Оригинал статьи на сайте www.mt-kailash.ru
В продолжение темы исследований “Серебряного дворца Гаруды” (Монастырь Гургьям и Серебряный Дворец Гаруды) приводим сокращенный перевод с английского результатов исследований китайских археологов.
Хуо Вэй, Центр исследований Тибета при Сычуаньском Университете, Чэнду
Краткое изложение содержания:
Из истории ранних цивилизаций Западного Тибета известно, что один из главных городов королевства Шангшунг назывался «Дворец Кхюнглунг», и что он располагался недалеко от озера Манасаровар (Ma pham mtsho). Название сохранилось до сегодняшнего дня. В двадцатом веке, при изучении древней истории королевства Шангшунг, некоторые западные ученые, среди которых был профессор Дж. Туччи, начали исследовать «Дворец Кхюнглунг». В последние годы китайские ученые продолжили полевые работы в этом районе. Согласно археологическим данным существует несколько крупных древних мест в верховьях Лангчен (Сатледж), включая комплекс Кхюнлунг Нгулкхар (Khyung lung dngul mkhar) в уезде Гар и комплекс Кхьюнлунг в уезде Занда. Оба комплекса находятся на холмах в нескольких километрах друг от друга. Кроме того, они соответствуют записям древних текстов, описывающих «Серебряный Дворец Кхюнлунг», который находился в одном дне пути на запад от горы Кайлас (Gangs ti se). Таким образом, весьма примечательными представляются взаиморасположение этих двух комплексов и их корреляция с записанной в исторических текстах информацией о «Дворце Кхюнлунг» королевства Шангшунг. В данной статье автор проводит анализ и сравнивает археологические материалы с историческими текстами. Автор полагает, что оба этих комплекса, возможно, соотносятся с записанной информацией о «Дворце Кхюнлунг», но даты сооружений и назначение обоих мест могут быть различными.
История культур Западного Тибета.
Последние исследования Центра Китайской Тибетологии и Венского Университета
Ключевые слова: Археология Западного Тибета, Шангшунг, Дворец Кхюнглунг
Название реки Лангчен (Сатледж) в округе Нгари происходит от похожей на хобот слона долины в верховьях реки. Эта река берет начало у деревни Монтсер, уезд Гар, и течет на запад в Индию через уезд Занда. В Индии река называется Сатледж; она соединяется с рекой Ченаб в Панджнаде, в Пакистане, а затем впадает в реку Инд. Она является основным притоком Инда, ее протяженность составляет 1450 км, а площадь бассейна достигает 400 000 квадратных километров.
Долина реки Лангчен (Сатледж) является главной колыбелью древней цивилизации Западного Тибета. Знаменитое королевство Шангшунг (в китайских источниках оно называется «Янг Тонг» и «Ну Гуо») и королевство Гуге создали великолепную культуру, центр которой находился в этой долине. Так как эта долина граничит как с Южной Азией, так и с Центральной Азией, то она стала точкой пересечения культур Китая и других стран, и она была известна многим ученым. Широко известный итальянский тибетолог Дж. Туччи начал проводить археологические исследования в этом районе в 20-30-х года прошлого столетия. Однако археологические работы были вынуждено приостановлены в 50-х годах прошлого века. В конце 70-х , начале 80-х годов китайские ученые еще раз провели археологические исследования и добились успешных результатов, касающихся королевства Гуге, монастыря Толинг и пещерного города Дунгкар.
Финансируемая специальным фондом команда археологов, в состав которой вошли ученые из центра исследований Тибета при Сычуаньском университете, отдела археологии Сычуаньского университета и отдела по изучению культурного наследия при администрации Тибетского автономного округа, в период с июня по август 2004 года изучала культурные реликвии по реке Сатледж в Китае. Ученые добились значительного прогресса в своих исследованиях.
