Найти в Дзене
Внутри России

Святыни Рязанщины. Дмитриевский Скопинский монастырь.

Говоря о Скопинской земле, нельзя не упомянуть и о его главном монастыре – Дмитриево-Ряжском, который, как считается, основал святой Дмитрий Донской после победы в Куликовской битве 1380 года. Он расположен в 7 километрах южнее самого города. Монастырь имел явную связь с героями знаковой для Руси битвы. Об этом говорит названия храмов обители: один был освящен в честь святого Димитрия Солунского, небесного покровителя святого Дмитрия Донского, а другой – в честь преподобного Сергия Радонежского. Историк Добролюбов в дополнение к этому писал: «Инок Сергиевой лавры Александр Пересвет, отправляясь на битву, заходил на Дмитриеву гору и оставил проживавшему в то время близ часовни отшельнику свой дорожный посох, который хранится в монастыре доселе. Посох этот сделан из яблоневого дерева, первоначально хранился в алтаре, а теперь находится у клироса в футляре, запертом на замок. Верхушка этого посоха сильно попорчена богомольцами, отгрызавшими от него частички для предохранения себя от зубно

Говоря о Скопинской земле, нельзя не упомянуть и о его главном монастыре – Дмитриево-Ряжском, который, как считается, основал святой Дмитрий Донской после победы в Куликовской битве 1380 года. Он расположен в 7 километрах южнее самого города. Монастырь имел явную связь с героями знаковой для Руси битвы. Об этом говорит названия храмов обители: один был освящен в честь святого Димитрия Солунского, небесного покровителя святого Дмитрия Донского, а другой – в честь преподобного Сергия Радонежского. Историк Добролюбов в дополнение к этому писал: «Инок Сергиевой лавры Александр Пересвет, отправляясь на битву, заходил на Дмитриеву гору и оставил проживавшему в то время близ часовни отшельнику свой дорожный посох, который хранится в монастыре доселе. Посох этот сделан из яблоневого дерева, первоначально хранился в алтаре, а теперь находится у клироса в футляре, запертом на замок. Верхушка этого посоха сильно попорчена богомольцами, отгрызавшими от него частички для предохранения себя от зубной боли».

Дмитриевский монастырь. 2015 год. Фото Алексея Кротова. https://dzen.ru/a/Z-o3C627eXMYJw38
Дмитриевский монастырь. 2015 год. Фото Алексея Кротова. https://dzen.ru/a/Z-o3C627eXMYJw38

Логично, что, имея такую святыню и такую историю основания, монастырь покровительствовал военным. В целом Святой Димитрий Солунский издревле считался покровителем всего русского воинства. И основан монастырь был в неспокойном месте, где отечеству постоянно угрожали враги. Согласно преданию, водой из монастырского источника кропили перед битвами русских воинов. Доблесть стала отличительной чертой Скопинской земли и еще долго незримо проявлялась в людях. Примечательно, что Скопинский район занимает первое место в области по числу Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, получивших свои награды в боях Великой Отечественной войны.

С посохом Пересвета связано множество легенд и историй. Его называли «Пересветовой дубинкой» и он широко почитался среди людей. В эпоху правления Петра Великого многие молодые дворяне, поступая на военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох. Он хранился в обители вплоть до ее закрытия после 1917 года. Новая власть святыню не уничтожила, но передала в музей-заповедник Рязанского кремля, как и солотчинскую святыню – Олегову кольчугу. Оба этих артефакта и сейчас можно увидеть в главной экспозиции музея рядом друг с другом.

