Последняя неделя перед Пасхой отражает последние дни земной жизни Христа-Спасителя. Об этом рассказал протоиерей Димитрий Смирнов.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Каждый год христиане проживают эти важные дни вместе с Евангелием, вместе со Христом. Мы, как современные Его ученики, вновь и вновь проживаем этот период каждый раз на другом уровне. Потому что наше сознание выходит на следующую ступень — от куличей и яиц — к самому источнику истины. Ко Христу.
Первый день Страстной недели — понедельник — посвящается тому, как засохла смоковница, на которой не было плодов. Это очень важный наглядный образ, который Христос показал своим ученикам. И очень многие люди на этом примере начинают понимать, что христианство может быть бесплодным, если оно ограничивается только крашенными яйцами.
Ещё вспоминается Мария, которой Господь сказал: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много». Она в знак покаяния омыла Ему ноги и помазала драгоценным миром, и отерла ноги Его своими волосами, как полотенцем. Она так выразила свои чувства к Нему. Христа поразил этот поступок и Он сказал, что там, где будет проповедано Евангелие, везде будет рассказано о том, что ты сделала.
Во вторник Христос рассказал своим ученикам о последних днях земли. О том, что именуется Страшным судом. Его ещё называют судным днём или концом света. То есть Он их наперёд предупреждал их об этом.
В среду читается о том, как один из апостолов — Иуда — задумал предать своего учителя.
Четверг посвящён завещанию, который дал Христос-Спаситель. Хотя каждый день — это и есть завет. Каждый день можно читать Евангелие, изучать, запоминать и менять свою жизнь в зависимости от того, что сказал Господь.
Господь собрал своих учеников на Тайной вечере перед иудейской Пасхой. И вымыл им ноги, что при существующей субординации в то время было невозможно. Как так — учитель моет ноги ученикам? По идее, всё должно быть наоборот.
Христос это сделал для того, чтобы показать, что христианство заключается в том, чтобы христианин служил этому миру, а не в том, чтобы этот мир служил ему. Обычный человек, когда появляется на свет, начинает свою жизнь с криков и требований. Требует от папы, мамы, бабушки...
И если человек развивается в этой парадигме, то вырастает эгоистом. А вторгшееся однажды в его жизнь христианство перевоспитывает его. Вот это перевоспитание или самоперевоспитание и называется покаянием.
Во-вторых, в этот день Христос научил учеников вкушать хлеб и вино, и, вкушая эту трапезу, соединяться с Богом не только духовно и душевно, но и телесно. Все три состава человеческого естества смешиваются с Божественным.
Пятница — воспоминания о страданиях Христа-Спасителя. В этот день в храмах даже Литургия не совершается. Мы вспоминаем страсти Господни. Страсти со славянского — это страдания. Мы вспоминаем Его смерть на кресте и всё, что этому предшествовало: темница, избиения, оплевания, издевательства, неправедный суд...
Суббота — день, когда Тело Христово пребывало во гробе, а дух Его вошёл в преисподнюю земли. И Господь вывел оттуда всех праведников, которые до этого пребывали в аду и жили ожиданием пришествия Мессии.
В воскресенье мы празднуем Пасху. Пасха по-еврейски означает переход. Переход в жизнь вечную. Пасха ознаменовала воскресение Христово, которое мы каждый год переживаем на новом этапе своего христианского развития.
Дальше мы празднуем Пасху в течение сорока дней. Не только один день. И цель Пасхи — пережить те блаженные дни, которые переживали апостолы, когда им в течение сорока дней являлся воскресший Христос. Затем было Вознесение. А через десять дней — праздник сошествия Святого Духа на апостолов и День рождения Церкви. Так заканчивается этот цикл.
Почему христиане стараются причаститься в Великий четверг? Потому что это есть основа этой божественной службы, которую мы совершаем весь год и ежедневно. Как говорил, великий богослов, ученый и священник Павел Флоренский, это есть источник всякой духовности. Это есть реализация нашей любви ко Христу.
Когда люди любят друг друга, они хотят общаться. И поэтому они ходят друг к другу в гости, пьют вместе чай или обедают. Это очень важно. А причастие — эта трапеза Господня. И за ней присутствует сам Христос.
Мы продолжаем то дело, которому Он научил апостолов. Литургия — означает общее дело. Это самое главное христианское дело — служение Литургии. По-гречески это называется Евхаристия, что значит благодарение. Главное, чему должен научиться человек, живя на земле, это научиться благодарить Бога.
Мы должны и детей своих научить благодарению в противовес тому эгоизму, который в них присутствует. Когда ребёнок живёт как некое млекопитающее, пытаясь подчинить весь мир себе и желая, чтобы весь мир ему служил.
Почему мы красим яйца в четверг и освящаем их в воскресенье? Это можно делать в любой день. Это больше связано с крестьянским бытом. Когда у людей было больше свободного времени, тогда они этим и занимались. Дело в том, что когда все эти традиции устанавливались, крестьян у нас в стране было 84%.
Существует предание о том, что римский император, которому Мария Магдалина проповедовала Христа, сказал такую фразу: «Я скорее поверю в то, что яйцо в твоих руках станет красным, чем — в воскресение Христа». И яйцо стало красным.
Крашеное яйцо является символом воскресения Христа. Оно символизирует возрождение, а красный цвет — наше возрождение кровью Христа.
Ещё статья: И, может, ты тогда перестанешь крестик носить, как украшение.
Ещё статья: Как умирал Иисус, с точки зрения современной медицины?
Ещё статья: Почему карьера исполнителя главной роли в фильме «Страсти Христовы» пошла на спад?
Ещё статья: Почему Иуда оказался предателем? Объясняет священник.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.