Начал играть в хоккей на «слабо», а сейчас уже не представляет без него свою жизнь. Максим Постельный, известный российский музыкант, участник группы «Plazma», уже четыре сезона выступает за «Дружину» в дивизионе «Лига Надежды» Регионального чемпионата Москвы.
В хоккей он перешёл из… бокса, встав на коньки впервые в 46 лет! О том, чему он учится на тренировках и почему не собирается бросать занятия, защитник рассказал в интервью.
- Известно, что музыкой вы начали заниматься с самого детства, а как обстояли дела с хоккеем?
- В моём детстве не было никакого хоккея, даже обычного катания на коньках. Я вырос в Волгограде, где были проблемы с ледовыми площадками, так как город достаточно тёплый и морозы бывали не всегда.
Ко всему прочему, во времена, когда я был ребёнком, приобретение коньков считалось большой проблемой. В общем, с этой историй не задалось. С хоккеем я познакомился уже в Москве в достаточно зрелом возрасте. Я в принципе от спорта был не очень далёк, занимался различными его видами, естественно, на любительском уровне.
В разное время увлекался спортивным скалолазанием, боксом, борьбой, даже картингом. А в один прекрасный день друзья поймали меня на «слабо», предложив заняться хоккеем. Это был весьма интересный эпизод моей жизни: когда тебе 46 лет, ты впервые встаёшь на коньки, катаешься с «пингвином», а через какое-то время уже играешь в Ночной лиге. Достаточно быстрый путь.
Я, конечно, не сравнюсь по уровню мастерства со спортшкольниками, которые катаются с шести лет, но играю вполне на уровне нашего дивизиона и нашей группы.
- Чему вы сумели научиться за этот срок?
- Я играю в защите, и за это время, как мне кажется, научился чётко занимать свою позицию и выполнять функции защитника. С оговоркой, что это не очень быстрый защитник. (улыбается)
- А почему вы оказались в защите? Тренер определил место или сами выбирали ампула?
- Сам. Защитники - это последняя линия обороны, даже если вратарь пропускает, виноват защитник. На мой взгляд, защита в любой команде - это фундаментальная вещь, всё должно происходить от обороны: первый пас, первое движение, первая атака. Если у тебя хорошая оборона, то и атака будет получаться.
Мне всегда казалось, что защита - это место, где должны находиться люди с максимальной ответственностью и концентрацией. Плюс ко всему, у меня плохо получалось кататься спиной вперёд, наверное, у всех поначалу с этим проблемы. Но для меня это было уже вопросом принципа, нужно было научиться и всё. А другого способа научиться, как играть в защите, нет: нападающие такое практикуют реже.
Сейчас, отвечая на вопрос о том, почему я стал защитником, я уже отшучиваюсь, говоря: «Я просто люблю мешать людям жить». Катится нападающий, хорошо едет, никому не мешает, а ты приходишь и портишь ему жизнь. (улыбается)
- Как оцениваете своей уровень на данный момент?
- Думаю, в любительском хоккее я вполне боеспособен. Конечно, если играть с ребятами покрепче - а я катался и с игроками КХЛ и НХЛ - понятное дело, там противопоставить мне нечего.
- Где вы успели поиграть с профессиональными игроками?
- Это команды «КомАр», «Звезда России», ХК «Чемпион» - там часто появляются ребята с огромным опытом и невероятной скоростью.
Естественно, это не турнирные игры, я ходил подкатываться в разные команды, вплоть до того, что играл на одной площадке с Денисом Куляшом, Михаилом Анисиным, Николаем Голдобиным и многими другими профессионалами.
- Много у вас получается уделять время хоккею?
- Не так много, как хотелось бы, в среднем, получается раз в неделю потренироваться. Тут, конечно, играет большую роль загруженность концертной деятельностью.
Раньше получалось находить время на две тренировки в неделю, тогда я только начинал учиться, и сразу сообразил: чем больше катаешься, тем большее понимаешь и умеешь. Сами по себе двусторонки ничего не дают, больше влияют на умения индивидуальные тренировки, подкатки. Именно тренировочный процесс, а не игровой. Игровой тоже важен, но как применение навыков, полученных в других условиях. А если этих навыков нет, то простые двусторонки в их освоении не помогут.
- Тренер «Дружины» Андрей Миллер рассказывал, что собрал коллектив из ребят, которые занимались у него боксом. Вы ведь тоже из их числа?