Данные работы проходили в верховьях реки Сатледж в направлении с востока на запад. Исследования начались в деревне Монтсер, уезд Гар, где берет начало Сатледж, и продвигались в направлении деревни Сиангба, уезд Занда, на западе. Были обнаружены каменные орудия и древние гробницы мегалитического периода, наскальная живопись добуддийского периода, несколько наскальных рисунков и монастыри буддийского периода. Было обнаружено 17 мест. Одиннадцать ранее известных мест были подвергнуты повторному изучению. Было обнаружено большое количество материала, имеющего важное значение для понимания культурного аспекта на разных исторических этапах. Находки добуддийской эпохи проливают свет на цивилизацию Шангшунг, о которой мало упоминается в текстовых исторических документах.
Так называемый добуддийский период относится к продолжительному этапу до образования королевства Гуге, которое до десятого века основывалось на буддизме. Среди археологических находок, относящихся к добуддийской эпохе, самые важные реликвии – комплекс «Серебряный дворец Кхюнглунг» в районе деревни Монтсер, уезд Гар, и комплекс «Дворец Кхюнглунг» в уезде Занда, которые оба связаны с королевством Шангшунг в Западном Тибете. Далее будут представлены археологические исследования и описание раскопок в двух местах.
«Серебряный дворец Кхюнглунг» в деревне Монтсер, уезд Гар
Кхюнлунг Нгулкхар (Серебряный дворец Кхюнлунг) рассматривался как историческое местоположение столицы королевства Шангшунг. Комплекс находится на северном берегу реки Лангчен (Сатледж) на восточной окраине уезда Занда. На юг от комплекса находится точка слияния трех небольших рек: Чунаг, Чукар и Лангчен, поэтому оно имеет название «chu gsum mdo». После тщательного изучения и топографической съемки объект был картографирован. Он находится на протяженном горном хребте, который ориентирован в направлении с северо-востока на юго-запад. Согласно внешним аспектам и распределению находок этот комплекс можно разделить на четыре условные зоны: А, В, С и D. Общая площадь составляет 130 000 квадратных метров.
Зона А лежит в южной части горы, на самом низком уровне, ее протяженность с востока на запад составляет около 300 метров, ширина с севера на юг – 200 метров, а общая площадь составляет около 60 квадратных метров. Поверхность зоны А состоит из разнородных пород и гравийно-галечного материала. Она относительно ровная, и обнаруженные сооружения в количестве 90 единиц, располагаются преимущественно в центральной части. По нашим оценкам, конструкции в зоне А включали оборонительные сооружения (например, оборонительные стены и крепости), жилые, общественные и религиозные постройки, а также помещения хозяйственно-бытового назначения.
Рисунок 1. Рукотворные оборонительные стены комплекса Кхюнлунг
Рисунок 2. Подземный вход у подножия горы рядом с комплексом Кхюнлунг
Оборонительные сооружения рассредоточены по восточной, западной и южной стороне высоких и крутых горных хребтов зоны А. Они, в основном, состоят из многослойных оборонительных стен, крепостей прямоугольной формы и подземных ходов. Жилые здания расположены на востоке и западе зоны А, они имеют прямоугольную или круглую форму. Среди них есть как многокомнатные жилища, так и однокомнатные. Общественные здания располагаются в центре зоны А. Это весьма большая по площади область, и на ней сохранились несколько лестниц из обломочных горных пород. В зоне А имеются два типа помещений хозяйственно-бытового назначения: конюшни или стойла, принадлежащие владельцам жилых помещений и круглые бассейны по всей территории. Предположительно, это были небольшие водоемы с водой для животных. Религиозные сооружения были обнаружены в юго-восточной части зоны А. Они имеют прямоугольную форму и ориентированы с север на юг, причем северные части зданий находятся выше южных. Во время раскопок были обнаружены двуликие бронзовые статуи в глиняных стенах северной части. Подводя итоги, можно сказать, что территория зоны А достаточно ровная и имеет высокую плотность застройки сооружениями различных типов и назначений. Сохранившиеся стены довольно плотные, а в земле встречается довольно большое число находок. Поэтому можно предположить, что это была основная жилая территория (см. рисунки 1 и 2).
