Скрытый смысл мультсериала «Маша и медведь»: Психопатология в детской анимации. Взгляд психолога
Представьте: девочка лет шести живет в лесу одна, без родителей, и регулярно ночует у взрослого волосатого медведя. Он её моет, кормит, переодевает, развлекает, а она взамен крушит его дом, требует завтрак, носит его одежду, запрещает смотреть футбол и срывает все свидания с медведицами. Знакомо? Это не сюжет фанфика, а популярный мультик «Маша и Медведь».
А теперь давайте смотреть правде в глаза — что на самом деле смотрит наш ребенок?
Помнится, из «Теории социального научения» Альберта Бандуры следует, что дети учатся себя вести, глядя на других, на окружающий социум. В наше бурное время, родители часто оставляют детей перед телевизором почти с рождения, занимаясь своей работой. Телевизор и телефон заменяют детям родительские фигуры, подобно «железной маме», нянчившей обезьянок в эксперименте Гарри Харлоу. Так ли это безопасно, ведь внимание выхватывает те вещи, которые не осознаются разумом.
Выделим основные редфлаги из образа Маши:
Мультсериал «Маша и Медведь» часто называют безобидным развлечением, но за яркой картинкой скрываются скрытые примеры поведения, которые могут формировать у детей искаженное представление о нормах и межличностных отношениях. Разберемся, какие «красные флаги» прячутся в сюжете и характерах героев.
Маша: Девочка-манипулятор с деструктивными признаками
– Расширенные зрачки как символ психической нестабильности
Визуально Маша изображена с гипертрофированно большими глазами, с не сползающей улыбкой и расширенными зрачками. В психологии это может интерпретироваться как признак эмоциональной незрелости (ЗПР) или даже патологической гиперактивности (СДВГ). Именно при таких патологиях ребенок не понимал бы, что издевается над животными, (она же кошмар двора), или имел бы проблемы с самоконтролем. «Она же исправляется» – скажете Вы, но это происходит как инсайт, как озарение, а не как обычное поведение в быту.
– Полное отсутствие эмпатии
Маша не проявляет сочувствия к окружающим: не жалеет Медведя, когда ломает его дом, не останавливается, когда ему откровенно плохо от ее капризов, не замечает страданий животных, (например, волков, которых она использует для своих экспериментов и игр). Маша, если ей скучно, выдирает всех из их деятельности и вовлекает в свою. Это характерно для нарциссического расстройства личности, где другие люди — лишь инструменты для достижения целей. Вы только представьте, вот сидите вы, например, дома после работы, картошку жарите, а Вам уже на стол влетает ребенок в грязных сапогах, или спите после тяжелой смены на заводе, а Вас уже катят привязанным к кровати с огромной снежной горы. Постоянное чувство небезопасности рядом с таким ребенком говорит о психотической структуре личности данной Маши.
– Склонность добиваться своего любой ценой и месть
«Дай» и абсолютное игнорирование правил и чужих интересов (опять же про психопатичность). Маша решает за Свинью, что той делать, ограничивает ее свободу, делает «деточкой», запрещает Медведю ходить на рыбалку, откровенно саботирует все его желания: личное пространство, футбол, любовные отношения с Медведицей, желание уединиться с паззлом, даже лишение сна, (к чему часто прибегают именно психопатические личности). Если что-то идет не по плану, этот ребенок-монстр не остановится ни перед чем, потому ей доверяют охранять морковь от зайца.
– Саботаж любой деятельности
Кстати чем закончится любое дело, которое поручишь Машеньке, или которое попросишь не портить? Правильно, ничем хорошим. Она игнорирует правила и просьбы, опрокидывает на себя колбы с химикатами, она не хочет быть как все: «залипуха» вместо пельмешек, последствия «охранных» действий по морковке, даже прибить полку и покрасить потолок становится кошмаром. Такое поведение свойственно глубоко фрагментированной личности, в том числе нарциссизму.
