Дейенерис Таргариен была Матерью Драконов в "Игре престолов", но почти весь сериал верила, что не может иметь детей.
Её история - это путь, переплетённый с темами рождения и смерти: всё начинается в первом сезоне с мёртворождения её сына Рейго и заканчивается чудом - вылуплением драконов на погребальном костре Кхала Дрого.
Мотив невозможности материнства стал одной из ключевых тем её образа и был тесно связан с её стремлением "сломать колесо". Она не раз поднимала этот вопрос, особенно в седьмом сезоне в разговоре с Джоном Сноу. Однако сериал опустил некоторые важные детали из книг - в частности, более глубокое объяснение того, почему Дейенерис считает себя бесплодной.
Дейенерис считает, что не может иметь детей из-за пророчества (или проклятия)
Истоки бесплодия Дейенерис уходят в первый сезон "Игры престолов", когда Мирри Маз Дуур использует кровавую магию, чтобы спасти Кхала Дрого. Она говорит Дейенерис: "Только смерть может быть платой за жизнь", и в данном случае цена оказывается чудовищной - их сын Рейго. Это ужасное переживание, в сочетании с пророчеством или проклятием, возможно, навсегда лишило её способности иметь детей.
Он был чешуйчатый, как ящерица, слепой, с обрубком хвоста и маленькими кожаными крыльями, похожими на крылья летучей мыши. Когда я коснулась его, кожа слезла с костей. Внутри он был полон червей. Я предупреждала: только смерть может быть платой за жизнь. Ты знала цену.
Разумеется, за эту цену Дейенерис горько пожалела: Кхал Дрого не вернулся к жизни по-настоящему, и Дейенерис сама задушила его, чтобы избавить от мучений. Именно это решение, как считается, и сделало её бесплодной - или, по крайней мере, она в это поверила, ведь стопроцентного подтверждения этому в сериале нет.
Сценаристы никогда прямо не объясняли причину. В книгах же, когда Дейенерис спрашивает, когда Дрого снова станет прежним, Мирри отвечает:
Когда солнце взойдет на западе, а сядет на востоке.
Когда высохнут реки и горы полетят по ветру, как листья.
Когда вновь оживёт твоя утроба, и ты родишь живого ребёнка.
Тогда он вернётся. И не раньше.
Именно третья строчка даёт Дейенерис повод считать себя бесплодной - но в сериале она была пропущена. Там остались только первые две части пророчества. Вроде бы мелочь, но в результате зрители так и не получили главного объяснения, почему Дейенерис думает, что больше не может иметь детей.
И хотя можно с большой долей уверенности сказать, что в сериале Дейенерис действительно была бесплодна, в книгах всё может оказаться куда сложнее.
Может ли книжная Дейенерис родить?
Годами существовали теории о том, что у Дейенерис появится ребёнок в "Игре престолов". После окончания седьмого сезона, где она вступила в близость с Джоном Сноу, идея её беременности и общего ребёнка в восьмом сезоне активно обсуждалась и казалась вполне возможной. Этого, конечно, не случилось - но это не означает, что в книгах всё так же невозможно.
Джордж Мартин обычно обращается с пророчествами очень осторожно: они редко бывают буквальными и почти никогда не так однозначны, как кажутся. Почему бы это не касалось и Дейенерис? У Мирри Маз Дуур были причины ввести её в заблуждение, но даже если она говорила правду, это не означает, что так будет всегда. Магия и пророчества в "Песне льда и огня" по своей природе двусмысленны, и почти нет абсолютных истин.
Есть, например, трактовки, согласно которым части пророчества уже сбылись. Квентин Мартелл, вырезанный из сериала, был отправлен из Дорна, чтобы жениться на Дейенерис. Символ его дома - солнце, так что он может быть тем "солнцем, что взойдёт на западе" (он родом из Вестероса) и "зайдет на востоке" (он погиб в Эссосе). А "высохшее море" может означать дотракийское море, к которому возвращается Дейенерис.
В "Танце с драконами" есть момент, когда у Дейенерис начинается менструация. Это, конечно, не означает прямое опровержение бесплодия - менструация не всегда свидетельствует о фертильности - но на этом акцентируется внимание, и то, как она вспоминает, как давно этого не происходило, может быть намёком на что-то большее.
Ещё одно интересное видение - в Доме Бессмертных, где она видит голубую зимнюю розу, растущую из трещины в Стене. Обычно её трактуют как символ Джона Сноу и их возможной связи. Однако эта роза, которую Рейгар подарил Лианне Старк на турнире, - ещё и символ плодородия, связанный с их историей и рождением Джона. Возможно ли такое, что Мартин намекает на ребёнка Джона и Дейенерис?
Возможно, это станет уникальным событием - союз Матери Драконов и человека, вернувшегося с того света. Не обязательно всё будет именно так, но для Мартина нетипичны слишком прямолинейные пророчества. Если мы всё же увидим "Ветра зимы", то там, скорее всего, эта тема будет раскрыта гораздо глубже, чем в сериале.