Зона В располагается на северо-западной окраине в средней секции комплекса. Она выше зоны А и отделена долиной от зоны С. Протяженность зоны В с востока на запад составляет 350 м, ее ширина с севера на юг – от 15 до 50 метров, а общая площадь зоны составляет 15 000 квадратных метров. Зона В лежит в западной части горного образования и содержит 13 единиц обнаруженных сооружений, включая оборонительные конструкции из стен и крепости на вершине горы. В северной секции зоны В были также обнаружены еще несколько сооружений и подземный выход, которые, возможно, связаны с религиозными обрядами и мероприятиями. Оборонительные стены в зоне В располагаются по краям скал и тянутся с запада на восток. Их общая протяженность составляет 300 м. Согласно нашим исследованиям, первоначальные оборонительные стены были возведены вдоль скал, и они были главными стенами на горной вершине.
Оборонительные стены были построены с наружной стороны. И главные и оборонительные стены были выполнены из осадочной породы с добавлением гравия и каменных плит. Имеется только одна главная стена шириной от 0,6 до 0,8 метров. Высота сохранившейся стены достигает от 0,1 до 0,3 метров. С наружной стороны склонов были построены одноуровневые или многоуровневые оборонительные стены. Поэтому их положение и форма различаются. В стенах были обнаружены несколько столбов, которые, вероятно, служили мачтами на первоначальных стенах. Группа сооружений на северо-востоке зоны В, на самой высокой точке горы, явно отличается от жилых помещений в зоне А. Под этими структурами был обнаружен слой серой пыли, вероятно, эти строения были связаны с религиозными обрядами.
Возможно, это самые древние структуры комплекса. Кроме того, зоны В и С обладают самой высокой концентрацией гравийно-галечного материала, и обе зоны расположены на юго-восточной и северо-западной окраине комплекса. Возможно, что этот гравийно-галечный материал насыпался рядом с оборонительными стенами и крепостями в качестве заградительного сооружения.
Рисунок 3. Образец строительного раствора с места раскопок
Рисунок 4. Жерновые камни с места раскопок
Рисунок 5. Шлифовальные камни с места раскопок
Рисунок 6. Каменные орудия с места раскопок
Зона С расположена на юго-восточной окраине средней части комплекса. Она находится выше зоны А и напротив зоны В. Ее протяженность с востока на запад составляет 300 метров, ширина с севера на юг – 30 метров, а общая площадь составляет около 10 000 квадратных метров. Зона С находится на самой высокой точке на северо-востоке горного комплекса. На ней было обнаружено около 20 групп сооружений, большинство из которых представляют собой стены укреплений и крепости, возведенные на северо-восточном краю горы. В западной секции зоны С была обнаружена группа общественных зданий, которые, возможно, использовались для религиозных церемоний (рядом с сегодняшним храмом лха кханг). Оборонительные сооружения в зоне С расставлены в форме буквы L, они сначала идут с востока на запад, затем поворачивают с юга на север. Общая протяженность конструкций составляет 200 метров. Среди этих комплексов имеется находка под номером 04KLCS13, которая объединяет в себе крепость и оборонительные стены. С наружной стороны склонов также были обнаружены остатки многоуровневых стен укреплений.
Зона D располагается на северном конце комплекса. В противоположность зонам А, В и C, зона D находится на нижних участках на другой горе и содержит меньшее число сооружений. Там имеется лишь несколько конструкций, все они похожи на оборонительные сооружения. Крепость под номером 04KLDS8, с расположенным неподалеку круглым бассейном, представляет собой многокомнатное помещение с оборонительными стенами. Предположительно, это был укрепленный лагерь с квартирами для постоянного проживания. В целом, зона D является важным оборонительным центром, который защищал северную часть этой группы поселений.
Кроме зон А, В, С и D также имеется несколько остатков защитных стен и несколько подземных выходов у подножия скал и склонов горы. В конце северной секции скал и склонов зоны А было найдено множество старых и замысловатых укрепительных стенных сооружений, выстроенных из обломочных горных пород. Таким образом, очевидно, что военные оборонительные сооружения и конструкции дворца Кхюнглунг тщательно планировались заранее.
