Таинственная гибель последнего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, привела к явлению, которое вряд ли кто мог предвидеть заранее. И проявилось оно спустя более десяти лет после случившейся трагедии. Это явление – самозванцы, которых ранее на Руси не было. Конечно, вызвано оно было не только неверием людей в гибель последнего из рода царствующих Рюриковичей. Наступившие в самом начале XVII века голод и разруха привели к тому, что народ жаждал крепкой власти, которая наведет в стране порядок. А кто с этим справится лучше, чем ни наследник Ивана Грозного?
С одной стороны, бедственным положением в стране воспользовались иностранные государства и авантюристы. С другой стороны, народ, жаждавший наведения в стране порядка и справедливости, легко поддался на обман, поверив в надежду на лучшее. В итоге появление самозванцев в стране вызвало бунты, гражданские войны и привело к одному из самых тяжелых периодов в истории России – Смутному времени. Ранее самозванцев на Руси не было.
Сколько же всего было самозванцев за весь период Смутного времени?
Лжедмитрии
Самыми известными из самозванцев были Лжедмитрии. Их появление связано не только с желанием некоторых авантюристов оказаться на вершине власти. Их также использовали определенные политические силы для достижения своих целей, своих интересов.
Лжедмитрий I – царь Дмитрий Иванович
Царевич Дмитрий погиб в 1591 году, в возрасте 8 лет, а в 1603 году в Польше объявился молодой человек, который заявлял, что он и есть спасшийся от смерти царевич. И действительно, слухи о чудесно спасшемся царевиче уже несколько лет ходили по стране. Официально считается, что за Лжедмитрия I выдавал себя беглый монах Григорий Отрепьев, хотя есть и другие версии его происхождения.
При поддержке польского короля Сигизмунда III, мечтавшего, несмотря на мирное соглашение между Россией и Речью Посполитой, отнять у России западные земли, Лжедмитрий I выступил в поход на Москву.
Неурожайные годы, приведшие к голоду, разрухе и бунтам, недовольство правлением Бориса Годунова, а также завораживающе действующее на население имя царевича Дмитрия привели к тому, что народ поддержал самозванца. Многие города сдавались ему без боя, а их дружины пополняли войско Лжедмитрия I, что позволило тому покорить и Москву.
Мало того, у него получилось сделать то, что больше никому из самозванцев в российской истории не удавалось – он официально стал русским царем. 21 июля 1605 года он был венчан на царство. Правда, продержался на престоле меньше года. Он слишком любил разгулы, ставил интересы поляков выше интересов русских людей, к тому же, женился на полячке, Марине Мнишек. В итоге, в мае 1606 года бояре организовали бунт, и самозванец был убит.
Но идея оказалась очень живучей.
Михаил Молчанов – «царь Дмитрий»
Этот самозванец менее известен и даже не получил свой «порядковый номер». Он был дворянином, сначала служил Годунову, потом участвовал в убийстве его жены и сына. Этим он заслужил доверие Лжедмитрия I и часто участвовал с ним в попойках. После смерти самозванца Михаил Молчанов бежал. Сначала он агитировал народ против нового царя - Василия Шуйского, но уже летом 1606 года решил объявить царём себя. Помогло ему то, что при побеге он прихватил с собой царскую печать и другие царские атрибуты.
Этот проходимец объявил себя «чудесно спасшимся царем Дмитрием», то есть, выдавал себя уже за Лжедмитрия I. Он даже издавал указы, ставя на них настоящую царскую печать, чем доставил много неприятностей московской власти. Но так как он отлично понимал, что настоящая личность дворянина Молчанова хорошо известна, то не стал долго «играть в царя», а присоединился к уже довольно успешному в то время Лжедмитрию II. Тот даже возвел Молчанова в чин окольничего.
Он также успел послужить польскому королю Сигизмунду и погиб, предположительно, в 1611 году.
Лжедмитрий II – «Тушинский вор»
Вторым из самых известных самозванцев был Лжедмитрий II. Фигура очень загадочная, потому что так и не известно, кто же он был в действительности и откуда взялся. О том, что царь Дмитрий Иванович (Лжедмитрий I) спасся, слухи стали распространяться вскоре после его гибели. В 1607 году в городе Стародубе, недалеко от Литвы, появился «дядя царя Дмитрия – Андрей Нагой», который уверял, что его «племянник» жив, что сейчас он прячется в Польше и скоро появится. К нему стал стекаться народ, но «царь Дмитрий» все не появлялся. И когда тянуть уже было нельзя, он объявил, что он сам и есть спасшийся «царь Дмитрий Иванович».
«Подтвердил» это и прибывший с лагерь атаман Заруцкий. Но главную роль в признании его «подлинности» сыграло то, что его приняла в качестве мужа Марина Мнишек, коронованная царица и супруга Лжедмитрия I. Она даже родила от него сына Ивана.
Лжедмитрия II прозвали «Тушинским вором», поскольку ставка его располагалась в селе Тушино. Кстати, словом «вор» в старину называли бунтовщиков и злоумышленников, а не тех, кто был «нечист на руку» и посягал на чужое имущество.
До Москвы Тушинский вор не дошел, но, тем не менее, выдавая себя за уже коронованного царя, какое-то время управлял страной из Тушина, так как его авторитет у народа и власть были выше, чем у настоящего царя – Василия Шуйского. Ему присягнуло множество русских городов: Псков, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Углич, Кострома, Вологда, Великие Луки, Невель, Владимир и другие.
