Найти в Дзене
Джедай из Шира

Почему "Элизиум" — идеальное фантастическое кино? 10 фактов, которые знают только фанаты фантастики

Режиссёр Нил Бломкамп произвёл фурор своим дебютным фильмом «Район №9», вышедшим в 2009 году, и с тех пор фанаты с нетерпением ждали его продолжения. У второго полнометражного фильма Бломкампа — «Элизиум» — был гораздо больший бюджет, чем у «Района 9». Это был первый опыт режиссёра в жанре блокбастера. Однако многие фанаты могут не знать, что происходило за кулисами этого фильма, чтобы создать яркое и кошмарное видение будущего, предложенное Бломкампом. Возможно, вы удивитесь, узнав, кто чуть не сыграл главную роль вместо Мэтта Деймона, или о неожиданном месте, где были сняты многие сцены на Земле. Вот самые запоминающиеся факты об «Элизиуме», которые заставят вас взглянуть по-новому на этот фильм. «Элизиум» начинается с краткого введения в курс дела: изображения трущоб на Земле и рая в космосе сопровождаются текстом, объясняющим, что Земля стала настолько перенаселённой и загрязнённой, что богачи бежали на космическую станцию «Элизиум». Это эффективное и сбалансированное начало, по
Оглавление

Режиссёр Нил Бломкамп произвёл фурор своим дебютным фильмом «Район №9», вышедшим в 2009 году, и с тех пор фанаты с нетерпением ждали его продолжения.

У второго полнометражного фильма Бломкампа — «Элизиум» — был гораздо больший бюджет, чем у «Района 9». Это был первый опыт режиссёра в жанре блокбастера. Однако многие фанаты могут не знать, что происходило за кулисами этого фильма, чтобы создать яркое и кошмарное видение будущего, предложенное Бломкампом.

Возможно, вы удивитесь, узнав, кто чуть не сыграл главную роль вместо Мэтта Деймона, или о неожиданном месте, где были сняты многие сцены на Земле. Вот самые запоминающиеся факты об «Элизиуме», которые заставят вас взглянуть по-новому на этот фильм.

Альтернативное начало могло бы изменить весь фильм

«Элизиум» начинается с краткого введения в курс дела: изображения трущоб на Земле и рая в космосе сопровождаются текстом, объясняющим, что Земля стала настолько перенаселённой и загрязнённой, что богачи бежали на космическую станцию «Элизиум».

Это эффективное и сбалансированное начало, поскольку оно не перегружает зрителей информацией. Зрители получают ровно столько, сколько нужно, чтобы понять этот мир на экране.

Однако фильм не всегда начинался именно так. Режиссёр Нил Бломкамп рассматривал несколько альтернативных вариантов начала, которые могли бы направить фильм в другое русло.

Бломкамп сказал, что изначально он хотел использовать «холодный» старт и позволить зрителям собрать всё воедино на лету: «Мне нравятся фильмы, в которых вы просто оказываетесь в ситуации, и вам приходится с ней разбираться» (по данным MovieWeb).

С другой стороны, режиссёр также рассматривал возможность увеличить продолжительность вступления, чтобы более детально показать мир и дать зрителям больше информации. Он даже отснял фрагменты этого более длинного вступления.

В конце концов, Бломкамп остановился на подходе, который оказался где-то посередине, и именно его мы видим в финальной версии фильма. В нём есть лучшее из обоих миров: он предлагает достаточно информации, чтобы зрители могли быстро погрузиться в этот мир, не гадая, что происходит, но при этом не перегружает фильм лишней экспозицией.

Таким образом, зрители получают возможность самостоятельно открыть для себя мир «Элизиума».

Режиссёр чуть не взял на главную роль другого актера

-2

Изначально Нил Бломкамп не планировал приглашать на роль Макса известную голливудскую звезду. В своей первоначальной версии «Элизиум» был независимым проектом с небольшим бюджетом, как и «Район №9».

Бломкамп написал сценарий для малобюджетной версии фильма, которая была «совсем другим фильмом», и для этого он хотел «найти кого-то очень необычного, странного и неожиданного» на главную роль. На самом деле он изначально представлял себе кого-то более близкого по духу на роль Макса.

Первым, кого выбрал режиссёр, был Ниндзя, рэпер из южноафриканской музыкальной группы Die Antwoord. Ниндзе это польстило, поскольку «Район №9» — его любимый фильм, но в итоге он отказался.

Рэпер гордился своими южноафриканскими корнями и не хотел дебютировать на большом экране в роли американского персонажа с американским акцентом.