И все же точной даты основания монастыря нет, первое упоминание о нем датируется лишь 1676 годом. Все строения тогда были деревянными и не сохранились. Вызывает сомнения и подлинность яблоневого посоха Пересвета. В 2010 году был проведен анализ его возраста. По заключению лаборатории радиометрической датировки и изотопных исследований им. Лейбница Кильского университета (Германия), яблоневое дерево, из которого был изготовлен посох, не могло вырасти ранее 1663 г., а наиболее вероятный период его роста (и возможного изготовления дорожного посоха) относится к 1735–1805 гг. Это, конечно, еще не доказывает, что монастырь не мог быть основан святым Дмитрием, и что данного посоха никогда не существовало. Возможно подлинный посох просто не сохранился, за 600 лет полностью истлев.

Посох Пересвета в Рязанском музее. Фото из открытых источников.
Посох Пересвета в Рязанском музее. Фото из открытых источников.

Вероятно, исследования были спровоцированы скандалом, разразившимся в Рязани в 2006 году. Дело в том, что известный писатель Владислав Бахревский и поддерживающая его общественность решили вернуть посох в возрожденный монастырь. Далее процитирую строки из книги архимандрита Августина (Никитина) «Церковь плененная: митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников)»:

«Стоит в музее сей безымянный неброский экспонат за стеклом, рядом с кольчугами. А ведь – вспоминал писатель. – Даже приснилось потом: некто вручил мне дивный этот посох. Сон я принял как призыв – вернуть святыню на Димитровскую гору». После чего он написал письмо губернатору Шпаку. Дескать, вы генерал, а в Рязани – знаменитое десантное училище. Чего бы не вернуть посох Церкви?

Ответ пришёл изумляющий: «... Для изучения вопроса из музея была получена справка об истории данного экспоната, в которой сообщается, что до настоящего времени не сделан его радиоуглеродный и дендро-хронологический анализ и утверждать с полной уверенностью о его принадлежности XIV в. невозможно. Кроме того, нет окончательного и единогласного мнения историков о личности самого Александра Пересвета. По версии одних, он являлся иноком Троицкого монастыря и был послан Сергием Радонежским к московскому князю Дмитрию Ивановичу. По ряду признаков из других источников, в том числе летописной «Повести...», Пересвет не был монахом Троицкого монастыря, и при перечислении имён погибших на Куликовом поле в ней прямо указано на Пересвета как на светского человека.

На основании изложенного принято решение о нецелесообразности использовать музейный экспонат «Посох Пересвета» в проведении богослужений и благословении военнослужащих, пока не будут проведены экспертные исследования и получены соответствующие заключения, подтверждающие его историческую ценность».

Писатель Владислав Бахревский и губернатор Рязани Георгий Шпак.
Писатель Владислав Бахревский и губернатор Рязани Георгий Шпак.

До секуляризации 1764 года Дмитриев монастырь был довольно крупным землевладельцем: «До 1764 г. за Дмитриевым монастырем состояли в вотчинах село Дмитриевское и деревня Ермолова, в 1763 г. считалось 331 душа, земли 188 четвертей, сенных покосов на 500 копен, близ монастыря «блюденая разного мелкого лесу роща на пяти десятинах, да по реке Вёрде мелкой дровиной лес»; на той же реке окладная рыбная ловля». С января сего года монастырь лишился своих владений, а монастырские крестьяне перешли в веденье Управления коллегии экономии, вместо барщины и оброка они стали платить подушной оклад в размере 1,5 рубля в год с человека.

Несмотря на заметное снижение доходов, в 1760-70-х за счет местных помещиков в обители началось каменное строительство. Оба храма также стали каменными. Позже в первой половине XIX века была проведена реконструкция Дмитровского храма. Во второй половине XIX века появилась каменная ограда и возведена трёхъярусная колокольня.

