«Чтобы изменить жизнь, мы должны изменить пространство»
(Анри Лефевр, французский философ, социолог, автор концепции «право на город», 1968 г.)
Модернизм стал ответом на изменения общества, вызванные промышленной революцией и технологическим прогрессом начала XX века. Он стал неотъемлемой частью оформления жилых и промышленных пространств, но как философия, идея, он не мог обойти и духовную составляющую нового времени.
Новое архитектурное видение сакральной жизни общества сформировало для него новую форму, так необходимую для динамично меняющегося общества. Эта форма должна была отвечать основным идеям того времени.
Решиться на создание новых форм для самой консервативной составляющей жизни человеческого общества могли не многие. Одной из самых сложных задач для архитекторов было вписать в новую форму все атрибуты, определенные церковными (храмовыми) канонами.
Новый архитектурный язык, на котором заговорили храмовые шедевры, был с трудом принят обществом.
Вот некоторые из тех архитекторов, кто решился и воплотил идею “сакрального модернизма”: Тадао Андо; Игнасио Висенсом; Йозеф Гочар и Павел Янак; Ле Корбюзье.
Капелла Нотр-Дам-дю-О, авторства Ле Карбюзье демонстрирует нам отказ от приверженности к философии выверенной функциональности, так свойственной модернизму. Сам он говорил: “Все в ней взаимосвязано. Поэтичность и лиричность образа порождены свободным творчеством, блеском строго математически обоснованных пропорций, безукоризненностью сочетания всех элементов”.
Французский фотограф #ТибоПуарье в серии «Sacred Spaces» собрал святые места, в попытке понять устройство отношений между человеком и Богом. Тибо снимал храмы, церкви, соборы и капеллы во Франции, Германии, США и Японии.
Начнем обзор шедевров с работы одного из самых ярких архитекторов, работающих в стиле модернизма, — Тадао Андо. Церковь Света (Ибараки, Япония) была построена в 1989 году. Эта церковь стала визитной карточкой архитектора.
Основная идея исходного проекта заключалась в том, чтобы свет играл центральную роль в архитектуре, создавая уникальную атмосферу мистики и покоя. Церковь Света представляет собой бетонное сооружение с высокими стенами и узкими проемами, через которые проникает свет, создавая потрясающие эффекты светотени.
Интерьер церкви также поражает своей простотой и элегантностью. Благодаря особенному использованию света, создается ощущение покоя. Пространство церкви становится символом встречи человека со светом, и посещение этого места становится ярким духовным переживанием.
Еще одним примером модернистской церкви является приходская церковь Санта Моника в Мадриде, созданная архитектором Игнасио Висенсом и его партнерами. Эта церковь отличается своим современным дизайном и использованием оригинальных материалов, таких как металл и стекло, чтобы создать уникальную атмосферу.
Церковь Санта Моника отличается своим уникальным дизайном, который сочетает в себе элементы модернизма и неоклассицизма. Внешний вид церкви характеризуется простыми линиями и гладкими поверхностями, которые создают ощущение минимализма и чистоты. Внутри церкви находятся множество интересных архитектурных решений, таких как круглые арки и огромные окна, которые создают ощущение простора и света.
Два конструктивистских шедевра создали герои чешского модернизма: Йозеф Гочар и Павел Янак. Гочар создал проект костела святого Вацлава в Вршовицах. Декор, как и следует ожидать от конструктивистского храма, совершенно аскетичный, но впечатляющие эффекты создает огромный витраж, изображающий святого Вацлава на коне.
Павел Янак спроектировал Гуситскую церковь в районе Винограды. В настоящее время здание переоборудовано под жилой дом с офисными помещениями.
И нельзя не упомянуть часовню Нотр-Дам-дю-О в Роншане во Франции, созданную Ле Корбюзье. Эта церковь стала символом модернистской архитектуры и привлекает внимание своим уникальным дизайном и использованием геометрических форм.
Криволинейная крыша была навеяна формой раковины, которую Ле Корбюзье подобрал на пляже в Лонг-Айленде. Разглядев в форме раковины естественное воплощение идеи крова и защищенности, Ле Корбюзье там же вылепил из песка несколько «скульптур», которые стали прообразами часовни.