Итак, Бломкамп обратил внимание на другого рэпера — Эминема. Однако Эминем согласился бы на роль только в том случае, если бы съёмки проходили в его родном городе Детройте. Это стало решающим фактором для Бломкампа, у которого было очень конкретное представление о том, где он хотел бы снимать.

Затем режиссёр решил переписать «Элизиум» как высокобюджетный блокбастер, поэтому ему пришлось взять на главную роль более известного актёра — Мэтта Дэймона.

Транспортные средства в "Элизиуме" носят названия реальных автомобильных брендов

-3

Чтобы связать своё антиутопическое будущее с реальностью, режиссёр Нил Бломкамп использовал названия реальных автомобильных брендов в некоторых транспортных средствах в «Элизиуме».

Например, сверхбогатый Джон Карлайл ездит на летающем «Бугатти», который является именно тем автомобилем, на котором сегодня ездят сверхбогатые. А на экзокостюме Макса красуется логотип «Кавасаки». Вы также заметите, что Макс и Хулио ездят на бронированном Nissan GT-R.

Автомобильные эксперты оценили возраст автомобиля примерно в 140 лет, поскольку действие «Элизиума» происходит в 2154 году, а модель очень похожа на современные «Ниссаны».

Увидеть персонажей из будущего, которые до сих пор ездят на таком старом автомобиле, было бы всё равно что увидеть кого-то в 2013 году за рулём автомобиля с двигателем внутреннего сгорания 1873 года выпуска.

В фильме много реальных жизненных моментов

-4

«Элизиума» могло бы и не быть, если бы режиссёр Нил Бломкамп не нашёл нужное вдохновение в нужное время. После выхода «Района 9» Бломкамп понял, что хочет продолжить свой дебютный полнометражный фильм научно-фантастическим фильмом о классовых различиях.

Идея фильма не приходила ему в голову, пока он не увидел иллюстрацию National Geographic с изображением предложенного НАСА космического поселения Стэнфордский Торус, и тогда у него появилась идея космической станции «Элизиум».

Эта иллюстрация была создана Сидом Мидом, который работал над такими классическими научно-фантастическими фильмами, как «Бегущий по лезвию» и «Чужие», которые Бломкамп также назвал «фильмами, которые больше всего повлияли на моё желание снимать фильмы».

Космическая станция — не единственная часть фильма, вдохновлённая чем-то из реальной жизни. Тревожная сцена, в которой Максу делают операцию на мозге, основана на личном опыте Бломкампа, потерявшего отчима из-за рака мозга.

А когда он создавал сцену с роботизированным надзирателем Макса, он опирался на своё разочарование от работы с автоматизированной телефонной линией в банке.

Он также намекнул, что несчастный случай на работе, в результате которого Макс получил смертельное радиационное отравление, слишком похож на реальные случаи жестокого обращения на рабочем месте в развивающихся странах.

Крюгер основан на образе реальных южноафриканских солдат

-5

Создавая злодея для «Элизиума», Нил Бломкамп имел в виду кое-что конкретное. Персонаж Крюгер на самом деле основан на образе южноафриканской военной группировки, известной как 32-й батальон.

32-й батальон был сформирован в Африке в начале 1980-х годов для борьбы с теми, кого подозревали в финансировании или влиянии со стороны коммунистических стран. Его поддерживали как Великобритания, так и Соединённые Штаты, и он был известен своей безжалостной эффективностью.

Даже после расформирования подразделения правительства и частные клиенты продолжали нанимать бывших его членов в качестве наёмников и киллеров. В «Элизиуме» секретарь Делакур нанимает Крюгера именно с этой целью.

Этих солдат часто использовали в качестве пешек политики — точно так же, как Делакур использует Крюгера и пытается избавиться от него, когда тот становится бесполезным.

Актёр опирался на этот реальный пример, когда работал над образом Крюгера, поскольку считал, что разочарование Крюгера из-за того, что он стал пешкой, важно для того, чтобы сделать персонажа человечным.

Злодеи в "Элизиуме" — это не чистое зло

-6

В «Элизиуме» есть два антагониста: амбициозная Делакур и её непредсказуемый наёмник Крюгер. Хотя они оба, несомненно, являются злодеями в этой истории, они не совсем злые, и в них есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

В первый раз, когда мы видим госсекретаря Делакур, она находится дома со своей семьёй; обычно злодеев представляют иначе. У неё есть внуки и дети. Она хочет, чтобы они жили в очень красивом пригороде, и искренне верит, что должна их защищать.