Другой крупный комплекс рядом с Кхюнлунг Нгулкхар – Дзапунг (rDza spung), который сначала располагался на террасе первого яруса на западной стороне долины реки Чунаг (Chu nag), у подножия горы Кхюнлунг Нгулкхар. Комплекс выходит на реку Чунаг на востоке и соединяется с террасой второго яруса реки Чунаг на западе. Южная и северная оконечность комплекса являются узкими входами в долину, сам комплекс построен на широкой равнине в долине. Согласно первичным исследованиям комплекс состоит из блока жилых сооружений и могильных захоронений. Протяженность с юга на север составляет 1300 метров, ширина – 500 метров, а общая площадь комплекса составляет 600 000 квадратных метров.
Рисунок 7. Каменные орудия с красным пигментом с места раскопок
Рисунок 8. Черепки гончарных изделий с места раскопок
Рисунок 9. Остатки оружия с места раскопок
Рисунок 10. Каменная гробница после раскопок
Основную часть комплекса Дзапунг формируют жилые сооружения. Они, в основном, рассредоточены на первой террасе в центральной и южной секции комплекса, и находятся почти на одной линии, ориентированной с севера на юг. Жилые сооружения, видимо, тщательно планировались, разбивались по группам по типу древнего «спального городка». В центре комплекса можно отметить несколько наиболее примечательных групп (под номерами 6, 12, 13, 14, 35). Например, строение № 6. Оно содержит свыше 20 комнат с каменными платформами и каркасами различного функционального назначения. Комнаты имеют квадратную и прямоугольную форму. На полу заметны следы работ по камню, и все они сделаны из гравийно-галечного материала. Изучив естественные окружающие условия, было выдвинуто предположение, что эти сооружения были построены из гравия, который брали возле реки Чунаг. Вокруг основной группы строений имеется также несколько мелких. Они имеют квадратную, круглую и неправильную форму. Предположительно, это остатки палаточных городков.
На террасе второго уровня в восточной части обнаружены ямы круглой, овальной и неопределенной формы. Исходя из их расположения и размера, эти ямы могут быть останками бассейнов для хранения воды.
Гробницы являются еще одним важным типом сооружений в этом месте. Эти могилы, в основном, обнаруживаются в юге, севере и юго-западе от жилых мест. Сохранились каменные гробницы как небольшого, так огромного размеров (см. рисунок 10). Самая большая гробница обозначена номером M2. Она полностью сделана из естественного гравийно -галечного материала, скрепленного глиной. Эта гробница состоит из двух частей: каменного основания и могильной насыпи. Длина каменного основания прямоугольной формы составляет 62 метра, а ширина – 17,3 метров. Гробница насыпалась на это каменное основание в виде трапеции. Могила была разграблена – осталась лишь огромная яма в центре. Высота гробницы сейчас составляет от 3 до 6 метров, а к западу (с обратной стороны) от могилы была обнаружена каменная галерея. Кроме того, также были открыты три круглых или почти круглых каменных платформы, которые, вероятно, использовались в качестве алтарей. Другая каменная гробница (под номером M1) по размеру меньше, чем M2, но тоже относится к крупным захоронениям. Эта могила имеет трапецеидальную форму. Ее длина по верхнему краю составляет 28 метров, в по нижнему – 24 метра, стороны равны 31 и 31,5 метров. Тип насыпи такой же как и у M2, то есть, естественная гравийно-галечный материал насыпан слоями, образующими трапецеидальную форму. Могильный курган был построен на основании гробницы, но он также был разрушен грабителями, и в гробнице остались только четыре больших ямы. Высота гробницы M1 варьируется в диапазоне от двух до пяти метров. Небольшие каменные гробницы комплекса находятся преимущественно на юге, они сгруппированы и ориентированы в направлении с юго-востока на северо-запад. Размер большинства этих могил составляет примерно 1,3 х 1,5 метра, а их контуры выполнены из гравия. Оставшиеся основания теперь находятся на одном уровне с землей. Кроме того, на территории комплекса были обнаружены каменные алтари. Например, на одном конце прямоугольной каменной платформы (№ 66) был найден выступающий круглый каменный алтарь. Возможно, его использовали для жертвоприношений.
Рисунок 11. Бронзовая статуя ритуального значения
Недалеко от реки Чунаг, на восточной окраине комплекса Дзапунг (rDza spung), была обнаружена еще одна находка из камня. Комплекс ориентирован горизонтально, а его контур имеет трапецеидальное очертание. На западной и южной стороне каменной границы лежат камни в форме брусков. Большинство камней сломаны, но сохранились два камня длиной более одного метра. В этом месте были обнаружены останки гончарных изделий.