– Склонность к саморазрушению как привязка партнера
Попробуй Маше не дать конфетку, уходя на рыбалку – получишь больше проблем. Эта героиня не бережет свое здоровье, жизнь, (саморазрушающее поведение), потом приходится ее спасать. Нельзя ни на секунду оставить одну – совесть замучает, если что-то с ней случится. Постоянные эмоциональные качели и гипертрофированная тревога за ее жизнь. Маша как ребенок-камикадзе в погоне за вниманием. Чем не история манипулятивной личности? Очень напоминает абьюзивного партнера, который, чуть жертва соберется уходить то на нож наколется, то с моста сиганет – только бы завлечь его обратно в отношения. Сущий кошмар, если мы представим такого человека у себя дома.
– Идеально с первого раза и чудо-чудное, чего еще никто не смог – возможно за пять минут. Мы в сериале регулярно видим, как Медведь превращается то в космонавта, то в химика, то в профессионального рок-музыканта. Не отстает и Маша, чуть буквы выучила, сразу берется за гаммы, за тюнинг автомобилей, за постройку и дизайн дворцов… Куда уж нам, живым людям, что по нескольку лет вынашивают, например, идею статьи про странный детский мультик, не находя верных слов? А если посмотреть на детей, которые впадают в истерику, чуть что не выходит? (Сюда же обилие крутых идей и образцов из интернета: «Они смогли, и я смогу!», игнорируя то, как долго они шли к результату. Давайте за пять минут и до Нобелевки, ага…).
– Нарушение границ как норма
Героиня безнаказанно вторгается в личное пространство Медведя: спит в его кровати, роется в вещах, портит одежду и обувь, хватает фотоаппарат, контролирует его общение. Такое поведение учит детей, что чужие границы можно игнорировать: девиз «Есть только я – центр вашей жизни, что может быть кроме меня или отдельно от меня?!» – девиз психопатической структуры личности. Мы можем легко загуглить стадии развития по Фрейду, и вспомнить, что это ранний период от рождения до 1 года, когда малыши так думают и себя ведут, но Маше значительно больше годиков.
– Садистские наклонности
В эпизодах с конфетами-взрывчаткой или «лечением» Медведя Маша получает удовольствие от причинения дискомфорта. Психологи называют это «бытовым садизмом», маскирующимся под детские шалости. Получать удовольствие, если другим плохо и неприятно – ненормально. Какой пример мы показываем нашим детям?
2. Медведь: Созависимый «опекун» с педофилическим подтекстом
– Псевдородительская роль с элементами абьюза
Медведь выполняет функции взрослого: моет Машу, одевает, кормит, защищает, обеспечивает вниманием и досугом. Однако их отношения лишены здоровой иерархии «взрослый-ребенок». Вместо воспитания — обслуживание её капризов, что напоминает созависимые отношения с элементами эмоционального насилия (от Маши, если что, но они меняются ролями).
Вспомните, чему Вы учите своих детей: не подходить к чужим взрослым, избегать мужчин на улице, не помогать, не ходить никуда, не заходить в к ним дом, обращаться вежливо на «вы», стоя не ближе двух метров. Ну, поглядев мультсериал, дети видят, как это все нарушает Маша и считают заботливого взрослого мужика, обросшего шерстью, нормальным партнером, чтобы лечь спать рядом…
– Сексуализированный контекст заботы
Физические взаимодействия (купание, переодевание, скачки на кровати) между взрослым мужчиной-медведем и девочкой трактуются как инцестуозный сигнал. В реальности подобное поведение могло бы вызвать вопросы о педофильных наклонностях. (Представьте, Ваш сосед так бы заботился о Вашей дочке.. Как быстро Вы бы вызвали полицию?). Напоминает печально известный роман Набокова «Лолита». Еще больше сходства с другим литературным произведением «Легкое дыхание» Бунина: познав близость, девочка превращается в настоящий кошмар, стремясь к смерти из-за непереносимого отвращения к тому, что с ней сделали.
Если предположить, что между Машей и Медведем что-то было, то стало бы объяснимо, почему он так терпеливо сносит все ее выходки и заботится. Что-то из разряда стокгольмского синдрома и вины соблазнителя.
