Найти в Дзене

10 самых распространенных ошибок на бездорожье

Оглавление

Offroad безжалостен. Неважно, насколько у вас большой опыт. Неважно, насколько хорошо оснащен ваш автомобиль. Ошибки всегда случаются. Я тут описал самые распространенные ошибки на бездорожье, надеюсь вам это будет полезно.

Photo by Garin Chadwick on Unsplash
Photo by Garin Chadwick on Unsplash

1. Недооценка сложности местности

Одна из самых больших ошибок, — это недооценка сложности местности. Издалека участок песка может показаться легким, но как только вы заедете на него то сразу увязнете. А камни, которые кажутся проходимыми? Они легко могут порвать шины или разбить карданы. Прежде проходить маршрут, убедитесь, что дорога для вам проходимая. И заранее продумайте, как будете доставать машину если она застрянет.

2. Езда по бездорожью без снижения давления в шинах

Это классическая ошибка новичков, которую делают максимально часто. Люди думают, что смогут проехать по бездорожье на стандартном давлении в шинах. Снижение давления увеличивает площадь поверхности ваших шин, что даёт больше сцепления и меньше давления на землю, при этом позволяя резине легче деформироваться на острых препятствиях.

3. Неправильное использование снаряжения

У многих на автомобилях установлены лебёдки, а на багажнике висит красивый реечный домкрат. Но вот многие при их использовании не соблюдают элементарную технику безопасности . Лопнувший трос или шакл на лебёдке легко могут пробить насквозь автомобиль вместе с водителем. Рукоять реечного домкрата легко выбивает все зубы и разбивает голову. Изучите инструкции перед использованием своего снаряжения.

4. Проезд глубокий луж и бродов без проверки глубины

Какие же красивые кадры получаются, когда машина на скорости преодолевает брод! Но это очень опасно.

Во-первых, из-за брызг машина может заглохнуть, может слететь приводной ремень, может сломаться вентилятор охлаждения Вода попадёт в подшипники/ролики/стартер/генератор и это значительно снизит их ресурс.

Во-вторых наиболее короткий и с виду простой путь очень часто бывает непроходим из-за большой глубины. Не просто так люди пробили объезд.

В-третьих, на реках с течением машину может утащить на глубину. Сила у воды на самом деле колоссальная.

Поэтому надо одевать высокие сапоги/забродники/вейдерсы и ногами проверять каждую лужу. При этом проверяется не только глубина, но и наличие камней/брёвен и плотность грунта.

5. Перегруз автомобиля и отсутствие нужных вещей

Постоянная проблема — сколько вещей и дополнительного снаряжения брать с собой. Кажется, что мы едем на машине, значит можно взять всё что хочется. Но реальность говорит об обратном.

Photo by Chris Cordes on Unsplash
Photo by Chris Cordes on Unsplash

Каждый дополнительный килограмм вещей — это дополнительная нагрузка на агрегаты, это увеличение веса автомобиля = увеличение давления колёс на грунт. Поверьте мне — если посчитать все мелочи, которые вроде-бы по отдельности ничего не весят, то это всё выльется в сотни килограмм лишнего веса. А ведь ещё в машине поедет еда, вода, запас топлива. В итоге машина провалится в грязь и застрянет там, где легко бы проехала без перегруза.

Вторая крайность — забыть действительно нужные вещи. А потом всю экспедицию мучаться из-за их отсутствия и героически решать проблемы, которых и быть-то не должно.

Я для этого имею специальный файл с таблицей, в которую занесено всё моё снаряжение. И перед каждой поездкой я выбираю из списка нужное, а при погрузке отмечаю в таблице: что уже погрузил в машину.

Отдайте приоритет предметам первой необходимости, спасательному снаряжению, еде, воде, средствам первой помощи и запасным частям. И оставьте ненужные вещи дома!

