Найти в Дзене

Трудно быть богом

Или еще раз о пользе знания политической экономии. Все мы знаем, что политическая экономия вовсе не о политике, как экономно вести хозяйство или выгодно продать, купить и вывести в кэш свой капитал в зависимости от политической ситуации в мире. Политическая экономия – фундаментальная наука об экономических законах производства товаров и материальных благ для общества, которые определяют характер производства этих товаров и их распределение в этом обществе. Наука, изучающая производительные силы и производственные отношения. Зачем это нам нужно знать? В шестидесятых годах прошлого века читатели фантастики познакомились с эпохальным произведением Стругацких «Трудно быть богом». Как нам представляется, это философское произведение замечательно не только тем, что в нем изумительно точно описана жизнь людей в тоталитарном, деспотичном, диктаторском обществе, в котором жизнь людей не имеет совершенно никакой ценности. Как это также замечательно описывал и И.Ефремов в своем романе «Час быка».

Или еще раз о пользе знания политической экономии. Все мы знаем, что политическая экономия вовсе не о политике, как экономно вести хозяйство или выгодно продать, купить и вывести в кэш свой капитал в зависимости от политической ситуации в мире. Политическая экономия – фундаментальная наука об экономических законах производства товаров и материальных благ для общества, которые определяют характер производства этих товаров и их распределение в этом обществе. Наука, изучающая производительные силы и производственные отношения. Зачем это нам нужно знать?

В шестидесятых годах прошлого века читатели фантастики познакомились с эпохальным произведением Стругацких «Трудно быть богом». Как нам представляется, это философское произведение замечательно не только тем, что в нем изумительно точно описана жизнь людей в тоталитарном, деспотичном, диктаторском обществе, в котором жизнь людей не имеет совершенно никакой ценности. Как это также замечательно описывал и И.Ефремов в своем романе «Час быка».

Не только тем, что даже высокоморальный, истинный коммунист, живя в средневековом, феодально-рабовладельческом обществе, обязательно превращается в обыденного мещанина, как это и случилось со всеми революционерами-коммунистами в социалистическом обществе.

И даже не о нравственном выборе прогрессора - коммуниста, как оказать интернациональную помощь неразвитым отсталым народам, как приобщить их к цивилизации и культуре, начиная с трусов для женщин, как воплотить в жизнь идеи коммунизма и улучшить мир и при этом не разрушить, не уничтожить общество отсталых от цивилизации народов.

А смысл произведения в том, что невозможно с самыми благими намерениями, с самыми замечательными идеями осчастливить людей, изменить существующее отсталое в развитии общество людей на более цивилизованное общество с высокой моралью и высокой культурой, при этом, не уничтожив само это общество и людей в нем.

И почему же это оказывается невозможно? Многие люди так и не догадываются почему!

Всего лишь потому, что, наверное, эти многие люди, да и сами авторы этого замечательного произведения не знали и не изучали политическую экономию. Исходя из этого, нравственность и ответственность благородного дона Руматы Эсторского, желающего изменить дикое общество отсталых людей и сделать из него общество цивилизованных, культурных и высокоморальных людей не играет никакой роли.

Ведь люди, на самом деле, всего лишь продукт существующего в данном обществе способа производства материальных благ. В данное время, в данном месте и никак по-другому. Люди ведь вовсе не продукт какого - либо воспитания: первобытного, родового, племенного, общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического и даже коммунистического.

В таком случае, при таких обстоятельствах, само собой решается вопрос – возможно ли искусственное, насильное ускорение исторических процессов приобщения отсталых народов к цивилизации. Уже ранее проведенные прогрессорами эксперименты над отсталыми народами России, Восточной Европы, Афганистана, Кубы, Камбоджи, Северной Кореи, Китая, Эфиопии, Мозамбика, Йемена и других стран, с попытками построить цивилизованное общество - «социализм» или «демократию» в диком обществе, показывают, что так делать нельзя.

Нельзя построить новое общество на старом, отсталом способе производства, это новое общество обязательно вернется на старый базис, только в более уродливом виде и с потерей лучших людей этого общества. Это деградация и регресс человеческого социума, а вовсе не высочайшее развитие человечества.

Политическая экономия легко и доступно разрешает, казалось бы, сложную дилемму – как трудно быть богом для диких людей. Вот вам на глаза попались эти дикие люди в своем отсталом от цивилизации обществе. Вы же в душевном порыве желаете приобщить их к прелестям высокоразвитой цивилизации. Очень благородно с вашей стороны. Но, увы, все обязательно закончится очень печально, вплоть до гибели этих диких людей и их примитивного общества. И никак по - другому.