На территории комплекса Кхюнлунг Нгулкхар, в месте под номером 04KLAS66, была найдена двуликая бронзовая статуя странной формы, изображающая женщину с двумя обнаженными грудями. Вероятно, она связана с жертвоприношениями. Фигура стоит на коленях, одна рука лежит на колене, друга держит какой-то предмет (поврежден настолько, что невозможно идентифицировать). У статуи два лица: одно с передней, а второе – с обратной стороны головы. Оба лица имеют свирепое выражение и атрибуты добуддийских статуй Западного Тибета. Эти статуи отличаются от произведений буддийского периода, их ассоциировали с духами древней тибетской религии Бон, и в них отражалось влияние скульптурного стиля индуистского течения шиваизма (см. рисунок 11).
Недалеко от комплекса Кхюнлунг Нгулкхар было обнаружено два крупных захоронения, насчитывающие сотни могил. Они называются лха мтхо (lha mtho) и чу гсум мго (chu gsum mgo). Большинство могил представляют собой каменные насыпи. Некоторые могилы являются каменными гробами, сделанными из каменных блоков. Недалеко от могил также были найдены гончарные изделия. Также археологами было собрано большое число каменных орудий, что свидетельствует о высоком уровне человеческой деятельности в древние времена на данной территории.
«Дворец Кхюнглунг» в деревне Донгво, уезд Занда
В пяти километрах от комплекса Кхюнлунг Нгулкхар лежит еще одно легендарное сооружение – «Дворец Кхюнлунг». Во время раскопок мы также провели в этом месте археологические исследования. Этот комплекс находится возле поселка Донгво, уезд Занда, на высоте 4330 метров над уровнем моря. Комплекс расположен на северном берегу Сатледжа в долине, которая ориентирована с севера на юг. Комплекс выходит на долину Сатледжа на юге, и возвращается к подножию горы на северной стороне. Кроме того, дворец встроен в гору на восточной и западной стороне.
Дворец Кхюнлунг является крупным сооружением и включает монастыри, пещеры, камни мани и ступы. Комплекс расположен в долине, которая ориентирована с востока на запад. Его длина с севера на юг составляет 500 метров, ширина с востока на запад -100 метров. Общая площадь комплекса – 50 000 квадратных метров. Главная археологическая находка на территории находится на северной оконечности горы, где стоят останки стен дворца. Остатки глинобитных стен поднимаются на высоту до 14 метров. Они выстроены на каменных основаниях высотой 7 метров (см. рисунок 13).
Рядом с горой, на северной стороне комплекса, имеется 30 пещер, включая пещеры для медитации и ступы (см. рисунок 14). В пещере для медитации на вершине горы были обнаружены следы выполнения религиозных обрядов Бон. Эта пещера была выдолблена как группа помещений, в внутренними и крайними комнатами. Вход в помещение находится с одной стороны пещеры, а сама пещера состоит из трех комнат. Наружная комната имеет прямоугольную форму и выходит на север, где располагается малая комната, в которой проводились медитации. На северной стене пещеры имеются следы настенной живописи. Но изображения серьезно повреждены дымом, поэтому практически неразличимы. Тем не менее, если судить о стиле, то данная стенная роспись может относится к более позднему периоду. Во внутренней малой комнате квадратной формы имеется небольшая ниша на задней стенке. Стены покрыты толстым слоем сажи, что указывает на то, что в прошлом это было жилое помещение.
Рисунок 12. Части остатков сооружений комплекса Кхюнлунг
Рисунок 13. Вид на Кхюнлунг с наружной стороны
Рисунок 14. Ступы Кхюнлунг
Рисунок 15. Пагода комплекса Кхюнлунг
На западе долины находится около 20 пещер, а на востоке – порядка 50 пещер. Кроме того, недалеко от горного склона расположено сооружение высотой от 8 до 14 метров. Его стены сделаны из глиняных кирпичей, скрепленных известковым строительным раствором. Здание имеет квадратную форму, а его крыша разрушена. Если исходить из архитектурной формы помещения, то, предположительно, оно могло служить монастырским залом для собраний. На полпути вверх к горе, в восточной долине, находится весьма загадочная пещера. Она завалена скелетами животных. Назначение данной пещеры так и удалось установить.
