Побывала на выставке «Изображая воздух» в музее русского импрессионизма.
Экспозиция включает в себя живописные работы русских художников
конца 19 - начала 20 века близкие по стилистике к манере импрессионизма. Картины Валентина Серова, Василия Поленова, Ильи Репина, Исаака Левитана, Николая Фешина, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Михаила Ларионова, Петра Кончаловского и многих других составляют яркое впечатление о времени и о глобальном переломном моменте в живописи.
С появлением фотографии все меньше смысла было в доскональном копировании натуры, надуманных исторических сюжетах, живописцы обратились к передаче момента времени, воздуха, света и впечатления.
Сюжеты
Художники пишут живые сценки в кафе и театрах, портреты, натюрморты и пейзажи. Появляется так называемый "легкий сюжет", связанный с волной популярности пленэрной живописи.
Пленэр (от фр. "на открытом воздухе") - письмо непосредственно на натуре.
«Писать на воздухе – значит видеть, как всё в природе соткано из света и вибрации», – Константин Коровин.
«На пленэре всё меняется каждую минуту – солнце уходит, краски гаснут, и ты должен схватить главное, пока оно не исчезло», – Валентин Серов.
«Только на пленэре понимаешь, что тени – не серые, а наполнены цветом, а солнце не просто жёлтое – оно слепит и преображает всё вокруг», –Василий Поленов.
Композиция
Одним из необычных источников вдохновения, становится повсеместное увлечение японской гравюрой. Ее композиционный строй, для которого характерна как бы случайная не симметричная и не центральная компоновка добавляет свежести в импрессионистичную манеру живописи.
«Японская гравюра открыла нам глаза на новую красоту – красоту плоскости, силуэта, чистого цвета. Она научила нас видеть поэзию в самом простом», – Игорь Грабарь.
«Японцы – великие мастера. Они умеют одной линией, одним пятном передать движение, ветер, дождь… Это не живопись, а поэзия», –Константин Коровин.
Техника живописи
Любопытно понаблюдать как в конце 19 - начале 20 века меняется и техника живописи. Динамичные мазки и вибрация цвета - так можно охарактеризовать манеру письма импрессионистов.
Это, например, техника раздельного мазка (мелкими, иногда точечными касаниями), создающая эффект мерцания или более пастозная живопись.
Осталась довольна полученными эмоциями и вышла с желанием достать масляные краски и холсты.
Выставка продлится до 1 июня 2025 года.
Билеты лучше покупать заранее через сайт музея.
Больше информации о выставках и мои работы можно увидеть, подписавшись на телеграм-канал.