Найти в Дзене

Предательство Иуды и кровавый пот. О чем говорят события Страстной седмицы

Начавшаяся неделя называется Страстной не потому, что отличается особой строгостью и сулит несчастья, а потому, что посвящена последним событиям жизни Иисуса Христа. Предлагаю разобраться со смыслом каждого дня грядущей недели с разных исследовательских подходов. Каждый день отмечен отдельным смыслом и носит название Великого. В Великий понедельник и Великий вторник вспоминаются притчи и пророчества, которые Иисус говорил незадолго до смерти своим ученикам. Я не буду их перечислить, интерпретировать, а остановлюсь на том, что говорить притчами было свойственно Иисусу. Что такое притча? Это промежуточное звено между прозой и поэзией со своими стилистическими особенностями: образным языком, присказками и присловиями. 📖 Обращаясь к Евангелию, мы увидим, что даже для современников Христа притчи были не совсем понятны. Зачем тогда их использовал Иисус? Ответ мне подсказал труд митрополита Илариона. Он произносил притчи не для того, чтобы облегчить людям понимание Своего учения. Как кажетс
Оглавление

Начавшаяся неделя называется Страстной не потому, что отличается особой строгостью и сулит несчастья, а потому, что посвящена последним событиям жизни Иисуса Христа. Предлагаю разобраться со смыслом каждого дня грядущей недели с разных исследовательских подходов.

Почему Иисус говорил притчами?

Каждый день отмечен отдельным смыслом и носит название Великого. В Великий понедельник и Великий вторник вспоминаются притчи и пророчества, которые Иисус говорил незадолго до смерти своим ученикам. Я не буду их перечислить, интерпретировать, а остановлюсь на том, что говорить притчами было свойственно Иисусу.

Что такое притча? Это промежуточное звено между прозой и поэзией со своими стилистическими особенностями: образным языком, присказками и присловиями.

📖 Обращаясь к Евангелию, мы увидим, что даже для современников Христа притчи были не совсем понятны. Зачем тогда их использовал Иисус? Ответ мне подсказал труд митрополита Илариона.

Он произносил притчи не для того, чтобы облегчить людям понимание Своего учения. Как кажется, ставилась обратная задача — усложнить процесс понимания, сделать его более трудоемким. Каждый должен был воспринять притчу по-своему, и именно в этом заключалась главная цель произнесения Иисусом притч.

В чем заключалось предательство Иуды?

Великая среда посвящена событиям предательства Иисуса Иудой.

Иуда Искариот – один из 12 апостолов Христа, которому было вверено быть казначеем общины. Происхождение его прозвища является предметом споров: то ли оно восходит к названию Кариот местности в Иудеи, то ли обозначает принадлежность Иуды к течению зелотов – участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее.

Согласно Евангелиям, Иуда придает своего учителя первосвященникам за 30 сребреников. В чем причина такого перехода от апостольства к предательству?

Поступок Иуды осмысливался не только апостолами и раннехристианскими богословами, но и светскими исследователями и писателями. Каноническая версия предательства изложена евангелистами: Матвей и Марк причиной считают сребролюбие Иуды, Лука и Иоанн добавляют к этому еще участие Сатаны.

Знал ли о предательстве Иисус? Да, об этом нам свидетельствуют Евангелия.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту (Ин.13).
-2

Возникает тогда закономерный вопрос, почему другие апостолы не препятствовали поступку Иуды? В одном из просветительских фильмов я услышала интерпретацию, которая прочно запала мне в душу: Иисус макал хлеб всем ученикам, а значит, Его предали все.

Дальнейшее евангельское повествование подтверждает такой взгляд: апостолы не поддержали Христа бодрствованием в Гефсиманском саду, разбежались после ареста. Апостол Петр трижды отрекается от Иисуса, и только Иоанн будет стоять у Христова распятия.

Трагичность поступка Иуды раскрывается дальше:

Согрешил я, предав кровь невинную.

Это наталкивает на мысль, что сребролюбие не было основным мотивом предательства Иуды. Основная драма разыгрывается потом: душа предавшего апостола погружается во тьму, и вместо раскаяния он совершает самоубийство.

В дальнейшем церковном богословии Иуда стал вместилищем зла. Данте в "Божественной комедии" сажает Иуду в девятый и заключительный круг ада и отдает на растерзание Люциферу. Да и в целом, имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства.

Развитие библейской позволило размышлять и над другими мотивами поступка: например, Иуда мог готовиться к организации бунта против гнёта римлян, разочароваться в учении Христа, выполнять просьбу Иисуса и др.

Во второй половине XX в. в Египте обнаружили апокрифическое Евангелие Иуды, датируемое II веком, в тексте которого Иуда Искариот показан как единственный ученик, которому Христос открыл все таинства Царства небесного.

Эта история хороший пример той многогранности, неоднозначности, сложности и назидательности, которые мы можем обнаружить в пласте библейского наследия и культуры.

Когда была Тайная вечеря?

Великий четверг и Великая пятница являются кульминацией Страстной седмицы, той целью, к которой христиан подводил Великий пост.

