10 лет назад, 13 декабря 2014 года, в США состоялась премьера фильма «Kingsman: Секретная служба», который дал начало франшизе, разросшейся до трёх картин. Успех Kingsman был настолько оглушительным, что даже оригинальный комикс в итоге переименовали в честь фильма, а его главный герой перенял прозвище и фамилию своего экранного воплощения — Эггси Анвин.
Хотя со временем сюжетные линии комиксов и киноадаптации стали развиваться по-разному, разделить их практически невозможно — настолько тесно они переплетаются, заимствуя идеи друг у друга. И это закономерно: ведь сама франшиза родилась благодаря совместной работе двух творцов — сценариста Марка Миллара и режиссёра Мэттью Вона.
Главная особенность комикса The Secret Service в том, что над ним работал будущий режиссёр его же экранизации — этот факт стали подчёркивать во всех переизданиях после 2014 года. История началась с беседы в баре: Марк Миллар и Мэттью Вон, сотрудничавшие над фильмом «Пипец» (тоже экранизацией комикса Миллара), обсуждали идею собственной версии шпионской саги. Вона недавно звали снимать «Казино Рояль» с Дэниелом Крейгом, но он хотел создать что-то более безумное — в духе эпохи Роджера Мура. Миллар же предложил добавить социальный подтекст: что, если суперагентами становятся только выходцы из элиты, а простому парню с улицы там не место?
Так в мультивселенной Kingsman зародился первый сюжетный разворот. Позже Вон (к слову, сам выходец из аристократической семьи) изменил историю наставника Эггси — в фильме это уже не дядя, а друг семьи. Миллар же настаивал на кровных узах: в комиксе Джек Лондон (первоначальное имя главного героя) был родственником Эггси и живым доказательством того, что происхождение не определяет судьбу.
В кино «рабоче-крестьянскую» линию обыграли тоньше: отчима Эггси, ветерана войны в Заливе, сыграл актёр, известный по роли хулигана в «Фирме». Но в комиксах классовый конфликт выражен резче. Эггси, несмотря на статус «джентльмена», грубит и матерится, а его привязанность к неблагополучной семье — матери и сводному брату — прослеживается даже в сиквелах. В одном из спецвыпусков для Playboy родной район главного героя, Пекхэм, и вовсе называют «куском дерьма» — без намёков на поэтизацию.
Создатели комикса — сценарист Марк Миллар и художник Дэйв Гиббонс (известный по работе над «Хранителями» Алана Мура) — вложили в историю о социальном лифте личные мотивы. Миллар, выросший в неблагополучном районе, хотел показать, что его обитатели — не просто маргиналы, а люди, оказавшиеся в сложных обстоятельствах. Гиббонс же видел в этом сюжете отражение судьбы собственной матери, сумевшей подняться из низов.
Миллар позже признавался, что динамика отношений между агентом и его протеже напоминала его творческий союз с Гиббонсом. Солидная разница в возрасте и опыт наставника заставляли его чувствовать себя таким же «неотёсанным, но перспективным учеником», каким был герой Гарри Лондон.
В результате получилась история, сочетающая шпионскую фантастику с социальной темой. Этот мотив не нов для британской культуры — достаточно вспомнить сериал «Отбросы» о подростках-преступниках с суперспособностями или фильм «Чувихи против пришельцев», где с инопланетной угрозой сражались не только военные, но и местные бандиты (любопытно, что главную роль там играл Джон Бойега, одно время рассматривавшийся на роль Эггси).
Комикс The Secret Service вышел в 2012 году под лейблом Icon Comics, но поначалу не снискал широкой популярности. Его культовый статус и ребрендинг случились лишь после успеха экранизации, хотя все предпосылки для будущего признания в нём уже были.
В середине 2010-х годов пародийные шпионские фильмы для взрослой аудитории не могли похвастаться особым успехом. Комедия "Шпион" с Мелиссой Маккарти окупила бюджет в 3,5 раза, а "Ультраамериканцы" с Кристен Стюарт и Джесси Айзенбергом провалились в прокате. На телевидении же зрителям предлагали лишь бесконечные сезоны "Арчера".
На этом фоне "Kingsman: Секретная служба" стала настоящим прорывом, собрав в пять раз больше своего бюджета. Этот успех закономерно привёл к созданию сиквела, но в чём же была уникальность самой франшизы?
Один из ключевых факторов успеха можно обозначить как "гламурная гиперболизация". Если в "Мистере и миссис Смит" убийцы ведут обычную жизнь, а в трилогии об Остине Пауэрсе злодеи лишь пародируют бондиану, то персонажи Kingsman доводят роскошь до абсурда. Основатель организации в приквеле разоблачает злодея по эксклюзивному кашемировому шарфу, а контраст между аристократической помпезностью и уличными манерами Эггси создаёт особый комический эффект.
Мэттью Вону удалось достичь парадоксального баланса. С одной стороны, он довёл до гротеска традиционные для бондианы атрибуты роскоши. С другой - сохранил связь с реальностью: название Kingsman отсылает к престижному лондонскому ателье Huntsman, чья история вдохновила создателей. После ребрендинга комикс перенял эту эстетику, добавив во второй том отсылки к шпионскому кино, включая аналога бондовского Кью.
Однако в комиксах акценты расставлены иначе. Наставник Эггси - не благородный "рыцарь" Колина Ферта, а скорее донжуан в духе молодого Шона Коннери, мучающийся чувством вины за сестру (мать Эггси). Сам главный герой выглядит скорее как типичный уличный хулиган, чем как благовоспитанный Тэрон Эджертон.