Тем временем Крюгер, может, и убийца, но технически он просто выполняет свою работу. Этот персонаж — просто солдат, выполняющий приказы, хотя он не всегда доволен ими.

Крюгер чувствует, что ему следовало бы быть на Элизиуме, а не работать в трущобах. Более того, Крюгер знает, что Делакур его использует, и втайне испытывает к нему отвращение. Это на самом деле сближает его с Максом, к которому Карлайл и все остальные в Элизиуме относятся так же.

Этот научно-фантастический фильм не всегда соответствует научным канонам

-7

То, что «Элизиум» — это научная фантастика, не означает, что он всегда научно точен. Даже сам Бломкамп признался во время вопросов и ответов о фильме: «Настоящая наука была отброшена в пользу метафоры, истории или сюжета».

Например, он отметил, что космическая станция, построенная из тяжёлых пород камня, таких как мрамор и сланец, вероятно, не будет работать в реальной жизни, но это подходит для образного представления «Беверли-Хиллз в космосе».

В то же время экзокостюм Макса имеет реальную основу. Такие устройства, как Human Universal Technology Load Carrier (или HULC), уже существуют. Однако, в отличие от HULC, экзокостюм Макса встроен в его скелет, что, по мнению некоторых учёных, не имеет смысла.

Экзоскелет предназначен для того, чтобы снизить нагрузку на мышцы и кости Макса, но если прикрепить его к скелету Макса, то часть веса будет приходиться на его тело.

Бломкамп приложил немало усилий, чтобы сделать свой мир правдоподобным

-8

Даже если мир «Элизиума» не всегда научно правдоподобен, Нил Бломкамп и его команда приложили все усилия, чтобы он выглядел реалистично.

Бломкамп консультировался с НАСА в начале процесса, чтобы узнать, считают ли они возможным создание космической станции, подобной «Элизиуму», в отдалённом будущем. В НАСА сообщили, что они изучали эту концепцию ещё в 1970-х годах.

Режиссер также поручил своей команде по визуальным эффектам не создавать ничего для мира «Элизиума», не имея какого-либо реального визуального ориентира. Бломкамп даже отвергал некоторые идеи на том основании, что они слишком сильно напоминали научно-фантастические фильмы.

В конечном счёте процесс Бломкампа сводится к простому принципу: видение будущего должно быть основано на реальности.

Бломкамп не слишком уверен в будущем человечества

-9

В «Элизиуме» будущее выглядит довольно мрачным. Земля непригодна для жизни, повсюду нищета, и любой, кто осмеливается надеяться на лучшее будущее, получает пулю в лоб. Но, конечно, Нил Бломкамп просто придумал этот кошмар, потому что из него получилась бы хорошая история.

Он же не думает, что мир может выглядеть так в 2154 году, верно?

Вообще-то режиссёр не так уж и оптимистичен. Если бы ему пришлось делать ставку на состояние человеческой расы 150 лет спустя, он бы не удивился, если бы оно напоминало мир из его фильма.

Бломкамп сказал, что, если люди не будут должным образом использовать технологические инновации и искусственный интеллект, человечество пойдёт по одному из двух путей: «это будет либо обсуждение сингулярности, либо... мальтузианская катастрофа».

Бломкамп заявил, что эгоистичное поведение жителей Элизиума — как и многих людей в реальной жизни — проистекает из первобытного инстинкта выживания. В доисторические времена стремление запасать ресурсы (и отказываться делиться ими) помогало человечеству выживать.

Теперь, когда мы живём в сложной цивилизации, по словам Бломкампа, этот инстинкт проявляется в войнах, ксенофобии и экономическом неравенстве, что в конечном счёте вредит человечеству.

Сцены на Земле были сняты на реальной мусорной свалке

-10

Наблюдая за сценами из «Элизиума», действие которых происходит на Земле, вы можете предположить, что пустошь, которую Макс называет домом, была построена на съёмочной площадке.

Однако Бломкамп сделал всё возможное, чтобы его антиутопический мир выглядел как свалка. То есть он отправился на настоящую свалку.

Режиссёр хотел передать суровость трущоб и понял, что лучший способ сделать это достоверно — снимать на гигантской свалке в Мехико. В итоге создатели фильма провели две недели в этом неприятном месте, дыша клубами пыли и в грязи.

Если вам было интересно, подпишитесь, пожалуйста, на мой Telegram-канал. Там я рекомендую отличную фантастику: книги, сериалы и фильмы. Вам больше не придется искать самим, что почитать и посмотреть, я это делаю за вас :)