Найти в Дзене
Отъехавшие

Монголия: через всю страну с запада на восток. Подробный маршрут и много фотографий. Часть 3.

Если вы пропустили начало, то почитать можно здесь: Часть 1 и Часть 2. А мы продолжаем. ...первое монгольское утро выдалось именно таким, как и ожидали. Спокойным, умиротворенным и очень красивым. Вот, что мы увидели, открыв глаза. Вернее багажник. Удивительно, как мы, пробираясь в непроглядной темноте, не заехали в воду. До нее оказалось несколько метров. Озеро Толбо-Нуур. В ~70 километрах от Улгий. Компактное, красивое и уютное, окруженное не высокими бархатными сопками, на которые очень красиво садятся утренние облака. Сюда можно приехать на несколько дней и остановиться с палаткой. Кстати, многие наши соотечественники из приграничных районов так и делают. Устраивают себе мини отпуск. Заезжают в Монголию, останавливаются на озерах в западной части страны на несколько дней, а потом возвращаются через Тыву домой. Здесь красиво, но прохладно. Хотя несколькими днями ранее, ребята, только вернувшиеся из Монголии, рассказывали, что умирали от жары. А нас Монголия от Улгия до Ховда вст

УТРО У ОЗЕРА, КОСМИЧЕСКИЕ ПЕЙЗАЖИ И ПОВОРОТ НЕ ТУДА

Если вы пропустили начало, то почитать можно здесь: Часть 1 и Часть 2.

А мы продолжаем.

...первое монгольское утро выдалось именно таким, как и ожидали. Спокойным, умиротворенным и очень красивым. Вот, что мы увидели, открыв глаза. Вернее багажник.

Первое монгольское утро
Первое монгольское утро

Удивительно, как мы, пробираясь в непроглядной темноте, не заехали в воду. До нее оказалось несколько метров.

Озеро Толбо-Нуур.

В ~70 километрах от Улгий. Компактное, красивое и уютное, окруженное не высокими бархатными сопками, на которые очень красиво садятся утренние облака. Сюда можно приехать на несколько дней и остановиться с палаткой. Кстати, многие наши соотечественники из приграничных районов так и делают. Устраивают себе мини отпуск. Заезжают в Монголию, останавливаются на озерах в западной части страны на несколько дней, а потом возвращаются через Тыву домой.

Здесь красиво, но прохладно. Хотя несколькими днями ранее, ребята, только вернувшиеся из Монголии, рассказывали, что умирали от жары. А нас Монголия от Улгия до Ховда встретила температурой около 15 градусов.

Здесь, на озере, мы впервые обратили внимание на невероятно низкое монгольское небо. Мы еще не раз удивимся ему на протяжении дальнейшего пути. В который, попрощавшись с Толбо, мы и отправились. К нашей следующей остановке - Ховду.

Еще одним удивительным впечатлением после неба, стали дороги. Они оказались очень приличными. На данном участке. С хорошим асфальтом и почти пустые. Редкие "приусы", попадающиеся на пути, аккуратно и тактично прижимались к обочине и поворотниками давали нам разрешение на обгон. Вообще, на бОльшей части монгольских дорог очень приятный трафик и очень приятные водители - спокойные и аккуратные. Улан-Батор не в счет. Но об этом позже.

Вот такие дороги на участке от Улгий до Ховда и километры "ничего". Только разноцветные горы, бескрайние степи и низкие-низкие облака.

Изредка вдоль дороги стали появляться первые юрты.

150 километров отличной дороги, первых залипательных монгольских пейзажей и мы в Ховде.

Юрты и их юные жители на въезде в Ховд
Юрты и их юные жители на въезде в Ховд

ХОВД

В отличие от Улгий этот городок показался нам более уютным и тихим. Не было пробок. Были невысокие домики, просторная площадь, чистые улочки и много детей. Мы оставили машину и пошли гулять. Ховд напомнил наши привычные небольшие населенные пункты недалеко от региональных центров.

Из мест досуга и развлечений в городе замечены ДК и караоке-бары. Как оказалось, караоке-бары очень популярны в Монголии. Они встречались нам в любом мало - мальском поселке. Слышали, как поют монголы? Неважно. Главное, они явно очень любят это дело.

Уже подкованные в тонкостях монгольской кухни, мы смело отправились на поиски места, где можно перекусить. Недалеко от ДК по совету местной девушки, свободно разговаривающей на русском (привет ВУЗам Барнаула. не запомнили точно какому, поэтому привет всем), мы зашли в почти пустое кафе. Помимо нас был занят только один столик китайскими туристами. В 14:00. Возможно обед уже закончился, но вопрос бизнес-ланчей в Монголии остался открытым.

Кафе на фоне достаточно скромного внешне города оказалось неожиданно ярким и модным.

Мы продолжили тестировать национальные монгольские блюда, выбрав в этот раз буузы и хушуры. Ну, и, на всякий случай, чтобы точно не остаться голодными - уже проверенный цуйван. От "чая-супа" в этот раз отказались. Взяв самый обычный.

Здесь чек вышел подороже Улгийского. Отдали порядка 50 000 тугриков. Видимо, доплата за интерьер. Еда при этом оказалась вполне посредственной. Хушуры в юртах по дороге гораздо вкуснее. Про буузы вообще молчу. Даже не знаю, можно ли их назвать буузами вообще после бурятских.

Плотно заправившись сами, отправились заправлять нашего железного друга и знакомиться с местными заправками.

Заправки

Главный страх остаться без бензина в бескрайних степях Монголии развеялся окончательно. С заправками здесь проблем нет. На выбор всегда несколько вариантов на въезде/выезде из любого населенного пункта. Заправляя полный бак, можете смело надеяться, что между заправками не будет необходимости ловить местного всадника на дороге, призывно размахивая пустой канистрой. Если вас, конечно, не занесет на совсем уж не хоженые тропы. Коих здесь наверняка предостаточно.

Вот так выглядит стандартная монгольская заправка. На туалеты, кофемашины и френч-доги не рассчитывайте. А вот сервис заправщиков присутствует.

Оплата наличными вот в такой кассе.

-12

А вот такие ругательные слова на стендах ниже совершенно не означают, что "бензина нет". Это самое слово переводится, как "бытовой". И присутствует на многих вывесках, в том числе магазинов-универсамов.

Не больно то и хотелось))
Не больно то и хотелось))

В общем, с заправками проблем нет. А вот по бензину есть нюансы. Указанного на топливных колонках 95 - го не было. Только 92. Заправлялись им, заранее купив перед поездкой специальные присадки. Использовали их при каждой заправке и в течение всей поездки проблем с двигателем не наблюдали. ТО после поездки так же никаких косяков не выявило.

Поэтому совет: возьмите с собой в поездку присадки, защищающие топливную систему автомобиля и ремкомплект для экстренного ремонта шин или резиновые грибки/жгуты, т.к. шиномонтажа может не быть на довольно приличном расстоянии.

Заправились и довольные едем дальше. А довольные почему? Потому что сытые, с полным баком бензина, все про Монголию уже почти знаем, отличные дороги, приветливые монголы. Так было еще несколько десятков километров. А потом что-то пошло не так.

В какой момент это произошло, так и осталось тайной. Но навигатор в сговоре с монгольской симкой решили показать нам не сильно обитаемые просторы своей страны.

Вот, как было задумано изначально + нужное направление движения (синим). А как в итоге поехали (красным):

-14

Выехав из Ховда, приличная дорога неожиданно стала заканчиваться через, превращаясь в такую:

-15

Избалованные первой сотней отличного асфальта, мы недовольно фыркнули, не зная еще, что нас ждет впереди.

А пока мы по-прежнему крутили головой по сторонам, наблюдая за обычной монгольской жизнью и необычными монгольскими пейзажами.

А впереди нас ждали: монгольские направления и 150 километров зубодробительной стиральной доски вместо дороги на скорости 20-30 км./час.

С виду вполне приличная гравийка, оказалось максимально не приличной. Всю дорогу, как будто едешь по стиральной доске, боясь пробить колесо.
С виду вполне приличная гравийка, оказалось максимально не приличной. Всю дорогу, как будто едешь по стиральной доске, боясь пробить колесо.

А вокруг никого. Вообще...Это как бы нас не смутило. Это часть плана такая. Мазохистская. Но, вообще-то, нет.

Километров через 30 появилось желание повернуть назад, но вера во "вот еще чуть-чуть и дальше должно быть лучше", а так же уже потраченное время толкали нас вперед. Туда, где направлений становилось больше, а шансов на нормальную дорогу меньше.

Направления это тропинки, на которые местами расходилась дорога. Можно было выбирать любую, а можно было прокладывать свою. Вот она свобода передвижения. Монголия - самая свободная страна, 100%!

Рома начинал улыбаться. А я злиться, не видя повода для радости. Оказывается, его забавляло, что я каждый раз включаю поворотник, маневрируя с одной тропинки на другую в поиске наименее трясучей. Какие машины?! Вокруг ни души - ни людской, ни животной. А я тут такая, с поворотниками. А вот да. Потому что ответственный водитель, а не какой-то там "купивший права".

В конце концов, когда период отрицания этой нестерпимой тряски сменился периодом принятия, мы почувствовали ощущение уникальности момента и того, что вот она же - тоже Монголия. Вот именно такая необычная, такая бескрайняя, такая непохожая. И черт с ней с этой тряской. Сколько там еще предстоит по ней проехать. Зато когда, как не сейчас, выдалась возможность увидеть все это за пределами скучных асфальтовых дорог.

Впереди виднелся дождь. Видели, как идет дождь? Ну в смысле не за окном, и не когда тебя поливает, и не когда темное небо где-то вдалеке и ты просто знаешь, что дождь там есть … а прям видишь его. Когда у тебя не идет, а вдалеке с неба струи над одним небольшим кусочком земли. Выглядит это вот так.

Просто волшебное зрелище.

Мы двинули дальше параллельно с дождем. Еще через несколько десятков километров откуда-то появились нежданные пешеходы. Значит какая-никакая цивилизация где-то рядом.

-20

Точно. Вот еще местные жители. Значит скоро появятся люди, у которых можно будет спросить: "А до Улан-Батора далеко?") Коровы смотрели на нас странно, а дождь между делом параллелился все ближе.

А вот и человек. Одиноко гуляющая девушка посреди вечереющей степи. А мы детей боимся через дорогу в магазин одних отпускать.

-22

Наверное отсюда идет 👇 От дождя сбежала.

Вдалеке виднелось несколько юрт
Вдалеке виднелось несколько юрт

Дождь был максимально близко, но в него мы так и не попали. А попали на какой-то совершенно фантастический участок дороги, который кусками был то пугающе-серым, то ярко-золотым, то и тем и другим одновременно.

Здесь понятие дорога стало совсем размытым. Кажется, что можешь ехать по этому полю вообще, как душе угодно. В стороне от нас наконец проехало несколько машин - в местах, где на карте отсутствовали не то чтобы дороги, а какие-либо тропинки в принципе.

Вот так по полям мы въехали в Олгий. Здесь есть жизнь. И электричество. И большое озеро.

Дворы Олгия, обнесенные одинаковым красным забором
Дворы Олгия, обнесенные одинаковым красным забором

Поселок совсем крошечный. Мы не стали искать в нем ночлег, а по традиции вчерашнего дня отправились к озеру неподалеку. Здесь на удивление почти не было комаров. Мы расположились на берегу. В совершенном одиночестве. А бонусом получили такое закатное небо, что только ради него уже можно было проделать этот долгий сегодняшний путь. Место, которое точно запомнится надолго, как одно из самых умиротворенных. Озеро - Увсын Хар Ус Нуур.

А завтра нам предстоял новый, не менее интересный и непредсказуемый день. Но об этом в следующей части...

__________________________

Еще много интересного можно найти в нашем Telegram—канале. Рум-туры, секретные места, он-лайн трансляции и личное. Там мы и путешествия еще ближе.