Исследователи из Университетского колледжа Лондона определили самый пагубный для здоровья человека стрессовый фактор.
Иммунная, нервная и эндокринная системы активно и постоянно взаимодействуют друг с другом для поддержания гомеостаза — саморегулирующегося процесса, благодаря которому организм достигает оптимального функционирования. Эта сеть контролирует такие физиологические процессы, как рост и дифференцировка клеток, метаболизм и поведение человека. Когда взаимодействие не работает, могут возникать физические и психические заболевания, включая сердечно-сосудистые заболевания, депрессию и ускоренное старение.
Британские физиологи изучили связь между психологическим стрессом и различными иммунными и нейроэндокринными профилями среди этой категории населения. Исследователи проанализировали уровни четырех биомаркеров в крови 4934 человек в возрасте 50 лет и старше. Два маркера, С-реактивный белок (СРБ) и фибриноген, участвуют во врожденном иммунном ответе на воспаление, а кортизол и инсулиноподобный фактор роста 1 — в физиологии стрессового ответа.
Ученые подсчитали, как раннее воздействие шести стрессовых факторов (финансового напряжения, ухода, инвалидности, болезни, тяжелой утраты и развода) может повлиять на последующую вероятность попадания людей в группу высокого риска для здоровья. 17% участников испытывали финансовое напряжение, 40,9% пережили тяжелую утрату, 7% ухаживали за больными людьми, 9,2% пережили развод, а у 31,5% было давнее заболевание, снижающее уровень жизни.
Оказалось, что общая подверженность стрессовым факторам на 61% повышает вероятность попадания в группу повышенного риска через четыре года. Причем эффект накопительный — после каждого пережитого стресса вероятность оказаться в группе повышенного иммунно-нейроэндокринного риска увеличивалась на 19%.
Стресс, связанный с деньгами, оказался самым сильным фактором, определяющим принадлежность к иммунному и нейроэндокринному профилю высокого риска. За ним следовали продолжительная болезнь и тяжелая утрата. Люди, которые сообщали только о проблемах с финансами, на 59% чаще попали в группу высокого риска четыре года спустя.
«Мы обнаружили, что финансовый стресс сильнее всего сказывается на биологическом здоровье, хотя для того, чтобы утверждать это наверняка, необходимы дополнительные исследования. Это может быть связано с тем, что такая форма стресса может вторгаться во многие аспекты нашей жизни, приводя к семейным конфликтам, социальной изоляции и даже голоду или бездомности», — отмечают ученые.