6. Использование старой резины

Шины — это самое главное на бездорожье, а если они в плохом состоянии, то проблемы гарантированы. Я часто вижу людей, которые стараются ездить на старой резине максимально долго. Но изношенная покрышка может лопнуть на камнях, стёртый протектор не может обеспечить требуемое сцепление с грунтом. И не забудьте запасное колесо, оно должно быть такого же размера! Остаться без колёс в тайге или болоте - это печально.

7. Слишком быстрая езда

Большая скорость — одна из главных причин возникновения серьёзных проблем на бездорожье. Я лично влетал на скорости в канаву, скрытую в траве. Однажды на каменистой дороге словил поддоном двигателя камень, да ток, что двигатель с подушек слетел. Можно улететь с обрыва, особенно возле рек или на морском побережье (Карелия, Кольский).Можно на скорости войти в поворот - а там размыв, дерево или встречный автомобиль.

Путешествие вне дорог — это прежде всего контроль, а не скорость. Двигайтесь медленно и размеренно и всегда предугадывайте, что может быть за следующим поворотом.

Ну и не забывайте, что при быстрой езде по плохим дорогам у автомобиля быстрее изнашивается подвеска. И если неаккуратно ездить, то каждый сезон будете менять рулевые, шаровые, сайлентблоки, амортизаторы, подшипники. А цены на запчасти сейчас высокие.

8. Пренебрежение использованием пониженной передачи при необходимости

Пониженная передача — ваш лучший друг на бездорожье. Будь то ползание вверх по крутому склону или медленное движение по большим камням, пониженная передача дает вам контроль и крутящий момент, необходимые для безопасного прохождения сложных участков. Почти все пытаются преодолеть сложную местность, не включив понижение, думая, что они могут просто проехать на обычной передаче. Но такой подход создает ненужную нагрузку на ваш автмобилть и увеличивает ваши шансы застрять. Всегда! Всегда, если сомневаешься, переключайся на пониженную передачу. Лучше медленно проехать, чем быстро застрять или поломаться.

Photo by Luke Bender on Unsplash
Photo by Luke Bender on Unsplash

9. Непродуманные одиночные выезды

Одиночные выезды — это неплохо, но они всегда рискованны. Когда есть вторая машина, то она может тебя выдернуть если застрял, при серьёзной поломке вторая машина или на тросе дотянет тебя до места ремонта, или сможет привезти запчасти.

В поездке может отказать генератор, сгореть сцепление, отвалиться коробка передач, сломаться приводы. И если ты один, то выбраться будет сложно.

Поэтому всегда сообщайте кому-нибудь, куда вы направляетесь и когда вернетесь. В сложные поездки берите с собой например спутниковый телефон.

10. Забыть про прогноз погоды

Погода очень сильно влияет на прохождение любого маршрута. Когда сухо, даже сложный маршрут можно пройти без особых усилий. Но когда ижёт дождь, то всё меняется. Особенно когда дожди идут неделю. Дождь может превратить лесную дорогу в болото, а высохшее русло реки может стать бурным потоком за считанные минуты. Простенький неглубокий брод моментально станет непроходимым. На больших водоёмах сильный ветер может поднять уровень воды. Также не забываем про отливы и приливы на побережье. Прежде чем отправиться в путь, проверьте прогноз и будьте готовы изменить свои планы, если погода испортится. Движение по маршруту без учёта погоды, может привести к катастрофе. Иногда лучшее решение — развернуться и попробовать еще раз в другой день.

Photo by Gilles Rolland-Monnet on Unsplash
Photo by Gilles Rolland-Monnet on Unsplash

Мы не раз отказывались форсировать реки во время дождя. И мы поступили абсолютно правильно, так как возле некоторых бродов встречаются памятники погибшим, которые хотели пройти маршрут любой ценой.

Итого...

Будьте осторожны и внимательны на маршруте. Большинство проблем возникает из-за банальной лени. Поленился проверить машину перед выездом, поленился проверить глубину брода. Или из-за невнимательности - на сложном длительном маршруте накапливается усталость, внимание притупляется, повышается шанс совершить ошибку.