Большинство оставшихся построек располагаются вдоль северной и южной части долины. Но так как многие эти сооружения разрушились, то невозможно точно идентифицировать их исходный стиль или структуру. Некоторые стены идут параллельно горе, вероятно, они играли оборонительную роль.
Кроме того, на входе в южную долину и вдоль западно-восточной долины обнаружены камни мани и несколько групп ступ. Четыре группы ступ довольно хорошо сохранились. Они выстроены из глиняных кирпичей, строительного раствора и глины. Можно различить основание и корпус ступ. Основания имеют квадратную форму. Они сделаны из осколков камней и глиняных кирпичей и сужаются по мере увеличения высоты. Корпусы ступ также сооружены из глиняных кирпичей с тонким камнем-плитняком между слоями. Внутри ступы полые. Внешняя часть ступы обмазана слоем глинистого раствора, а поверх него нанесен еще один слой красного цвета. Сохранилась секция в средней части ступы. Средняя часть ступы имеет форму перевернутой чаши, она сделана из глиняных кирпичей и грунта. Верх пагоды (та ча) разрушен (см. рисунок 15).
Около 20-30 пещер рассредоточены вдоль скалы, которая лежит в 500 метрах от восточной окраины южного горного перевала. Они протянулись с востока на запад вдоль линии протяженностью около 50 м. Эти пещеры расположены на высоте 80-100 метров над основанием скалы. Так как они выполнены в том же самом стиле, что и пещеры внутри долины, то можно утверждать, что они являются частью комплекса.
Известный итальянский тибетолог Дж. Туччи исследовал это место в 20-х годах прошлого столетия, а впоследствии опубликовал черно-белые фотографии, отражающие результаты его археологических изысканий. На фотографиях ясно виден Дворец Кхюнлунг, описываемый в данной статье. В те времена некоторые здания были в большей сохранности, и на фотографиях можно даже заметить крышу зала наверху горы. Подпись под фотографией гласит: «Начальное сооружение Дворца Кхюнлунг относится к периоду между VIII и IX веками» 1.
Возраст и назначение комплекса Кхюнлунг и его взаимосвязь с королевством Шангшунг
Открытие большой группы археологических мест, сосредоточенных в окрестностях «Серебряного Дворца Кхюнлунг» в верховьях реки Сатледж в значительной степени повлияло на развитие археологических исследований эпохи Шангшунга в Западном Тибете. Согласно китайским и тибетским документам, королевство Шангшунг имело большую историю, располагалось на огромной территории и обладало сильной армией. Бон была национальной религией Шангшунга, кроме того, в королевстве была создана собственная система письма. В королевстве возводились главные города и дворцы, куда назначались чиновники, ответственные за управление государством. Королевство Шангшунг являло собой могущественный племенной союз, господствующий на территории западной и северной части Тибетского нагорья. Это продолжалось до нападения и разрушения его в седьмом веке императором Srong btsan sgam po из королевства Тубо. Несмотря на высокую значимость королевства, между археологическими находками и историческими документами еще не проведено окончательного сопоставления.
В тибетских документах «Серебряный Дворец Кхюнлунг» или «Дворец Кхюнлунг» обычно рассматривается как столица королевства Шангшунг. Во «Всеобщей географии мира» содержится следующая запись sKal bzang Idan pa’i rgyal mtshan: «В одном дне пути на запад от горы Ганг Тисе (Кайлас), в центральном Шангшунге стоит Кхюнлунг, место практики dran pa nam mchar. Это место когда-то было столицей королевства Шангшунг, в котором успешно правили восемь королей» 2. В тибетских документах из Дунхуана в текстах о биографии btsan po упоминается о свадьбе между Srong btsan sgam po и Шангшунг. У Srong btsan sgam po была сестра bTsan mo sad mar kar, которая вышла замуж за короля Шангшунга lig myi hya. Документы свидетельствуют о том, что btsan mo sad mar kar после этого жила в Кхюнлунге3. На сегодняшний день ученые определили точное местоположение «Кхюнлунга» 4 – между уездом Занда и уездом Пуранг в округе Нгари.