Капелла построена на ранее существовавшем месте паломничества пилигримов, которое было полностью разрушено во время Второй мировой войны. Вздымающаяся бетонная крыша, напоминающая морскую раковину, поддерживается толстыми криволинейными стенами с россыпью окон неправильной формы.
Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.
Отдельно хочется отметить последнее крупное творение Ле Корбюзье – церковь Сен-Пьер в Фирмини. Строительство Сен-Пьера было начато в 1971 году, через шесть лет после смерти Ле Корбюзье в 1965 году. Из-за местных политических конфликтов строительство прерывалось с 1975 по 2003 год, когда местные власти профинансировали их достройку. Здание было завершено французским архитектором Хосе Убрери, учеником Ле Корбюзье.
В Обзоре мировой архитектуры за 2010 год, проведенном журналом Vanity Fair, здание заняло второе место в рейтинге лучших сооружений, построенных в XXI веке, получив четыре голоса. Американский деконструктивист архитектор Питер Эйзенман в своем ответе заявил, что это здание является самым важным сооружением, построенным с 1980 года.
Храм Notre-Dame du Raincy в Рейнси (Франция). Храм был построен в 1922-23 годах французскими архитекторами Огюстом Перре и Гюставом Перре. Он считается первым местом поклонения, построенным из бетона, который в то время считался инновационным материалом.
Расположенная в Ле-Рейнси (Сена-Сен-Дени), в десятке километров от Парижа, ее международная известность обусловлена тем фактом, что это первая церковь, построенная из железобетона во Франции.
Реформистская церковь De Kruiskerk te Amstelveen в Амстердаме (Нидерланды). Автором неординарного проекта стал известный архитектор, а позже профессор Мариус Дуйнтьер. Церковь была построена в 1949-1950 годах по заказу Реформатской конгрегации.
Круискерк в Амстелвине — первая из шести послевоенных голландских реформатских церквей, построенных Мариусом Дуйнтьером. Дуйнтьер был известен своими функциональными дизайнами.
Общая форма церкви (непреднамеренно) чем-то напоминает египетского Сфинкса: неф церкви как тело, западный фасад с двойными башнями как грудь и голова, а слева и справа от него выступающие хозяйственные постройки как две руки сфинкса.
В трех стенах церковного зала в общей сложности 996 маленьких окон в правильном, расположенном в шахматном порядке узоре, которые обеспечивают равномерное поступление света
В интерьере была выбрана классическая композиция: приподнятая кафедра с декой стала центральной, перед кафедрой установлен столик для причастия, а на сцене — стационарная крестильная купель. Церковь вмещает до 1000 человек.
Церковь Saint Moritz в Аугсбурге (Германия). Известный архитектор Доминик Бём в 1944 году занимался разработкой проекта церкви, разрушенной во время Второй мировой войны. Ранее церковь была выполнена в стиле барокко, но ее внешний вид претерпел значительные изменения.
В период с 2010 по 2013 года церковь снова была перепроектирована архитектором Джоном Поусоном. Поусон выбрал для Сант-Мориц белый цвет: эта строгость подчеркивает высокое назначение церкви. Пол выстлан плитами светло-бежевого португальского известняка, из него же сделан и алтарь. Окна хора закрыты тонкими пластинами оникса, наклеенными на стекло: сквозь них проникает рассеянный свет.
Церковь Святого Игнатия в Токио (Япония). Католическая церковь находится на территории Софийского университета. Строительство храма началось в 1992 году, а завершилось в 1999.
Церковь состоит из главного храма, трёх часовен и звонницы, построенных в европейском модернистском стиле с элементами японской архитектуры. Главный храм имеет эллиптическую форму, напоминающее яйцо, что символизирует Христово Воскресение.
Главная особенность храма — крыша в форме лотоса, укрепленная на 12 столбах, которые символизируют 12 апостолов. Витражи между этими столбами описывают историю сотворения мира.
Модернистские церкви — уникальные и инновационные сооружения, которые продолжают служить местом для религиозных обрядов и вдохновляют своим современным внешним видом.
#архитектурныйдетокс #архитектура #модернисты #храм #инновации #современныйдизайн #современныйинтерьер #современныйстиль #инновациидизайна #interiordesign #interiors #interior #decor #arhitecture
Присоединяйтесь к нашему сообществу в телеграмм. Читайте больше о самом интересном.