Почти – потому что исхожу из предположения, что КГБ было устроено так, даже начальники соседних отделов не знали завербованную клиентуру соседа. Мой здравый смысл говорит, что не может быть иначе. Ну и ешё немного. Я не верю, что мыслимо думать , чтоб некий КГБ-шник высокого ранга откровенничал со своим гражданским другом о делах своего ведомства. И, наконец, ещё на одном предположении я основываюсь – на аналогии с собой.
Начну с неё, помня мою традицию начинать с себя.
Вскоре после того, как я женился (на одесситке) и привёз её к себе, в Каунас, я почувствовал изменение отношения к себя начальства. Охладело оно. И я было подумал, что решили, что я со дня на день уволюсь и перееду жить в Одессу. – В перестройку я узнал истинную причину: куратор из КГБ по нашему институту предложил, чтоб я был уволен из НИИ (секретного; и я имел 2-ю форму допуска к секретным материалам) «по собственному желанию». Непосредственный начальник был мой одноклассник и друг дома, принял к сведению приказ начальника постарше и принялся меня гнобить, но не сильно (совесть грызла). В результате я не уволился, хоть мне 9 лет не поднимали зарплату при поднимании её соседям. На меня донесла жена куратора КГБ, соседка по кульманам. Сказала, наверно, что я слишком распускаю язык и действую против начальства. Я и правда вёл себя так, как понимал вести себя надо граждански активному гражданину (что по идее должно б поощряться). Я вмешивался в распоряжение начальства, проводя явочным порядком в жизнь идею самоуправления в малом коллективе. Распоряжение из КГБ, предполагаю, было доведено через начальника 1-го отдела НИИ. К того, наверно, неудовольствию, потому что его дочка, работавшая под моим началом, была от меня в восторге и рассказала папе. Кроме того у меня сложились какие-то прямо особые отношения с помдиректора по кадрам. – Когда я был повышен до зам. главного конструктора по конструкторской части прибора такого-то, он раз подошёл к моему кульману и стал интересоваться, что я сейчас делаю. Я рассказал мою проблему, и он предложил вариант, как её решить. Я идею принял. И потом ему об этом сообщил. Он (всё же не специалист) был, видимо, очень польщён и меня, можно сказать полюбил. Что я чувствовал и раз воспользовался.
Меня раз за разом (это через квартал) обходили в очереди на получение кооперативной квартиры. Не думаю почему-то, что действовало распоряжение через КГБ. – Что я сделал? Я обошёл всех, кто впереди меня в очереди на получение кооперативной квартиры, и получил заверенное их подписями согласие, чтоб мне выделили квартиру перед ними. Подписи они поставили на моём заявлении на имя пом. директора по кадрам. – И я понёс это по адресу. А там сидит начальник 1-отдела. И я принялся откровенничать, что я понимаю, почему за меня не ходатайствует начальник конструкторского отделения. Тот начальником стал по блату, за то, что в войну укрывал подпольщика. А на него вдруг поступил донос какой-то насчёт истинного его поведения. Почему-то это было предметом по секрету обсуждения нами, его подчинёнными. И я двум КГБ-шникам об этом рассказал, как о причине, почему на моём заявлении нет визы начальника: ему-де теперь не до меня. – И эти двое принялись со мной откровенничать по еврейскому вопросу. Я сказал, что если такая беда и есть в стране, то она какая-то 20-я по важности, и что лично я дискриминацию по этому вопросу никогда не чувствовал и не чувствую (что было правдой).
В общем, я в очередной раз получил кооперативную квартиру. Из чего я потом-потом сделал вывод, что в КГБ одна рука не знает, что делает другая.
Я был левый диссидент, то есть какой-то свой для власти. И потому по отношению ко мне была допущена халатность.
Если предположить, что в КГБ были люди умные и адекватно понимали песни Высоцкого, а тот был тоже левым диссидентом, своим в чём-то, то понятна халатность исполнения обязанностей и по отношению к Высоцкому.
А теперь – то, что я собираюсь лично разоблачить как неумный поклёп:
«- Итак, вы утверждаете, что Высоцкий был агентом КГБ?
- По нашей версии, не агентом, а суперагентом! Его агентурное имя было “Виктор”. Выдавая себя за оппозиционного барда, он работал на благо КГБ и системы, до самой своей смерти оставаясь в глазах миллионов «жертвой режима».
- У вас был доступ к документам КГБ?
- Нет, конечно! Дело за семью печатями.
- Откуда же такое убеждение?
- Есть косвенные доказательства, а есть и прямые. О том, что Высоцкий с 1968 года был агентом Пятого Управления КГБ, моему соавтору Михаилу Крыжановскому лично сообщил генерал-майор В.М. Владимиров, бывший начальник отдела «В» - убийства и диверсии» (Раззаков. https://harmfulgrumpy.livejournal.com/909243.html).
Резоны:
1) Кто такой Михаил Крыжановский? – «…советский ленинградский инженер-физик, более известный тем, что занимался подпольным предпринимательством в сфере звукозаписи, звукорежиссёр» (Википедия).
Не тот человек, с каким в советское время откровенничать КГБ-шнику о делах ведомства. Правда, до краха СССР.
2) Раззаков неаккуратен.
2А) Пишет: «генерал-майор».
На самом деле генерал-майором он стал «27 октября 1977 г.» (https://shieldandsword.mozohin.ru/personnel/vladimirov_v_m.htm). Через 7 лет после заведованиея отделом В. А с 70-го по 84-й он жил в Хельсинки и не мог общаться с Крыжановским.
Хотя… Михаил Крыжановский умер в 1994 году, а Владимиров – в 1995-м, да, генерал-майором, уже после краха СССР, когда уже можно было рассказывать, и до Владимирова могло дойти и до Крыжановского – соответственно.
Но надо было так и писать.
2Б) Раззаков пишет:
«убийства и диверсии… с 1968 года».
На самом деле:
«В октябре 1966?года 13-й отдел [««прославился» серией скандальных операций — похищений и убийств»]был преобразован в отдел «В» (на правах управления) ПГУ КГБ СССР. Деятельность его сотрудников отличалась от той, чем занимались их предшественники в предыдущие годы. Так, было принято решение «законсервировать» деятельность разведывательно-диверсионных резидентур. Вместо этого основные усилия были сконцентрированы на подборе мест для скрытного десантирования разведывательно-диверсионных групп и выявлении уязвимых мест в системах транспортных коммуникаций и систем энергоснабжения» (Колпакиди. https://military.wikireading.ru/heCUE7vMGr ).
3) Десантирование и т.п., чем, таки да, занимался В.М. Владимиров, не имеет никакого отношения к заявленной авторами книги «Высоцкий – агент КГБ» занятиями Высоцкого в КГБ: «специализировался на контактах с еврейской общиной» (https://harmfulgrumpy.livejournal.com/909243.html). И я не могу допустить, чтоб сотрудник из другого, соответствующего отдела раскрывал бы ему своих агентов.
Но, да, до развала СССР.
Зато передёрг 2Б значим вне времени. Прорезалась тенденциозность Раззакова.
А тенденциозным людям веры на слово нет.
23 января 2024 г.