– Триангуляция в отношениях
В серии с медведицей Маша саботирует роман Медведя, занимая место «третьего» в треугольнике. Это классическая модель семейной дисфункции, где ребенок манипулирует взрослыми для удержания внимания. Но здесь нет ребенка и взрослого, здесь есть Маша, которая не дает Медведю подарить Медведице конфеты, как символ внимания и власти. Это прямое послание «Ты мой». Медведице ничего не остается, как пожать плечами и оставить слившихся воедино созависимых вариться в собственном соку. Маша помогает, ни больше не меньше, отыгрывать Мишке «счастливую пару», чтобы расстроить отказавшую взрослую партнершу. (Типично для нарцистических личностей. В том числе, дружить против кого-то третьего). Маша здесь выглядит совсем не по-детски, а как ущербная партнерша мужчины, которая не может ему дать то, что ему надо, потому дозволяет в итоге попытаться (поиграться) с другой, (чем-то напоминает Клаудию из «Интервью с вампиром»).
– Вычурный макияж
Мы помним, что краситься учатся все девочки. И краситься не умеют, используя косметику до эффекта пугала. Маша, оттачивая навыки покраски себя, спрашивает у Мишки, нравится ли ему, как его девушка, а не как ребенок. Мишка против ее взросления, потому прибегает к триангуляции – просит помощи у Медведицы, отвлекает поездкой на Свинье, но не проясняет ситуацию, не объясняет причин. Непрямая коммуникация еще никогда не считалась здоровым поведением.
– Но почему же Маша не растет?
Во-первых, Вы только представьте, на что способен подросток с такими чертами, если он начнет изучать и экспериментировать в вопросах, касающихся взаимоотношения полов. Взросление Маши просто противоречит остаткам нравственности и выводит подтекст на чистую воду. Во-вторых, мы помним, что серьезное психотравмирование заставляет психику замереть, (с чем успешно работает EMDR, добавляя ощущение времени в ситуацию травмы и выводя застывшую субличность из того момента в сейчас, где безопасно). Получаем: что-то настолько травмирующее случилось с Машей, что взрослеть и осознать это ей просто небезопасно для психики.
Куда делись ее родители, почему она живет одна, зачем к ней приезжает сестра, готовая забрать ее, только если та вырастет и исправится…
Очень похоже на стокгольмский синдром, когда жертва влюбляется в насильника и остается с ним. Потому и нет никаких родителей, Маша просто сбежала от них и не спешит возвращаться.
3. Почему смотреть это опасно для детской психики?
Можно сто раз сказать, что тот психолог с дуба рухнул писать такую пошлятину про детский невинный сериал, додумывает того, чего автор не имел ввиду и совсем свихнулся. Вот только давайте поглядим на ненормальные последствия этого «нормального» мультсериала:
• Нормализация токсичных отношений
Дети учатся воспринимать абьюз как норму: если Маше всё сходит с рук, значит, можно издеваться над близкими.
• Подмена ролей
Медведь — не авторитет, а «слуга», что подрывает уважение к взрослым в реальной жизни.
• Скрытая пропаганда вседозволенности
• Сериал транслирует идею: «Ты — центр вселенной, а другие существуют для твоих целей». Это прямой путь к формированию нарциссических черт.
– Сериал транслирует идею: взрослый равен, с чужим мужчиной можно жить и ночевать, не вспоминая про родителей.
– Сериал транслирует идею: ребенок с явными расстройствами развития, (ЗПР и СДВГ) показывается как нормальный. Его поведение валидизируется, на него можно равняться. Если ты скромный и воспитанный, то ты слабак, и тебя можно спустить на санках привязанного к кровати…
– Сериал транслирует идею: тотальная небезопасность от нарушения личных границ – это нормально, терпи это. Ты просто не центр вселенной, тебе нельзя, но ей можно.
* Такой ли скрытый смысл у популярного мультсериала, или здесь нагнетание и домыслы автора - решать только Вам. Но дети повторяют социальные примеры, и представьте, если Ваш ребенок будет так себя вести в реальной жизни?
Советские мультфильмы vs «Маша»: Где учат добру?
В отличие от «Маши и Медведя», классика «Союзмультфильма» акцентировала взаимное уважение и эмпатию:
Например, мультфильм «Чебурашка»:
Гена и Чебурашка строят Дом дружбы, учась договариваться и помогать друг другу. Мы видим слегка дефективных рассудительных и глубоких героев, они учатся общаться так, словно еще не умеют, но мягко и бережно, с вниманием к чувствам окружающих, аккуратно обучая нас ставить себя на место других людей и следовать правилам общества.
Автор: Алёна Сергеевна Ополовникова
Психолог, Член ассоциации EMDR
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru