…Эту историю посвящаю дружбе с Гоги Квиквиниа, ныне здравствующим. Жизнь складывалась успешно в родной станице Северской. И тёплый край, и до Черноморского побережья - рукой подать. Много друзей. Занимал должность главного энергетика в Северской ПМК. Дружный коллектив с отличным начальником Губаревым Андреем Викторовичем , депутат Верховного Совета СССР. Но беспокоила назойливая мысль, о том, что мой золотой запас, заработанный непосильным трудом завсклада у геологов в Сибирской тайге, начал иссякать. Пришёл к неутешительному выводу, что на одну зарплату похоже, можно «протянуть ноги», вот и стали меня одолевать разные мыслишки о «длинном рубле»..
… Мне везло на друзей. Как энергетику ПМК мне приходилось инспектировать строящиеся объекты, в том числе и в Краснодаре, где и сдружились с Гоги Квиквиани. Наши разговоры в итоге сводились к одному – где и как заработать денежек для личной «сакли» с садом и виноградником. Постепенно пришли к выводу, что пока молоды, надо двигать на крайний Север, благо призывы принять участие на Всесоюзных стройках Сибири были в каждой Советской газете. Своими мыслями по поводу Севера и планов на приобретения земельного участка, под строительство своего дома, поделился с отцом, а найдя понимание, я немедля приступил к воплощению своих планов.
…Для начала я отправил запрос в Трест «Якутзолото» на предмет трудоустройства, в качестве инженера-энергетика. Через месяц мне пришёл вызов с перечнем необходимых документов на должность начальника цеха по ремонту электрооборудования в ГОК «Куларзолото». По указанному телефону мне надо было только сообщить о своём решении. Получив в УВД разрешение и отметку в паспорте «ЗП», разрешающая работать и жить в пограничной зоне. Мы с Гоги уволились, и самолётом из Краснодара добрались до Иркутска. И далее Аэрофлотом в «солнечный» Якутск.
…В аэропорту Якутска, мой друг Гоги выйдя из самолёта, в ужасе произнёс: «Лучше маленький Северный Кавказ, чем большой Южный Сахалин, сейчас отогреются мои зубы и я в кассу за билетом, на обратный рейс». На улице было - 48. У моей норковой шапки от мороза надломились уши, а наши усы покрылись изморозью. Мы оба были в шоке. Утром. короткими перебежками от подъезда к подъезду, добрались до Треста «Якутзолото», где нас ждали две новости. Меня пригласили в кадры для оформления на работу, согласно вызова. А вторая новость плохая - у Гоги нет разрешения находиться в «Пограничной зоне» и поэтому ему отказано в приёме на работу. Мне пришлось отказаться от предложенной работы, поскольку я не собирался оставлять друга одного, дружба превыше всего.
…Решили добраться до городской администрации, наверняка же там имеется информация о вакансиях на работу. Нам на сей раз улыбнулась удача. Спасаясь от трескучего мороза, заскочили погреться в вестибюль министерства сельского хозяйства Якутии. Дежурный поинтересовался целью нашего визита, мы признались что зашли отогреться, только что из аэропорта, а вообще-то мы ищем работу. Человек предложил присесть на стоящие диваны в вестибюле, а сам начал кому -то звонить.
…К нам подошла солидная женщина, выслушав нас, предложила пройти мне в приёмную. Заместитель министра, ознакомившись с моими документами и получив ответы на свои вопросы, предложил несколько вариантов должностей. Мне пришлась по душе должность начальника «Булунсеверосельхозэнэрго», в г.Тикси. Так же он предупредил, что пока будут оформляться разрешения на Квиквиани, в качестве техника-механика, мы будем в составе мобильной бригады знакомиться со спецификой работы совхозов и состоянием электрооборудования, сетей и ДЭС. А сейчас Вас проводят в кадры для оформления и выдадут направления для проживания в служебную квартиру для специалистов.
…После оформления, нас на «буханке» свозили в аэропорт за чемоданами и затем отвезли в квартиру, одноэтажное деревянное брусовое здание. Морозина давила такая, что стоял непроглядный туман, с видимостью не более десяти метров. Зайдя в квартиру, мы побросали вещи и не раздеваясь двинули искать продуктовый магазин.
Одинокий прохожий подсказал, как по внешним приметам дойти до магазина. А вот обратная дорога нам далась с трудом. Из-за тумана мы запомнили только одну примету - это сосулька диаметром не менее метра и высотой около трёх метров, свисающая с теплотрассы. Вот только она и вывела к месту проживания. От великого ума, выходя из подъезда дома мы не поинтересовались ни номером дома, ни названием улицы. В первую ночь мы так и не выспались, кто-то, буд-то кувалдой бил по углу здания. Утром, приехавший за нами водитель «буханки Самвел Аратюнян, объяснил - стук этот от сильного мороза.
… За нами закрепили УАЗ «буханку» с водителем Самвелом и тремя электромонтажниками, во главе с Игорем-хохлом. И первая командировка состоялась через пару дней в Усть-Майский район, село Эльдикан, на востоке от Якутска.
…Дорога около двухсот километров шла по зимнику. Утром, по прибытию в Эльдикан, встретились с директором совхоза, он определили нас на постой в одно из помещений местного клуба, а для УАЗа - место в тёплом гараже. Радовало то, что таких морозов тут не было, максимум тридцатка. Получив инструктаж и объём работ, мы с парнями отправились в столовую, с которой и начались наши приключения.
…Работницы столовой были местные якутки, по их лицам, нам было не определить их возраст, но все они оказались милыми. Самвел умудрился договориться с этими девахами, вечером организовать посиделки в столовой, после её закрытия - девчата нас кормят, а мы угощаем их «огненной водой». В магазине якутам и эвенкам продавали только Агдам и Коньяк, водку же и спирт только тем, кто на мир смотрит широко открытыми глазами. Вся наша команда попала под эти критерии. Пока мы завтракали, в столовой появился директор совхоза, и попросил меня срочно отремонтировать щитовую на дизельной электростанции (ДЭС) после «коротыша». А так-же устранить в коровнике неисправность освещения и запустить транспортёр удаления навоза на одной из ближайших ферм. Пообещал: «Если сегодня выполните мою просьбу, то в знак благодарности, эту работу оплачу наличкой».
… Электромонтажники не удивились предложению директора, заявили: «Поэтому мы и специализируемся на командировках».
По прибытию в коровник, без проблем выявили неисправности- работа «пшиковая». Но хохол-Игорь предложил достойный вариант - один перебирает пускатели в электрощитовой ДЭС, работы на три часа, остальные, в том числе Гоги, по шустрому демонтируют силовой кабель, и увозят его на УАЗе в лесок, там отмывают бензином. Типа мы устанавливаем свой новый кабель. К концу рабочего дня ДЭС заработала в стандартном режиме, вышеуказанный кабель бросили по временной схеме, навозоуборочный транспортёр и освещение заработали.
…Позвали бригадира этой фермы, продемонстрировали выполненную работу, что транспортёр включается от пульта. «Освещение минут через пять включим принудительно, до утра свет будет. Завтра заменим «троссовку» на новую, она у нас в наличии». В присутствии бригадира вбегает якут-скотник и удивлённо говорит: «Странно, свет «ушёл» а мотор транспортёра крутится?» Мы все, кроме бригадира и скотника, расхохотались. Было понятно, все щитки управления освещением и пускатели электродвигателей подключены напрямую, а при запуске дизельной электростанции оно начинало работать.
…В столовую приехали к закрытию, из посетителей никого не было, но нас, уже ждали девчата. Ужинать приступили под кавказские тосты, девки были без комплексов, только успевали накатывать стопку за стопкой. Когда начались танцы, я покинул это мероприятие. Меня при собеседовании начальство предупредило, о последствиях панибратства с коренным населением.
Усевшись за руль, я развернул машину и встал против ветра на углу столовой, так чтобы не пахло выхлопными газами. Мне нужен был хороший обзор
столовой с двух сторон - это крыльцо и окна.
…Через какое-то время, к столовой подошли два местных, подёргав двери, они направились ко мне с вопросом: «Что столовая закрылась?» Я безразлично ответил: «Понятия не имею», и захлопнул двери. Они вернулись к столовой и стали заглядывать в окна - свет был погашен, да и стёкла окон были под толстым слоем льда. Перестав ползать по окнам, они вернулись ко мне, и через закрытую дверь потребовали отвезти их к девушке в соседнюю деревню.
…Я на них не реагировал. Один из них предложил мне вылезти и дать им УАЗ сгонять самим, - «Мы тоже умеем ездить». Я приоткрыл дверь и вежливо их послал, тогда они одновременно схватили меня за шубу и стали пытаться вытащить из кабины. Я только успевал отбиваться от них ногами и нажимать на клаксон. Мои гости так увлеклись, что и не заметили, как подскочили мои хлопцы. Получив по мордам, они с воплями бросились наутёк, за здание столовой, а мы толпой следом. Однако мы лоханулись и оказались в меньшинстве. На их крик откуда-то появилось человек десять местных.
…Нам повезло, то, что они не напали на нас, а честно предложили помахаться один на один. Мы согласились, только на свои условиях: «Ваши садятся в «буханку», и мы отъезжаем на середину реки, и там и «машемся»». В итоге Самвел смело вступил с ними в перепалку выражений «про маму», и в результате мирно разошлись. Якуты наш УАЗ проводили толпой до места проживания, то есть до клуба. Продолжать посиделки в столовой мои парни не рискнули. Этим же поздним вечером, двое из этой компании заявились к нам в гости, пришлось их побаловать водочкой. У нас возникла маленькая проблема, нечем было порезать колбаску, гости среагировали мгновенно - из голенищ своих унтаек достали свои якутские ножи. Этих гостей с трудом выпроводили.
…На ферму к нам приходила девица, похожая на куклу, по имени Галя, в основном Гоги с ней разговаривал. А на прощание Гоги пошутил: «Ты такая красивая, и я взял бы тебя в жёны». Мы посмеялись а она молча ушла. Это был наш последний день работы в этом посёлке, оставалось подписать сметы, процентовки на выполненные работы и получить от директора вознаграждение.
…Каково же было наше удивление, когда увидели Галю с чемоданом у «буханки». Бригадир поинтересовался: «Галя, а куда ты собралась?» Галя с удовольствием заявила: «Гоги меня замуж берёт, вот с ним и уезжаю». В тот момент на лицо Гоги без смеха невозможно было смотреть, все присутствующие сдерживали хохот. Гоги с серьёзным лицом спросил: «Галя, а паспорт свой взяла?», она махнула головой. Гоги снова спрашивает: «А свидетельство о рождении взяла?» Она упавшим голосом промямлила - нет. Гоги, выражая удивление - «А как же без него, беги домой за ним». Как только Галя отбежала подальше от нас, все расхохотались и начались шутки в адрес Гоги. Один лишь бригадир заметил, что над больным человеком грех смеяться. «Дайте мне её чемодан и езжайте в свою Усть-Маю, там вас уже ждут великие дела».
…Больше часа я общался с директором. По его просьбе поменялись не только планы, но и маршрут. А прощаясь, попросил уважить его бывшего работника: «Он уже тебя ждёт, а я позвоню в Тумул, что вы задержитесь на сутки». В УАЗике меня ждала бригада и старенький якут, мужики были в курсе событий. Старичок уважительно, с поклоном, поздоровался и сообщил: «Мне сама начальника сказала - к тебе обратится, у меня в доме розетки плохо работают и у коровушки темень, чего вам в зимнюю ночь ехать. Вы мне поможете, да и в тепле ночуете, а моя бабка вас вкусными пирогами с молочком и сметанкой накормит, она уже их печёт. Вы же сейчас поедете в Тумул, а я по пути живу, на околице села Купцы». Я сходил к директору и предупредил, что на сутки
задержимся в селе Купцы у его знакомого старичка.
…Поскольку маршрут изменился, то и мы сами были рады такому раскладу. Дедок оказался весёлым рассказчиком, весь вечер забавлял нас местными баками, только успевая дровишки в печь подбрасывать. Под водочку и в тепле, нас совсем расплющило, однако старичок оказался совсем не пьющим, а старушка не разговаривала по-русски, а лопотала с нами на своём.
…Просыпаться мы стали только к полудню. Остаток дня проковырялись у дедка по хозяйству, зато впервые увидели его сметану, как сливочное масло. Познакомились с его всепогодными конями и увидели, как он в мороз, коров водит на водопой к проруби. У коров даже своя зимняя одёжка - своеобразный лифчик утеплённый. Пока мы спали, старичок поутру на коне в Эльдикан съездил по своим делам. Для нас привёз персональную новость, что нас прошлым вечером за Эльдиканом на зимнике в сторону Усть-Маи ждала засада, организованная братьями Гали. Была ли Галя с братьями, дедок не знает. То, что мы у старичка, никто не знал. Старичок оказался нашим талисманом, и мы ему были обязаны и благодарны. Судьба.
Будет продолжение этой статьи.