Всего лишь потому это закончится печально, что люди – продукт существующих в этом обществе производственных отношений, а эти отношения определяются способом производства товаров и услуг в этом обществе, то есть производительными силами. Освободить людей от этих отношений, дать «свободу», значит вырвать их из этого общества, оставить их в полной неопределенности, что равнозначно их гибели.

Это можно сделать с одним человеком из дикого общества и очеловечить его, как Маугли из джунглей. Но очеловечить животное стадо таких диких людей невозможно, они просто не поймут, зачем им это счастье. У них другие жизненные ценности, другое понимание мира и отношений, они по- своему добывают еду и одежду, по-своему приспосабливаются выживать и размножаться. Живут по своим законам и понятиям справедливости, как сейчас сами знаете кто и где.

И только когда они сами, их общество, осознают, что выгоднее и удобнее жить по-другому, они перейдут на следующую ступень развития, шаг за шагом, от дикости к цивилизации, как это делали кроманьонцы в течение десятков тысяч лет.

На основе более совершенного способа производства, на основе более совершенных производственных отношений. Это объективные законы природы, в том числе и законы развития человеческого общества.

И конечный результат не зависит от того, как вы вмешаетесь в этот процесс эволюции человеческого общества – быстро и революционно или деликатно и постепенно. Результат будет одним и тем же. Нельзя насильно загонять примитивные, дикие человеческие общества в счастливое будущее. Нельзя декретами, указами и законами перевести первобытный строй в родовой, племенной, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. Даже установив в диком обществе «Советскую власть» или «Демократию». Этот первобытный строй все равно останется таким же, как и способ производства – бестоварным. Также нельзя рабовладельческое и феодальное общество сделать капиталистическим декретами и указами, так как способ производства останется ограниченным товарным.

Нельзя и капиталистическое общество декретами и указами перевести в социалистическое и коммунистическое, потому, что способ производства останется неограниченным товарным, а не бестоварным коммунистическим. А уж тем более невозможно феодально-рабовладельческий строй советского социализма с ограниченным товарным производством превратить указами и декретами в коммунистический или социалистический строй с бестоварным способом производства.

Сначала образуется способ производства, формируются производительные силы, потом образуются соответствующие производственные отношения и затем культура, мораль, жизненные ценности людей этого общества.

И вот наконец, когда все способы управления существующими производительными силами не будут справляться с их возросшими размерами и технологиями, то только тогда обязательно поменяются и производственные отношения в этом обществе на более прогрессивные, не тормозящие и не сдерживающие рост и развитие производительных сил. Поменяются они на более цивилизованные, соответствующие новому потенциалу производительных сил. Это давно известные прописные истины политической экономии.

Историками давно описаны случаи успешных восстаний и революций по свержению существующего на тот момент общественного строя с целью построения более справедливого и более цивилизованного общества. Но все такие попытки заканчивались тем, что менялась только власть, правящий слой людей. Например: рабы становились фараонами, жрецами, военачальниками, а общественный строй, производственные отношения оставались прежними, так как не менялся способ производства в этом обществе. Получается, что прогресс отсталого общества зависит исключительно от способа производства в нем, и никак иначе. И сейчас, соответственно, ни о каком коммунизме и социализме не может быть и речи, пока в обществе преобладает ограниченный феодально-рабовладельческий, докапиталистический «социалистический» способ производства. Для прогресса общества менять нужно не власть, а способ производства, иначе общество ждет только регресс и деградация. Вот такая политическая экономия.

И самое обидное и страшное для всех любителей «социализма», да и вообще всех социалистов, коммунистов и пламенных революционеров-прогрессоров всех мастей то, что из этой политической экономии следует.

А следует вот что. Что вся их деятельность и идеология вредна.

Вместо того, чтобы готовить коммунистов и революционеров для свержении существующего строя в разных странах и разной власти в них, и совершать социалистические революции для построения коммунизма на Земле, и тем более пытаться воспитывать дикие и отсталые народы с помощью морального кодекса строителя коммунизма, здравомыслящим людям, нужно было готовить предпринимателей, изобретателей, ученых, фабрикантов, заводчиков, купцов, банкиров и квалифицированных специалистов во всех отраслях науки и производства, то есть развивать производительные силы общества. А они что натворили?