Сами селения Дмиртиево и Ермолово были довольно крупными и богатыми. По данным историков В.А. Коростелева и М.А. Российского на 1882 год в них проживало 1377 мужчин и 1277 женщин. Из них беднейшими были только 19 семей – 69 человек, не имеющих взрослых мужчин-работников. Душевой надел пахотной земли (чернозем с примесью глины) составлял 3,1 десятины (3,4 га). Помимо общественной земли 31 зажиточная семья владела еще 169 десятинам (184 га). Ещё 67 семей арендовали дополнительно 139 десятин (51,5 га) пашни и 12 десятин (13 га) сенокосных лугов. Урожай ржи в 1882 г. оценивался как «сам-четверт и ½», овёс – «сам-третей и ½» (т.е. в 4,5 и в 3,5 раза превышал посеянное). В крестьянских хозяйствах Дмитриева и Ермолова содержались 449 рабочих лошадей, 94 жеребенка, 345 коров, 237 телят, 1338 овец и 57 свиней. В 14 домохозяйствах имели более 3 лошадей, безлошадными числились 37 хозяйств, бескоровными – 106. В обоих селах было 20 мастеровых и 72 мужчины, занимавшихся отхожими промыслами. На два селения было 3 промышленных заведения и 2 кабака. На Рождество между молодыми мужчинами села Дмитриево и Ермолово устраивались кулачные бои «стенка на стенку».

Монастырь в 1916 году. Фото из открытых источников.
Монастырь в 1916 году. Фото из открытых источников.

Сам монастырь к концу XIX века также считался вполне богатым: к 1884 году в его владении было 190 десятин (207 га) пахотной земли, которые приходились на 12 насельников. Интересно, что наибольшие беды в те годы приносила природа: жители страдали от постоянно расширяющегося оврага. После сильного дождя плодородную землю заносило песком, что негативно сказывалось на крестьянском хозяйстве. Противоовражные мероприятия были очень дорогими и потому решить данную проблему долгое время не могли. Даже в 1939 году, согласно отчету, проводимой здесь Рязанской комплексной географической экспедиции МГУ им. М.В. Ломоносова, разрастающийся овраг вынуждал местных жителей переселяться в другие места.

Монастырь закрыли после 1918 года, а его святыни были отчасти переданы в музеи, отчасти разграблены и уничтожены. До середины 1920-х некоторые насельники еще проживали в бывших монастырских строениях на правах частных лиц. В 1925 г. скопинская уездная газета «Коллектив» свидетельствовала, что в это время бывшая обитель находилась в удручающем состоянии: «…Все окна побиты и вытащены, сараи растаскиваются. Живут там только монахи, в одном доме помещаются школа и сельсовет, в другом была изба-читальня». В начале 1930‑х гг. в Дмитриеве был создан колхоз «1‑я пятилетка», который занял строения бывшего монастыря. На территории близ стен монастыря был сделан свинарник, а в храмах – склады. Сергиевский храм, как приходской, действовал до 1939 года.

Монастырь в 1925 году. Фото из открытых источников.
Монастырь в 1925 году. Фото из открытых источников.

Колхозная жизнь в Дмитриеве мало чем отличалась от остальных сел многострадальной нашей родины. Сначала жестокое раскулачивание, затем критика тех, кто раскулачивал. «Вместо того, – писала газета «Побединский ударник» в 1932 году, – чтобы на основе упорной разъяснительной работы мобилизовать трудящихся единоличников на сев зеленых паров, председатель отдал под суд 25 бедняков и середняков». В 1935 году секретарю Скопинского РК ВКП(б) тов. Агееву докладывали: «правление колхоза вместо подготовки к весеннему севу занимается пьянством, возглавляет это пьянство сам председатель колхоза Корелин, его участники кладовщик Посевкин, председатель ревкомиссии Сотников Федор Осипович и счетовод колхоза Костин М. Ст., все пьянки проходят в доме бригадира Сибирова, тогда как в колхозе телеги, колеса еще до сего времени не отремонтированы и есть не отремонтированный с/х инвентарь к весеннему севу». К 1937 году было коллективизировано 98,7% всех хозяйств, однако личные подсобные хозяйства (ЛПХ) колхозников были значительно больше колхозных: в хозяйстве колхоза «1‑я пятилетка» были 51 лошадь и 4 жеребенка, 25 коров и 16 телят, 10 свиней и 124 поросенка, овца. А в ЛПХ колхозники держали 224 коровы, 86 свиней и 259 овец. Такое положение было вынужденным, т.к. на трудодни прожить было невозможно: так, в 1938 году на трудодни было распределено 19,2% денежного дохода хозяйства. В результате на 1 трудодень на 1 колхозника получилось 430 г зерна и 13 коп. деньгами. На каждого из 390 трудоспособных колхозников пришлось в среднем 49 трудодней.

