В первый раз мы летали в прошлом году. Тогда наложилось очень много факторов, и для меня полёт был супер стрессовым от неизвестности и ожидания форсмажоров. Сейчас всё было проще и понятнее, но всё равно волнительно.
Про первый полёт писала в статье:
Авиакомпания
Мы выбрали единственный прямой рейс из Омска в Сочи без пересадок. Рейс делят компании Икар и Nordwind Airlines. В отличие от S7, которой мы летали в прошлом году, покупка билета на животное не означает его регистрацию на рейс. Нужно дополнительно уведомить авиакомпанию. И тут начинаются танцы с бубном. Я делала это через сообщение в ВК. Как водится, сначала нужно пробиться через бота к оператору... хотя это было проще, чем в S7. У — удобство...
Эта ситуация меня очень нервировала: а вдруг что-то пойдёт не так... Особенно в Сочи. Интерфейс личного кабинета не очень понятный. В PDF-файле билетов животное не значится, там нет отметки. В общем, мне не понравилось.
В правилах этой авиакомпании запрещено кормить животное на борту. Не очень гуманный пункт. Если лететь до 4 часов — это нормально для взрослых животных и ещё более менее для котят и щенков. Но если 8 часов и больше, то кото- и собакодети могут пострадать, им голод противопоказан. Зная свою кошку (её не тошнит, она не ходит в туалет от стресса в произвольный момент), я пренебрегала этим пунктом: при наборе высоты, выдала немного кремового лакомства и воды, чтобы снять заложенность ушей. По кошке хорошо видно, что от этой процедуры приходит облегчение: она перестаёт ушами подёргивать и прижимать их.
Аэропорты омский и сочинский
Риса летала под успокоительным и была прям молодец. В этот раз доза сразу была правильно выдана заранее. Самые стрессовые моменты: проходы через рамки досмотра, когда кошкоту нужно достать из переноски, — прошли без лишнего беспокойства.
В омском аэропорту было довольно тихо, и мы не стали уходить в бизнес-зал. Риса чуть-чуть походила подальше от человеческих глаз в закутке, где стояла машина для уборки. Попила, съела вкусняшку и была образцово-показательной кошкой.
В сочинском же было ужасно шумно, залы ожиданий реализованы хуже, чем в Омске. Это коридор с ответвлениями, где расставлены кресла. Потолки довольно низкие. Громкоговорители постоянно рассказывают о рейсах. Улетающие переговариваются и создают постоянный гул. И мы таки ушли в зал повышенной комфортности. Я сама этому была рада, потому что у меня начала подниматься температура, я плохо себя чувствовала и беспричинно сердилась. А там можно пить чай в тихом уголочке и няшить кошку.
Новая информация о перелётах (не проверенная и не очень официальная)
По словам работника стойки информации сочинского аэропорта на внутренних рейсах отменили ветконтроль. То есть отметка в ветпаспорте о допуске к перевозке, которую ставит госветклиника, посветив на кошку УФ-фонариком, таки никем не проверяется, даже если есть ветслужба. У нас её не проверили ни разу за все 4 полёта. Ветконтроль в Москве и Сочи в аэропортах имеется, в Омске нет.
Но опять же на случай спорных моментов печать должна быть. Предпочту заплатить 580 рублей (в Омске) за своё спокойствие.
Самолёты
Кошь немного пугалась в момент повышения шума на разгоне, в остальном всё штатно. Мы все спали почти весь полёт. Ближе к Сочи я вышла в туалет, вернулась, а Риса уже вне переноски. Без меня она начала скрестись. Наш кошачий человек чуть расстегнул переноску, чтобы её погладить и успокоить, и она просто вытекла. Остаток полёта до снижения Риса лежала у меня на коленях, смотрела в иллюминатор и спала, укрытая курткой.
Животное моё кошачье хитрое, учится и запоминает... Когда мы летели обратно, коза эта начала скрестись и помякивать почти сразу после взлёта, что в ночном рейсе — ну такое. Была выпущена, спрятана курткой, спокойно спала на моих коленях до начала снижения. Я уже была с температурой, и она грела меня, что было особенно ценно, потому что откуда-то дуло.
Если в поезде Риса хочет ходить и исследовать, то в самолёте не дёргается. Не знаю почему. Поводок на всякий случай был намотан на руку почти до самой шлейки.
Ситуация, с которой я не знаю, что делать
Во время обратного перелёта Риса хотела в туалет. Это было сразу понятно по специфическому беспокойству, когда мы ехали в автобусе в аэропорт. Ей предложили погулять. Она пожевала траву, понюхала, походила, но миссию не выполнила. Ей предложили пелёнку с наполнителем в зале ожидания, миссию она опять провалила. Т.е. терпела кошкота 1 час автобуса, около 3 часов в аэропорту и чуть меньше 4 часов в самолёте. Зато пока ждали такси уже в Омске, удобрила родную землю неухоженного газона.
Задаюсь вопросом, как побороть тонкую душевную организацию и научить её ходить в туалет по команде. И ещё задумываюсь, что делать, если лететь 6-8 часов...