Города не только присягали, но и предоставляли «царю Дмитрию» свои войска, помимо того, что в его лагерь постоянно стекались люди с разных концов страны. В итоге «Тушинский вор» располагал большой военной силой. Его армия включала 30 тысяч запорожских казаков, 15 тысяч донских казаков, от 20 до 60 тысяч московских дворян и стрельцов, а также 20 тысяч поляков.
Конечно, управлять такой мощной силой «Тушинский вор» сам не мог, он был просто носителем царского имени и марионеткой в чужих руках.
Так как войско самозванца вело себя на русской земле как огромная шайка разбойников, грабило и убивало, «царь Дмитрий» начал терять популярность в народе. Но после того, как совет московских бояр «Семибоярщина» призвал на русский престол польского королевича Владислава, популярность «царя Дмитрия» опять начала расти, так как не все русские люди желали присягать поляку. Против этого был и «Тушинский вор», он даже пошел войной на поляков, что еще больше привлекло к нему симпатии населения.
Осенью 1610 года случился конфликт между Лжедмитрием II и касимовским ханом Ураз-Мухаммедом. Хан был убит, но его слуга Петр Урусов отомстил. 21 декабря 1610 года во время охоты он убил «царя Дмитрия Ивановича».
Лжедмитрий III - «Псковский вор»
Этот самозванец появился весной 1611 года в Новгороде и прямо на рынке объявил себя царем Дмитрием. Новгородцы не поверили ему и изгнали из города.
Но Ивангород, Псков и ряд других городов поверили и даже присягнули ему. Он выступал против притязаний шведов на русские земли и корону и даже вступил с ними в войну, чем привлек к себе симпатии русских, но сгубили его пьянство и жадность. Он обложил Псков и других «подданных» таким оброком, что их поддержка длилась совсем недолго.
К тому же довольно быстро выяснилось, что настоящее имя лжецаря не то Матюшка, не то Сидорка, но никак не Дмитрий, и был он не то казаком, не то дьяконом. Он потерял поддержку и был убит. В историю он вошел как «Псковский вор».
Лжедмитрий IV – «Астраханский вор»
Пока самозванец под номером три «осваивал» северные земли, на юге, в Астрахани, параллельно с ним действовал Лжедмитрий IV. Одно время он даже пользовался поддержкой у местной знати, но совсем недолго. О нем практически ничего не известно, кроме того, что называли его «Астраханский вор». Интересен тот факт, что в ближайшем окружении Лжедмитрия IV был Петр Урусов, человек, убивший Лжедмитрия II.
Продержался этот самозванец недолго и вскоре бесследно исчез.
Таким образом, Лжедмитриев было 5. Но время самозванцев, связанных с гибелью царевича Дмитрия, еще не закончилось.
Лжеиваны
У Лжедмитрия II и Марины Мнишек был сын Иван, прозванный «Воренком».
Его казнили в 4-летнем возрасте, перед избранием на трон Михаила Романова, чтобы больше не было соблазна претендовать кому-либо на российский престол. Но прилюдная казнь не помогла.
По той же схеме, что и ранее, стали распространяться слухи, что мальчик выжил – мол, из-за небольшого веса петля не затянулась и удушения не было. И через несколько лет появились Лжеиваны. Одним из них был польский шляхтич Ян Луба. В отличие от других, он был самозванцем несознательным. Он искренне верил, что является настоящим царевичем – потому что его воспитывали в этой вере. Это был еще один вариант лжецаря, выращенный в Речи Посполитой. Вероятно, его планировали использовать для борьбы с царем Михаилом Федоровичем Романовым.
Но сам «царевич Иван» претензий на Московский престол не предъявлял. В 1645 году, после долгих переговоров, его выдали Москве. Он был прощен и помилован царем Алексеем Михайловичем и отправлен назад в Польшу.
Другой Лжеивашка объявился в 1646 году в Стамбуле. Им оказался украинский казак Иван Вергуненок. Большой роли Лжеиваны не сыграли.
Царевич Пётр Федорович
Еще при царствовании царя Дмитрия Ивановича, в 1606 году, объявился «царевич Петр». Легенда его появления такова. Якобы царица Ирина, жена царя Федора Иоанновича, в 1592 году родила не девочку Феодосию, а мальчика Ивана. Но царица очень опасалась своего брата, Бориса Годунова, так как знала его стремление захватить трон. Поэтому, чтобы спасти сына, она подменила его на девочку. Так мать спасла сыну жизнь.
На самом деле царевич Петр Федорович никогда не существовал. Появился он благодаря корыстолюбию терских и волжских казаков, которые решили использовать имя выдуманного царевича для оправдания своего похода на Волгу. Цель которого была – грабеж и получение добычи. После того, как была придумана легенда, был подобран и подходящий кандидат. Им оказался молодой казак Илейка из Мурома. Он даже бывал в Москве и, как заявлял, «знает царские обычаи».
Вокруг него собрался отряд около 4 000 казаков. И тогда царю Дмитрию Ивановичу было отправлено письмо, что племенник царевич Петр идет с казаками на помощь дяде-царю. И получили ответ, что тот ждет их в Москве. Прикрываясь царской грамотой, казаки двинулись по Волге, грабя города.
Но вскоре было получено известие об убийстве царя. Через некоторое время «царевич Петр» объединился с войском Болотникова. Они были осаждены с Туле войском Михаила Скопина-Шуйского. После сдачи города Болотников был пленен, «царевича Петра» доставили в Москву, где он был казнен.
Самозванцы как правило появляются в периоды политического кризиса. С избранием нового царя, Михаила Романова, уставший от хаоса народ уже хотел стабильности, и на какое-то время перестал верить появлявшимся периодически новым самозванцам.