Особенно интересна трансформация главного злодея. Комиксный доктор Арнольд - 23-летний белый мужчина, тогда как его экранный аналог (Ричмонд Валентайн в исполнении 65-летнего Сэмюэла Л. Джексона) сохранил молодёжные привычки оригинала. Эта ирония создала запоминающийся образ "взрослого ребёнка", выгодно отличающийся от стандартных изображений технократов вроде Питера Ишервелла из "Не смотрите наверх".
Одной из ключевых особенностей франшизы Kingsman, обеспечившей её успех, стало мастерское сочетание ультранасилия с неожиданным гуманизмом. В первом фильме зрителей шокировала церковная резня, устроенная под гипнозом агентом Гарри Хартом. В комиксе же 51 пара молодожёнов в приступе безумия перебила друг друга прямо во время церемонии.
Марка Миллара часто критикуют за чрезмерную жестокость в работах - от "Пипца" с его "супергероем без суперспособностей" до оригинальной "Гражданской войны", где случайный взрыв унёс жизни 60 детей. Однако в Kingsman кровавые сцены служат не просто для шока, а подчёркивают неожиданно человечные моменты. Яркий пример - сцена, где Эггси, искусный угонщик машин, жертвует побегом, чтобы не задавить собаку. Этот эпизод, сохранённый в экранизации, лучше любых диалогов раскрывает характер героя.
Насилие в Kingsman становится не просто элементом экшена, а тем, против чего борются персонажи. Оружие антагониста первого тома не убивает напрямую, а провоцирует людей на взаимное истребление. Во втором фильме злодейка травит наркоманов - ирония в том, что этого же хотели "силы добра" в лице американского президента. В приквеле "King's Man: Начало" конфликт ещё очевиднее: шотландский сепаратист готов развязать мировую войну, лишь бы навредить британской элите.
Франшиза нашла оригинальный ответ на вопрос, мучающий создателей бондианы: как сделать злодея убедительным для современного зрителя? В поздних фильмах о Бонде с Пирсом Броснаном - с их орбитальными лучами смерти и невидимыми машинами - кризис идей стал очевиден. После холодной войны серия потеряла ясного противника, а попытки "освежить" её привели лишь к схваткам с террористами и локальным конфликтам.
Kingsman предлагает альтернативный подход: фантастическое оружие здесь работает лишь как катализатор, раскрывающий настоящую угрозу - человеческую жестокость и социальные противоречия. Это сочетание технологического размаха с психологической достоверностью и сделало злодеев франшизы такими запоминающимися.
В комиксах франшизы Kingsman создатели быстро отошли от идеи "вируса безумия", заставляющего людей убивать друг друга, но это не сделало злодеев менее убедительными. В сиквеле "Красный алмаз" антагонистом выступает буквально твёрдый персонаж - сам Красный алмаз, одержимый идеей вернуть человечество к материальным ценностям, уничтожив все цифровые технологии.
Действие разворачивается по классическим канонам бондианы - от африканских алмазных шахт, обеспечивающих две трети мировой добычи, до логова на дне Марианской впадины. Создатели намеренно доводят образ злодея до абсурда: он восседает обнажённым на горе драгоценностей, а его гибель символична - под давлением глубины база взрывается, превращая антагониста в кровавые пятна.
Особого внимания заслуживают злодеи из спецвыпуска для Playboy. Франкоязычные террористы в стиле мимов оказываются... британскими ультрапатриотами The Union Jacks. Действие происходит на фоне Брекзита, когда Эггси сопровождает выплаты за выход из ЕС. Впервые за всю историю франшизы герою отведена пассивная роль - не победить врагов, а просто отвлечь их внимание. Такой поворот стал неожиданностью для поклонников как комиксов, так и фильмов.
Ключевое отличие комиксов от фильмов франшизы Kingsman кроется не в режиссёрских находках Мэттью Вона, а в характерном почерке Марка Миллара с его любовью к постмодернистским отсылкам. Во втором томе комикса один из антагонистов, массивный громила, постоянно цитирует популярные фильмы - от блокбастеров до культового кино. В кульминационный момент он даже устраивает спор о режиссёре "Терминатора: Да придёт спаситель" с заложником и главным злодеем (ирония в том, что правильный ответ не спасает пленнику жизнь).
Оригинальный комикс обыгрывает гик-культуру через характер главного героя - Эггси поражает начальство Kingsman знанием моделей оружия, приобретённым благодаря игре Medal of Honor. Эта же тема раскрывается в концепции первого тома: злодей доктор Арнольд создаёт современный "ковчег", куда собирает знаменитостей и учёных. История начинается с похищения Марка Хэмилла, который позже появится и в фильме - правда, уже в другом амплуа.
Частое использование отсылок не случайно - оно отражает саму природу Kingsman как коллективного творения. Фильмы стали идеальной адаптацией материала Миллара, сохранив все ключевые элементы оригинала, но доведя их до гротеска. Даже имя главного героя имеет двойное происхождение: Вон позаимствовал его из биографии Миллара, где так звали школьного друга, которому сценарист посвятил комикс.
Со временем Kingsman органично влился в мультивселенную Millarworld. Второй том и выпуск про Брекзит создавались уже другими авторами. Миллар сознательно передаёт своих персонажей молодым сценаристам, давая им возможность проявить себя. Эггси начал появляться в других проектах Millarworld - от упоминаний в продолжении "Пипца" до полноценного кроссовера "Большая игра", где он пересекается с героями "Особо опасен".
Современный Kingsman превратился в уникальный "гибрид", где идеи свободно мигрируют между комиксами и кино. Миллар продолжает переосмыслять свои ранние работы, открывая возможности для неожиданных кроссоверов. Кто знает - возможно, в будущем мы увидим встречу Эггси с Джеймсом Бондом или хотя бы с Джонни Инглишем. Границы между вселенными становятся всё более условными.