупкинскому дворцу богатого собрания западной и русской живописи и скульптуры XVI — XIX веков. Гардеробная и лестница соединяют дворец с библиотекой. Замечательная по своему помещению библиотека хранит первоклассное собрание книг XVIII века с богатейшим собранием классиков и мемуаров этой эпохи. Общее число книг в библиотеке достигает 16.000 томов.
-7

В состав библиотеки Алупкинского дворца входит прекрасное собрание гравюр и литографий XVI—XVIII веков, насчитывающее около 2,000 листов. Музей и „Львиная терраса” парка открыты для осмотра (кроме зимнего времени) ежедневно, кроме понедельников и дней советских праздников, от 11 до 121/2 час. утра и от 2 до 5 час. дня.
Вход платный. Осмотром руководят научные сотрудники музея.

Это уже советское описание, которое дано в путеводителе „Крым", выпущенного Крымским обществом естествоиспытателей и Крымским государственным

издательством в 1929 году...

Когда прекрасный дворец стал музеем после многих лет забвения, когда дворец наполнили экспонатами из других дворцов и начали показывать людям. А как красиво звучит здесь информация о быте помещиков прошлого. И ничего о том, что сделал князь Михаил Семёнович Воронцов для Крыма.

-8

Ходишь по дворцу, переходишь в новый зал, а потом возвращаешься, а потом опять ходишь и снова хочется вернуться в какое-то место, которое понравилось, в котором кажется, что что-то упустил, что-то недоглядел. Парадные залы Воронцовского дворца сохранили почти всё из первоначальной отделки, чего не скажешь об экспонатах, но экспонаты очень хорошо подобраны.

-9

Персидские вышивки, настолько не вписываются в общий интерьер, что в начале не понимаешь, откуда они здесь, а через минуту уже смотришь и восхищаешься их красотой. На них изображен шах Фати-Али (конец XVIII в.).

Голубая гостиная... Это то, что можно рассматривать вечно, не верится, что такое можно совершить чуть менее 200 лет назад, изумительный орнамент, выполненный под руководством крепостного мастера лепщика и штукатура Романа Фуртунова, он отделывал потолки в парадном кабинете и малой гостиной. Его мастерство было признано графом Воронцовы, Фуртунов получал самую высокую заработную плату при строительстве, но он был крепостным. После окончания дворца он не мог найти работу в Крыму вернулся домой в Мошны и оказалось, что у него не было средств к существованию. Пришлось просить помощи у графа.

-10

Парадная столовая... это... рыцарский зал в средневековом замке, именно такая и должна быть в том здании из диабаза, в котором находишься. Резьба по дереву, панно, фонтан в виде камина, балкончик для музыкантов. Но здесь всё такое огромное, начинаешь чувствовать себя лилипутом.

Последний зал - оранжерея. Здесь красиво, здесь фикус-репенс, самое старое растение, хотя в саду есть роза, которая была выращена из саженца созданного директором Ботанического сада Гартвиса, и она считается ровесницей дворца, ну, или совсем немного моложе.

-11

А когда покидаешь дворец, когда увидел всю красоту и всё его изящество, то радуешься тому, что он сохранился. В годы оккупации из дворца вывезли почти всё, в корпусах была комендатура. Стоимость ущерба составила 4 911 600 рублей (в деньгах 1944 года). При отступлении дворец хотели взорвать, было заготовлено большое количество взрывчатого вещества, но не успели, стремительное наступление Приморской армии и бойцов Ялтинского партизанского отряда спасли Воронцовский дворец от разрушения.

О других дворцах Крыма читайте здесь:

Дворцы Крыма! | Путешествовать по Крыму | Дзен

Надеюсь, что Вам понравилось!

Благодарю за то, что прочитали до конца и, надеюсь, что было интересно, комментарии всегда уместны!Автору будет приятно, если Вы поставите 👍 и подпишетесь!

@Путешествовать по Крыму

#путешествоватьпокрыму #покрыму #дворцыкрыма #воронцовскийдворец