Найти в Дзене
Интересная техника

Разгром немецкой танковой колонны. Подробности уникального боя танкиста Колобанова

19 августа 1941 года командир танковой роты старший лейтенант Зиновий Григорьевич Колобанов получил приказ любой ценой не допустить продвижения вражеской техники к городу Красногвардейску (Гатчине) по дорогам со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Имеющиеся в распоряжении комроты боевые единицы были распределены им следующим образом: два танка должны были организовать засаду на кингисеппском направлении, ещё два - на лужском, а сам Колобанов на своем КВ-1 остался прикрывать дорогу, ведущую к Красногвардейску со стороны Волосово. Место для засады, как впоследствии оказалось, командиром было выбрано крайне удачно - напротив открытого Т-образного перекрёстка дороги, по обеим сторонам которого находились лишь заболоченные поля, непроходимые для тяжёлой техники наступающего противника. И именно здесь Зиновий Колобанов со своим экипажем, а также немногочисленной пехотой прикрытия принял неравный бой с более чем двумя десятками вражеских танков, противотанковыми орудиями и немецкой пехотой.
Советский тяжелый танк КВ-1
Советский тяжелый танк КВ-1

19 августа 1941 года командир танковой роты старший лейтенант Зиновий Григорьевич Колобанов получил приказ любой ценой не допустить продвижения вражеской техники к городу Красногвардейску (Гатчине) по дорогам со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Имеющиеся в распоряжении комроты боевые единицы были распределены им следующим образом: два танка должны были организовать засаду на кингисеппском направлении, ещё два - на лужском, а сам Колобанов на своем КВ-1 остался прикрывать дорогу, ведущую к Красногвардейску со стороны Волосово.

Место для засады, как впоследствии оказалось, командиром было выбрано крайне удачно - напротив открытого Т-образного перекрёстка дороги, по обеим сторонам которого находились лишь заболоченные поля, непроходимые для тяжёлой техники наступающего противника. И именно здесь Зиновий Колобанов со своим экипажем, а также немногочисленной пехотой прикрытия принял неравный бой с более чем двумя десятками вражеских танков, противотанковыми орудиями и немецкой пехотой.

КВ-1 Колобанова
КВ-1 Колобанова

Первым противника в прицел заметил командир орудия старший сержант Андрей Усов. Это была разведка - три мотоцикла с колясками, по которым Колобанов дал приказ огонь не открывать. Мотоциклисты свободно проехали перекрёсток, не заметив замаскированный в капонире КВ-1 и поехали дальше в сторону Мариенбурга.

За разведчиками шли уже танки. В прицел советского КВ были отлично видны не только открытые почти под прямым углом борта немецких машин, но даже лица их экипажей, опрометчиво высовывающиеся из открытых танковых люков. Когда до головной машины колонны осталось не более 150 метров, Усов открыл по ней огонь. Первым же выстрелом немецкий танк был подожжен, на вторую по ходу движения колонны машину также не пришлось тратить более одного боеприпаса.

Следующими пятью выстрелами были разбиты два замыкающих немецких танка - колонна оказалась в ловушке, началось ее истребление.

-3

Место засады немцам удалось обнаружить не сразу. Сначала они подожгли близлежащие стоги сена, и лишь затем обрушили на колобановский КВ-1 шквал бронебойных снарядов. По одному советскому танку стреляли все 18 оставшихся немецких машин, однако нанести сколь-либо серьёзный ущерб КВ, закопанному по башню и имеющему на ней дополнительные защитные экраны толщиной 25 миллиметров, они не смогли.

Тем не менее, немецкой пехоте под обстрелом удалось развернуть в боевой порядок пару противотанковых орудий, которые прямыми попаданиями сбили панорамный перископ командира и заклинили башню. Огнем фугасных снарядов немецкие ПТО были уничтожены, однако теперь для поворота орудия советскому танку приходилось разворачиваться всем корпусом, что в узком капонире сделать было невозможно. Тогда Колобанов принял единственно верное решение занять запасную огневую позицию.

На глазах у изумленных немцев советская боевая машина, получившая десятки попаданий бронебойными снарядами различных калибров, выехала задним ходом из капонира и переместилась к соседним кустам. После этого истребление вражеской техники было продолжено. Бой завершился через час полным разгромом немецкой колонны и уничтожением 22 танков.

За этот без преувеличения выдающийся подвиг старший лейтенант Колобанов был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а наводчик орудия старший сержант Усов - орденом Ленина. Стоит отметить, что судьба оказалась благосклонна к Зиновию Григорьевичу. Он пережил Великую Отечественную, служил в группе советских войск в Германии, затем был переведен в Белорусский военный округ, откуда в 1958 году уволился в запас в звании подполковника.

В Минске Зиновий Колобанов и прожил до самой своей кончины, уйдя из жизни в 1994 году возрасте 83 лет.