🔗 Рубрика: Слово главного редактора (Г.П. Воронин).
Журнал «Стандарты и качество», январь 2024.
🚗 Об отечественной автомобильной промышленности говорят много, но развивать ее, будем честны, не получается. 🙁 На наших глазах Китай стал мировым лидером в производстве автомобилей, и мы этот технологический рывок дружественной страны пропустили.
Технологии и подходы к качеству в КНР стали не хуже американских, европейских, японских, и по цене китайские автомобили дешевле. Понравился девиз одной из корпораций: «От сделано в Китае до со-здано в Китае». Китайцы убеждены, что самый верный путь к успеху — опора на собственные разработки, а не покупка иностранных. Они рассматривают санкции как возможность для развития, внедрения своих технологий, причем во всех отрасля. Ну как не согласиться с таким мудрым решением. Вот несколько цифр и фактов.
По выпуску легковых автомобилей Китай в 2,5 раза превзошел США и в 3,5 раза — Японию. Сейчас в КНР больше 80 автомобильных компаний, среди них 10 крупных: SAIC, FAW, BYD, Changan, BAC, Dongfeng, BAIC, Chery, Geely u Great Wall. Эти гиганты за первое полугодие 2023 г. реализовали порядка 13 млн автомобилей.
Сегодня на китайском рынке представлено более 670 марок.
В среднем каждый день с конвейера сходит 74 тыс. машин. Скоро мы станем перемещаться исключительно на автомобилях, созданных в КНР. Я каждый день отмечаю, как ими наполняется Москва, да и у многих моих коллег машины китайских марок.
Китай добился значительных успехов в производстве smart-машин, электромобилей и гибридов. Россия в этом сегменте пока отстает. В КНР появилось большое количество автомобилей с зелеными номерами. Это электрокары или гибриды, которые работают и на бензине, и на заряде аккумуляторных батарей.
В Пекине уже 80% всех такси с зелеными номерами. Государство учредило целый ряд преференций для их владельцев. Например, при покупке обычного автомобиля регистрационный номер можно получить только через год или два, а на электрокар или гибрид — максимум через полгода. Бензиновый не имеет права передвигаться в больших городах ежедневно, а только три—четыре дня в неделю. Для электрического таких ограничений нет. Плюс субсидии от государства на приобретение — 10—15% от цены.
Электрокар гораздо дешевле и надежнее в эксплуатации. На одной заправке такая машина проходит примерно 600 км. Зарядные станции повсюду, даже на частных парковках под жилыми домами. Запитать аккумулятор можно и от бытовой розетки, но это займет больше времени.
Литиевые батареи дороги: их стоимость составляет более половины цены всего автомобиля. Также их сложно утилизировать. И хотя японцы объявили о создании аккумуляторов без лития, которые могут преодолевать без подзарядки тысячу километров, Китай уверенно движется к созданию альтернативы — натриевых батарей и, вероятно, вскоре удивит человечество.
Меня поразила производительность одного из заводов корпорации GAC. Предприятие, на котором трудятся меньше 2 тыс. человек, выпускает в год 200 тыс. электрокаров и гибридов. Флагман продаж — минивэн-гибрид бизнес-класса. Автомобиль сам подъезжает к водителю, сам паркуется.
Стоит отметить, что китайцы в smart-технологиях в автомобилестроении первые в мире. Они обошли американцев, причем намного. Если раньше автомобиль был исключительно средством передвижения, то теперь это еще и искусственный интеллект. Данные технологии все активнее исполь-зуются в общественном транс-порте. Скоро машина без водителя станет обычным явлением.
Актуальна в Китае и зеленая повестка, к 2025 г. все автобусы должны перейти на подобные технологии. Вот еще один пример как укор российской нерасторопности: в Гуанчжоу в одной из автомобильных корпораций в специальном конструкторском бюро инновациями занимаются 5 тыс. человек.
Китайская компания CATL — крупнейший в мире производитель батарей для автомобилей — представила образец аккумулятора, который сможет питать электрические самолеты. Массово эти батареи производятся с конца 2023 г. Параллельно ведутся работы по созданию электролета.
Почему бы нам не воспользоваться опытом Китая и не начать совместно работать в направлении развития отечественного автомобилестроения?
P.S. Без поставок западных комплектующих отечественные заводы превратились в пустышку. Мы допустили продажу 68% акций АвтоВАЗа концерну Renault. Россия не смогла создать независимый автопром.