Найти в Дзене

Морфологический разбор имени прилагательного. 5 класс 2025 г

Цели и задачи урока: Образовательная: повторить морфологические признаки имени прилагательного; научить морфологическому разбору имени прилагательного. Подготовка к ВПР Развивающая: развивать логическое и аналитическое мышление, творческие способности. Воспитательная: воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся. Планируемые результаты: Предметные: изучить порядок морфологического разбора имени прилагательного; научить производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного. Познавательные: создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с алгоритмом морфологического разбора, применять полученные знания на практике; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; развитие умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в гр

Цели и задачи урока:

Образовательная: повторить морфологические признаки имени прилагательного; научить морфологическому разбору имени прилагательного. Подготовка к ВПР

Развивающая: развивать логическое и аналитическое мышление, творческие способности.

Воспитательная: воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: изучить порядок морфологического разбора имени прилагательного; научить производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.

Познавательные: создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с алгоритмом морфологического разбора, применять полученные знания на практике;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; развитие умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в группе.

Регулятивные: развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами; оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование предстоящей работы; осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение проводить самооценку.

Тип урока: обобщение знаний.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Добрый день, ребята!

Давайте улыбнёмся друг другу, поделимся с хорошим настроением. От ваших улыбок станет светлее, добрее в классе. Пожелаем удачи.

Эпиграф:

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос:

1) Что обозначает имя прилагательное?

2) На какие вопросы отвечает?

3) Как изменяются имена прилагательные?

4) Какую форму могут иметь имена прилагательные?

5) С какой частью речи согласуются прилагательные?

6) Каким членом предложения являются?

- А как вы думаете, с какой целью мы с вами повторили морфологические признаки имени прилагательного? Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи?

Морфологический разбор прилагательного.

А теперь изучим порядок морфологического разбора прилагательного.

Стр 96 параграф 110

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки: начальная форма (Им.п., ед.ч.), краткая или полная форма; род (в ед.ч.), падеж, число.

III. Синтаксическая роль.

Чиста небесная лазурь.

I. Небесная (лазурь) – прилагательное, так как обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.

II. Н. ф.: небесный.

Непост.: в полной форме , жен. род. ед.ч . Им. п.

III. Лазурь (какая?) небесная.

Небесная – фонетический разбор слова

Слово «небе́сная» состоит из 4 слогов: не-бес-на-я. Ударение падает на 2-й слог.

[н’иб’э́снай’а]

н — [ н’ ] — согласный, непарный звонкий, всегда звонкий, мягкий (парный)
е — [ и ] — гласный, безударный
б — [ б’ ] — согласный, парный звонкий, мягкий (парный)
е — [ э́ ] — гласный, ударный
с — [ с ] — согласный, парный глухой, твёрдый (парный)
н — [ н ] — согласный, непарный звонкий, всегда звонкий, твёрдый (парный)
а — [ а ] — гласный, безударный
я — [ й’ ] — согласный, непарный звонкий, всегда звонкий, мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
— [ а ] — гласный, безударный

Слово состоит из 8 букв, 9 звуков.

Разбор по составу слова «небесный»

Чиста небесная лазурь.- синтаксический разбор предложения.

По цели высказывания - повест , по интонации - невоскл , по количеству основ – простое , распространённое

На доске разбор: тёмный лес.

Самостоятельно по рядам: пар тонкий, песню раннюю, жаворонок звонкий.

Физминутка.

Закрепление материала

Выполнение упражнения 673 стр 97

Морфологический разбор прилагательных :

1 ряд - свежим воздухом, 2 ряд -в зеленом лесу, 3 ряд - маленькая птичка

Итоги урока. Рефлексия.

Итак, сегодня на уроке мы с вами были прилежными, исполнительными и выносливыми.

Что нового вы узнали на уроке?

Что запомнили? Что поняли?

Домашнее задание : Стр. Упр. 675