Разберём текстологические особенности повествования о Тайной вечере. На помощь мне пришёл русский библеист и экзегет Андрей Десницкий.

📖 Накануне своей смерти Христос в последний раз собирается с учениками. Неспроста в этот день Он приходит в Иерусалим — ведь именно здесь было принято проводить пасхальный ужин.

📖 На иконах и картинах Иисуса рисуют сидящим за столом с апостолами, но это не соответствует действительности — Он с ученикам возлежал, как это было свойственно традиции того времени.

-3

📖 Евангелисты расходятся в календарной привязке событий. Синоптики (Матфей, Марк, Лука) отождествляют Тайную вечерю с пасхальным седером — днём памяти исхода евреев из Египта. Иоанн же пишет, что Тайная вечеря состоялась накануне Пасхи.

📖 Евангелисты делают и разные смысловые акценты: синоптики подчёркивают связь слов Иисуса о Его крови и теле с продуктами пасхального ужина, Иоанн по большей части передает прощальные слова Христа. При этом в Евангелиях нет ни слова о главном элементе пасхальной жертвы — агнце/барашке.

❓ Какой символизм мог быть заложен в описание этих событий?

В случае с синоптиками пасхального агнца заменил сам Иисус: Его через пару часов ожидали суд, бичевание, позорная и мучительная смерть. Иоанн, помещая событие распятия Христа в разгар Пасхи, также приподносит смерть Иисуса как пасхальную жертву, которая раз и навсегда сделала ненужными любые другие жертвоприношения.

📌 Чем нам показательна такая экзегетическая работа?

💭 Тем, что Евангелия при значительном количестве повествовательных противоречий содержат в себе единое смысловое ядро. И это не говорит о подложности описуемых событий, а скорее о той глубине, которую может в себе таить текст.

Иисус как человек

События, которые в Церкви вспоминаются вечером четверга до полудня пятницы, наиболее полно представляют нам человеческий портрет Иисуса.

Да, евангелисты много пишут о Его чудесах, исцелениях, наставлениях, но больше в итоге скажут о Его страданиях и крестной смерти.

Что происходит после Тайной вечери?

Иисус с некоторыми учениками отправляется в Гефсиманский сад, чтобы помолиться. Он просит поддержки со стороны апостолов, но не получает её. Иисусу смертельно страшно — настолько, что от напряжения у него идёт кровавый пот.

Что интересно, в медицине есть понятие гематидрозапросачивания на кожу красной жидкости, возникающего от сильного психического напряжения.

-4

Этот факт немного приоткрывает нам масштаб тех переживаний, которые терзали душу Христа. Иисус знал о неминуемой смерти, ради которой и пришёл в этот мир, но всё равно просил своего Небесного Отца о неизбежной страшной смерти.

Да минует меня Чаша сия. Впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Иисус не шёл на казнь как воинствующий герой, не боящийся боли, оскорблений и страданий. Но Он и не искал повода, чтобы как-то Себя спасти и оправдать перед синедрионом, а потом и Понтием Пилатом.

📚 Из евангельских текстов мы видим, что Пилат всячески старается найти компромисс, но безуспешно: Иисус не даёт ему оправдательных ответов, а первосвященники в конечном итоге шантажируют прокуратора неверностью римскому императору.

В православной традиции не уделяют особого визуального внимания физическим страданиям Христа, а поэтому изображают Его на распятии с минимальным реализмом. Иначе обстоит дело в католицизме, где некоторые подвижники получают за свои молитвенные подвиги стигматыболезненные кровоточащие раны на тех же участках тела, которые были травмированы у Иисуса.

Читая в своё время Евангелие, я не уделяла особого внимания факту бичевания Христа. Зато католик-фундаметалист Мел Гибсон в своём фильме "Страсти Христовы" расширил моё представление об этой чудовищной пытке.

К слову, этот фильм для меня наглядный пример и аргумент в пользу того, что миссионерство должно себя проявлять не только традиционными способами.

Понятной в таком случае становится и преждевременная смерть Иисуса на кресте — предшествующий болевой шок и чудовищная потеря крови сократили часы Его страданий.

Крестная смерть можно считать одним из аргументов историчности описываемых в Евангелиях событий. Этот вид казни появился на Востоке и в последствии активно применялся в Римской империи для убийства последних преступников. Одна из наиболее многочисленных казней состоялась после восстановления Спартака — тогда римские власти распяли более шести тысяч повстанцев.

От чего умирал распятый на кресте человек? От болевого шока, разрыва лёгких, потери крови, удушья. Добавьте еще к этому прилюдный статус казни.

-6

Кроме нестерпимой боли, Иисус слышал оскорбления стоящих возле креста первосвященников. Но и это было не самое страшное.

Иисуса ждало самое тяжёлое чувство — чувство богооставленности. Он взывал к своему Небесному Отцу с воплем:

Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?

Когда и это было пережито, Он испустил дух со словами

Свершилось!

📌Телеграм-канал «Религиоведческие мюсли»