- Да, я несколько лет занимался боксом, начал из интереса, а потом попал к Андрею Евгеньевичу. Я считаю, что он весьма профессиональный тренер, и он многому меня научил.
В боксе, как и в любом виде спорта, нужно получить некий навык и попытаться его отточить. Я не участвовал ни в каких турнирах, потому что спарринги - это весьма опасная штука, может сильно «прилететь» даже от не очень крепкого соперника. Я всё ещё бываю на тренировках по боксу, но хоккей меня увлёк больше.
На мой взгляд, это наиболее интересный вид спорта. И, кстати, самый трудный из всех, какими я занимался. Никогда в жизни я, грубо говоря, так не «убивался», как на тренировках по хоккею. Это невероятно энергозатратный вид спорта, но при этом очень интересный. И это моё первое серьёзное увлечение командной игрой.
Я, конечно, играл в футбол, но всё-таки хоккей - это жизнь, это нечто такое, от чего потом невозможно отказаться. Затягивает жутко.
- Раз зашёл разговор о травмоопасности спорта, не мешают бокс, хоккей вашей работе и вашей сфере деятельности?
- Когда я на первых тренировках сломал ногу, то ездил по гастролям с ортезом, а это почти гипс. Конечно, любая серьёзная травма мешает и играть на клавишах со сломанным пальцем, к примеру, поверьте, очень неудобно, но выясняется, что можно!
Мне кажется, что здесь дело не в сфере твоей деятельности, а в том, как ты себя ощущаешь. Я думаю, если другие могут играть в хоккей, почему я не могу? То, что я занимаюсь музыкой, не имеет значения: у каждого своя профессия, а когда речь касается хобби, мешает оно или не мешает, думаешь только тогда, когда получаешь травму. А когда всё срастается, снова начинаешь «скакать» по льду.
Среди моих знакомых, кстати, достаточно музыкантов и артистов, которые играют в хоккей. Казалось бы, им нужно беречь лицо, руки, ноги, но тем не менее они играют. Например, Марат Башаров, с которым мы провели на льду достаточно времени, причем он играет очень хорошо, виден уровень, возможно, играл в юношестве. Стас Ярушин, Андрей Бурковский, Сергей Кристовский - с ними тоже пересекался на льду. В общем, никакого противоречия не вижу.
Мы все - просто парни с определённым уровнем адреналина, который выплёскиваем подобным образом.
- А хоккеем как таковым вы интересовались до того момента, как сами вышли на лёд?
- Вообще нет. Конечно, я знал Игоря Ларионова, Владимира Мышкина, Вячеслава Анисина и других. Понятное дело, невозможно было жить в Советском Союзе и не знать этих людей. Я смотрел и Суперсерию 1972 года, но уже после. То же самое касается и футбола… Всё же больше я следил за боксом.
- А когда начали играть в хоккей, появился интерес к просмотру матчей?
- Да, стал смотреть. Но без фанатизма. Во-первых, потому что нет времени, а во-вторых, смотреть, как играют другие, конечно, интересно, но самому научиться играть не помогает. Невозможно научиться управлять автомобилем с пассажирского сиденья, это можно это сделать только когда садишься за руль и начинаешь понимать, что происходит. С хоккеем то же самое. Все навыки приходят от хорошего тренера и от ребят, которые подсказывают на льду.
- Вы сыграли всего четыре матча в сезоне. Продолжите играть в хоккей? Или найдете другой вид спорта?
- Я не успеваю на все игры по одной простой причине: они совпадают с концертной деятельностью. Это чаще всего выходные. Но каждый раз, когда выпадает возможность, я приезжаю на матчи и максимально стараюсь помочь команде.
Бросать хоккей я не планирую, думаю, я нашёл то, что мне нравится. Даже если что-то и появится, уверен, что не перестану практиковать хоккей: тут одной формы накуплено на великие «тыщи» и её нужно выгуливать. (улыбается) Мне кажется, что хоккей, хоть это и звучит слегка напыщенно, лучший вид спорта! Буду заниматься пока позволит тренер, состояние здоровья и концертная деятельность. Хоккей - тяжёлый спорт, им нельзя заниматься «по приколу», нужно соблюдать режим и быть максимально готовым перед тренировкой. Плюс ко всему он отучил меня от многих вредных привычек.