Найти в Дзене
MALEVICH LIVE

Сальватор Роза

Salvator Rosa. Autoritratto. 1645. National Gallery London
Salvator Rosa. Autoritratto. 1645. National Gallery London

20 июня День рождения Сальватора Роза (Salvator Rosa, 1615–1673) – итальянского художника XVII века, живописца, рисовальщика, гравёра и поэта эпохи барокко. Он был художником-бунтарём и прожил жизнь, насыщенную необычайными событиями. Его творчество относят к неаполитанской школе и пре-романтическому течению в западноевропейском искусстве. Сальватор Роза родился на окраине Неаполя в семье архитектора и геодезиста Вито Антонио Де Роза (Vito Antonio De Rosa) и его супруги сицилийского происхождения Джулии Греко Роза. Его мать происходила из семьи художников, и первые уроки Сальваторе получил от своего дяди Паоло Греко (Paolo Greco) и художника караваджиста Франческо Фраканцано (Francesco Fracanzano), женатого на его старшей сестре Джованне. После окончания обучения в семейной мастерской, Сальватор продолжил учебу у Аньелло Фальконе (Aniello Falcone) и Хусепе де Рибера (Jusepe de Ribera), изображая, в основном, битвы, пейзажи и жанровые сцены. На эти работы молодого художника обратил внимание живописец Джованни Ланфранко (Giovanni Lanfranco), который в 1635 году предложил ему переехать в Рим. В Риме Сальватор Роза попал под влияние Питера ван Лара (Pieter van Laer), Микеланджело Черквоцци (Michelangelo Cerquozzi) и других художников школы Бамбоччанти (Bamboccianti). Вскоре Роза приобрёл скандальную известность натуралистичными изображениями сцен из быта пастухов, солдат и бандитов. Позже художник отрекся от этого «низменного» жанра. Однако он сумел восстановить против себя римское общество, в том числе поэтическими сатирами, и предпочел вернуться домой в Неаполь.

Salvator Rosa. Marina del Porto. 1640. Galleria Palatina Roma
Salvator Rosa. Marina del Porto. 1640. Galleria Palatina Roma

В Неаполе Сальватор Роза писал в основном пейзажи с романтическими сценами, они продавались, но недорого. Долгое время он оставался в тени на городской художественной сцене, в которой в то время доминировало трио, состоящее из Хусепе Риберы, Баттистелло Караччоло (Battistello Caracciolo) и Белизарио Коренцио (Белизарио Коренцио). Когда в 1647 году в Неаполе вспыхнуло народное восстание под предводительством Мазаньелло, Сальватор Роза принял в нём участие. А после был вынужден покинуть Неаполь. В 1638 году он поселился в Риме под покровительством влиятельного кардинала Франческо Мария Бранкаччо, близкого семье Барберини, любителя искусств и театра. С его помощью он получил выгодные заказы от церкви. Вскоре под влиянием Клода Лоррена (Claude Lorrain) и Николя Пуссена (Nicolas Poussin) стиль работ Сальватора Роза меняется в сторону классического и монументального видения живописи. Сальватор Роза обладал широким кругом интересов, его привлекали литература и театр. Он выступал как актёр на сцене комического и музыкального театра, в своих сатирических стихотворениях высмеивал аристократию и знаменитых художников. Больше всего доставалось Джан Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini), главному герою Рима в стиле барокко. В отместку Бернини всячески препятствовал приему Сальватора в гильдию Святого Луки. В 1640 году Роза решил переехать во Флоренцию, где оставался до 1649 года.

Salvator Rosa. Battaglia eroica. 1652. Musee du Louvre
Salvator Rosa. Battaglia eroica. 1652. Musee du Louvre

Во Флоренции Сальватора Роза принял Джованни Карло Медичи. Он стал покровителем основанной Роза «Академии Неутомимых, Непредсказуемых и Избитых» (Accademia degli Instancabili, degli Improvvisi e dei Percossi). Благодаря Академии Перкосси Роза вошёл в круг тосканских литераторов и философов. Тогда же он начал писать работы эзотерического содержания, так называемые «Колдовские» (Incantesimi) или «Магические» (Magherie) картины, с изображениями предметов магии и колдовства, которые коллекционировали члены семьи Медичи. В 1640 году он познакомился с Лукрецией Паолини (Lucrezia Paolini), женщиной, которая будет рядом с ним всю его жизнь. Она была замужем, но ее муж бросил семью и уехал в неизвестном направлении. Лукреция позировала для многих картин художника, они жили вместе, но не могли пожениться. У них было трое детей, младший, Августо, стал скульптором и архитектором. Лукреция и Сальватор поженились только перед самой смертью художника – 4 марта 1673 года. В 1650 году Роза снова вернулся в Рим. Он решил остаться свободным художником и не связывать себя придворной зависимостью. Он отклонил приглашения императора Австрии, короля Франции и Кристины, королевы Швеции. Роза писал пейзажи, аллегории и сражения, темы, которые считались жанром «второго сорта», но были востребованы и хорошо продавались. Кроме этого, он делал гравюры по своим работам. Сальватор Роза умер в Риме 15 марта 1673 года. Он был похоронен в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri), в гробнице, построенной его сыном Августом. Сальватора Роза ценили современники, а последователи считали художником, опередившим своё время. Его работы находятся в крупнейших музеях по всему миру. В Санкт-Петербургском Эрмитаже есть пять картин Сальватора Роза.

Salvator Rosa. La fondazione di Tebe. 1661. SMK Copenhagen
Salvator Rosa. La fondazione di Tebe. 1661. SMK Copenhagen

WB, OZON, КРАСНЫЙ КАРАНДАШ, ПЕРЕДВИЖНИК.