Чтобы отремонтировать гребной винт, корабли во всем мире поднимают в сухой док. Но не в Якутии. Здесь придумали технологию выморозки: дожидаются, когда суда хорошенько вмерзнут в реку, а потом аккуратно выпиливают лед вокруг нужных мест.
Профессия выморозчика физически тяжела и требует ювелирной точности, а потому хорошо оплачивается. Единственная в мире женщина, которая освоила эту специальность – Елена Генералова из якутского поселка Жатай.
В дни, когда на улице -50 и даже самые стойкие жители Якутска стараются реже выходить на улицу, Лена пилит лед. Работа начинается в 9 утра, заканчивается в сумерках. Обеда нет: негде, да и переодеваться долго. А время – деньги, ведь оплата у нее сдельная. Освободить один корабль из ледяного плена стоит от 50 до 250 тысяч рублей, в зависимости от объема и сложности работы. За сезон Елена вымораживает до шести судов.
В таком режиме у нее проходит уже одиннадцатая зима. Но профессионалом Лена себя не считает. Профессия у нее другая: крановщик баше