Согласно данным источникам, эти два места – комплекс «Серебряный Дворец Кхюнлунг» (Khyung lung dngul mkhar) в уезде Нар и комплекс «Дворец Кхюнлунг» в уезде Занда (rTsa mda’) – были связаны со столицей королевства Шангшунг. Они являлись дворцами, выстроенными вдоль горы на расстоянии нескольких километров друг от друга. Кроме того, они соответствуют географическому описанию местоположения: «…в одном дне пути на запад от горы Кайлас (Gangs ti se)…». Таким образом, взаимосвязь между этими двумя комплексами, а также связь между фактическими местами и документальными источниками, вызвали большой интерес среди тибетологов.
Тем не менее, на основании полученных нами результатов, очевидно, что между ними существуют различия. Дворец Кхюнлунг в уезде Занда, возможно, построен в восьмом или девятом веке, как это предполагает Туччи на основании своих археологических исследований. Однако, в наших исследованиях мы не обнаружили структуры и предметы, которые бы датировались таким ранним периодом, в то время как сооружения последнего периода могли быть построены в более поздние времена. Принимая во внимание пещеры для медитации и следы религии Бон (например, символы Юнгдрунг (yung drung) на стенах), комплекс мог быть местом медитационной практики Бон. Вопрос о том, был ли он связан в ранней столицей королевства Шангшунг, остается открытым.
Что касается комплекса «Серебряный Дворец Кхюнлунг» в деревне Монтсер уезда Гар, то местные монахи религии Бон почитают это место и до сих пор верят, что оно было родиной королей Шангшунга. Древнее название «Khyung lung dngul mkhar» (Кхюнлунг Нгулкхар) можно также встретить в тибетских исторических документах. Основываясь на находках, обнаруженных нами во время археологических работ, можно утверждать, что комплекс явно древнее Дворца Кхюнлунг в деревне Донгво, в уезде Занда. Крупные дворцовые постройки, огромные каменные гробницы, многочисленные группы жилых помещений и разнообразные останки религиозного культа – все это свидетельствует о комплексе как о центре политической, культурной и военной мощи. Тем не менее, чтобы доказать тот факт, что он был столицей королевства Шангшунг, необходимо изучить еще многие аспекты.
Оба комплекса находятся недалеко друг от друга и имеют много общего: постройки на горном склоне, наличие оборонительных сооружений, объединение религиозной и общественной жизни в одном городе, географическое положение по отношению к горе Кайлас. Они могли быть правительственными центрами королевства в разные периоды времени, или могли выполнять различные функции. Эти предположения подлежат проверке и подтверждению путем дальнейших археологических раскопок.
(Перевел с китайского Лианг Юньянь)
1 Дж. Туччи, Тибетская археология, перевод Сиянг Хонгзья, Tibetan People’s Publishing House, 1987, P-70,
- Цитата из вторичного источника «Древняя цивилизация Шангшунга», Церинг Тхар, Tibetan Studies, № 2,1985.
- Цитата из вторичного источника «Древняя цивилизация Шангшунга», Церинг Тхар, Tibetan Studies, № 2,1985.
- Цзанг Юри полагает, что название «Серебряный Дворец Кхюнлунг» упоминается с давних времен до настоящих дней. Он считает, что это место существует до сих пор, и что оно расположено в деревне Кхюнлунг в округе Нгари (географические координаты 31’04» с.ш и 80’33» в.д.). Очевидно, что столица королевства Шангшунг располагается в районе Кхюнлунга между уездом Занда и уездом Пуранг, округ Нгари, то есть, в верховьях реки Сатледж. Он также говорит: «что касается расположения дворца Шангшунг; ученые соглашаются с тем, что он находится в Кулонге, уезд Занда, округ Нгари. Профессор Хоффман также придерживается этого мнения в своей книге «Тибетская религия Бон». См. также его работу «Тибетская и персидская цивилизации в древние времена», стр. 87 – 93, China Tibetology Publishing House, 2005.