Найти в Дзене
MARIA KRANK

Изображая воздух - выставка в музее русского импрессионизма

Оглавление

Побывала на выставке «Изображая воздух» в музее русского импрессионизма.

Экспозиция включает в себя живописные работы русских художников

конца 19 - начала 20 века близкие по стилистике к манере импрессионизма. Картины Валентина Серова, Василия Поленова, Ильи Репина, Исаака Левитана, Николая Фешина, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Михаила Ларионова, Петра Кончаловского и многих других составляют яркое впечатление о времени и о глобальном переломном моменте в живописи.

С появлением фотографии все меньше смысла было в доскональном копировании натуры, надуманных исторических сюжетах, живописцы обратились к передаче момента времени, воздуха, света и впечатления.

Николай Тархов. Париж. 1903
Николай Тархов. Париж. 1903

Сюжеты

Художники пишут живые сценки в кафе и театрах, портреты, натюрморты и пейзажи. Появляется так называемый "легкий сюжет", связанный с волной популярности пленэрной живописи.

Пленэр (от фр. "на открытом воздухе") - письмо непосредственно на натуре.

«Писать на воздухе – значит видеть, как всё в природе соткано из света и вибрации», – Константин Коровин.

Константин Коровин. В мастерской художника, фрагмент
Константин Коровин. В мастерской художника, фрагмент

«На пленэре всё меняется каждую минуту – солнце уходит, краски гаснут, и ты должен схватить главное, пока оно не исчезло», – Валентин Серов.

«Только на пленэре понимаешь, что тени – не серые, а наполнены цветом, а солнце не просто жёлтое – оно слепит и преображает всё вокруг», –Василий Поленов.

Композиция

Одним из необычных источников вдохновения, становится повсеместное увлечение японской гравюрой. Ее композиционный строй, для которого характерна как бы случайная не симметричная и не центральная компоновка добавляет свежести в импрессионистичную манеру живописи.

«Японская гравюра открыла нам глаза на новую красоту – красоту плоскости, силуэта, чистого цвета. Она научила нас видеть поэзию в самом простом», – Игорь Грабарь.

«Японцы – великие мастера. Они умеют одной линией, одним пятном передать движение, ветер, дождь… Это не живопись, а поэзия», –Константин Коровин.

Техника живописи

Любопытно понаблюдать как в конце 19 - начале 20 века меняется и техника живописи. Динамичные мазки и вибрация цвета - так можно охарактеризовать манеру письма импрессионистов.

Это, например, техника раздельного мазка (мелкими, иногда точечными касаниями), создающая эффект мерцания или более пастозная живопись.

Михаил Ларионов. Волы на отдыхе, фрагмент
Михаил Ларионов. Волы на отдыхе, фрагмент

Осталась довольна полученными эмоциями и вышла с желанием достать масляные краски и холсты.

Выставка продлится до 1 июня 2025 года.

Билеты лучше покупать заранее через сайт музея.

Дмитрий Щербиновский. Портрет актрисы Парижского театра «Гранд опера» Рене. 1897-1900 гг.; Борис Кустодиев. В Театре. 1907
Дмитрий Щербиновский. Портрет актрисы Парижского театра «Гранд опера» Рене. 1897-1900 гг.; Борис Кустодиев. В Театре. 1907

Больше информации о выставках и мои работы можно увидеть, подписавшись на телеграм-канал.