Прошедшие вчера в Финляндии выборы депутатов в региональные и муниципальные органы власти по своим результатам отличаются от предыдущих. О трёх если не сенсационных, то всё же обращающих на себя внимание фактах можно говорить.
Во-первых, победу на выборах одержали кандидаты в депутаты от Социал-демократической партии Финляндии (SDP), которые на муниципальных выборах поддержаны были 22,5% избирателями (у них первая позиция). Прежде на местных выборах лидировала Национальная коалиционная партия (к слову, нынешний президент Финляндии А. Стубб от неё избирался в 2024 году в президенты). На прошедших выборах за выдвиженцев Коалиционной партии (Kokoomus) проголосовали 20,4% избирателей, участвовавших в выборах.
Во-вторых, обращает на себя внимание то, что муниципальные и региональные выборы проиграли кандидаты от партии «Истинные финны» (Perussuomalaiset), в которой состоят радикальные финские националисты, изоляционисты, своего рода «финские моджахеды». За «коренных финнов» проголосовали 7,6% избирателей (это лишь шестое место). По сравнению с предыдущими выборами местного уровня, проходившими в 2021 году, партия потеряла значительную часть своих избирателей, тогда её поддержали 14,5% избирателей, то есть в минусе - 6,9%, и это можно смело называть политическим обрушением. Удивительно, что даже представители партий «Зелёных» (10,5%) и Левого альянса (9,3%) опередили «финских моджахедов». Причём, надо иметь в виду, что выборы ведь местные были, а считалось, что на этом уровне «истинные финны» имеет наибольшее число избирателей, симпатизирующих им. Оказывается, ничего подобного.
Ну, и нельзя не заметить, третью особенность прошедших местных выборов: в большую финскую политику возвращается партия «Финляндского центра» (Keskusta), набравшая 16,4% голосов.
В голосовании на региональных и муниципальных выборах в Финляндии приняли участие 51,7 и 54,2 процента избирателей соответственно, то есть чуть более половины граждан, обладающих правом голоса. Накануне выборов Ассоциация местных и региональных властей Финляндии проводила опрос, выясняя электоральную активность избирателей, и воодушевлённо сообщала, что 80% жителей Финляндии планируют голосовать на выборах 13 апреля 2025 года. Ничего подобного не произошло. Апрельскую явку нельзя назвать высокой, хотя и совсем уж провальной её тоже не назовёшь. Если сравнивать с предыдущими выборами такого же уровня, то нынче на региональных выборах явка даже выше оказалась, чем было в 2022 г. (47,5%), а вот на муниципальных выборах напротив ниже (в 2021 г. явка составляла 55,1%).
Безусловно, от электоральной активности зависел и результат голосования. Чьи избиратели не пришли на выборы? И ещё ответ на такой вопрос хотелось бы получить: как повлияло участие иностранных граждан на результаты голосования? А это 260 тысяч голосов, которые, полагаю, точно не были отданы за тех же «финских моджахедов». Как голосовали избиратели Финляндии, проживающие в приграничных с Россией коммунах, и недовольные тем, что президентская Национальная коалиционная партия стравливает финнов с русскими, закрыла финляндско-российскую границу и самозабвенно рушит приграничную экономику?
Результаты выборов (предварительные):
Социал-демократическая партия (SDP) - 23,0%.
Национальная коалиционная партия (Kokoomus) - 21,9%.
Партия «Финляндский Центр» (Keskusta) - 16,4%.
Партия «Зелёный союз» (Vihreät) - 10,5%.
Партия «Левый альянс» (Vasemmistoliitto) – 9,3%.
Партия «Истинные финны» (Perussuomalaiset) - 7,6%.
Шведская народная партия (RKP) - 4,7%.
Партия «Христианские демократы» (KD) - 3,6%.
Анатолий Цыганков