Великая Отечественная война лишь усугубила тяжелое положение людей. Однако, несмотря на героический труд, не были преодолены проблемы с нерадивостью. Так, низкая урожайность в эти годы была связана с недостаточной глубиной вспашки земли, которую трактористы проводили всего на 5-6 см вглубь. Кроме того, преобладал ручной труд. Не хватало не только техники, но и работников. С 1942 года действовало совместное постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) № 508 «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней», благодаря которому к работам привлекали и подростков с 12 лет.

Монастырь в 1989 году. Автор фото В.В. Левецкий. https://sobory.ru/photo/128498
Монастырь в 1989 году. Автор фото В.В. Левецкий. https://sobory.ru/photo/128498

В 1950 году колхоз укрупнили и объединили с другими соседними хозяйствами, назвав «Красная новь». Резкое сокращение населения села пришлось на 1970-90-е годы из-за миграции в города. Этот процесс не прекратился и в последующие годы. Если в 1990 году здесь проживало 159 человек, то в 2000-м уже 69 человек, в 2010 – 39 человек. Село стало постепенно превращаться в дачный поселок. Удивительно, но в самые сложные 1990-е годы инфраструктура здесь продолжала улучшаться: в 1996 г. был построен железобетонный мост, соединивший село с деревней Свинушки, поселками ЦЭС и Заречный, а в 1997 г. к селу была подведена и проложена по его центру дорога с асфальтовым покрытием. Наверное, сказывалась близость к районному центру.

Во второй половине XX века, после укрупнения колхоза, строения монастыря были окончательно заброшены и активно разрушались, кирпич местные жители растаскивали на строительные материалы. О былом значении обители вспомнили сначала местные краеведы в 1980-х гг. Г.К. Вагнер и С.В. Чугунов в 1989 г. писали: «Дмитриево-Ряжский монастырь интересен, прежде всего, как памятник Куликовской битвы. Мы вынуждены обойти его молчанием, так как памятников старины здесь не сохранилось, а сохранившиеся искажены до неузнаваемости». Реставрация в советское время так и не была проведена.

Монастырь стал восстанавливаться с середины 1990-х годов. В 1994 году местной церковной общине передали Дмитровскую церковь. А в 1996 году был официально возрожден и монастырь, который стал именоваться Димитриевским Скопинским. К 2010 году были уже полностью восстановлены все основные постройки монастыря. В 2013-15 годах проводилась внутренняя роспись Дмитровского храма и был установлен новый иконостас. Действует иконописная мастерская.

Это окончательная часть подборки про Рязанскую область.

Предыдущую часть смотрите здесь:

Все части смотрите в подборке.

Список используемой литературы и фотографий:

- Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Т. 2. – Рязань: Тип. насл. З.П. Позняковой, 1885.

- Бахревский Вл. Посох Пересвета // Литературная газета. 2006. № 18. 5–16 мая. С. 6.

- Церковь плененная: митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников) / архим. Августин (Никитин). - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. - 674, [1] с. https://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikitin/tserkov-plenennaja-mitropolit-nikodim-i-ego-epoha/2

- Прошлое Скопинской земли в очерках по истории её сёл и деревень. Алмазово–Кушуново. Том 1 / В.А. Коростелев, М.А. Российский. – М. : Вече, 2017. – 752 с.

- Побединский ударник, № 116. – 1932. – 22 июня.

- https://sobory.ru/article/?object=11585