Найти в Дзене

Российский постапокалипсис, который смог: рецензия на фильм «Последний Ронин»

После глобальной катастрофы мир превратился в бесплодные земли, по которым шастают разнообразные банды, культы и выживальщики. Огнестрельное оружие теперь драгоценная редкость, а патроны для него — самая востребованная валюта. Хмурая девочка нанимает Ронина — опытного бойца с катаной — чтобы он провел ее через пустоши к загадочной Стене. С каждым днем дорога будет становиться все опаснее: по пятам за воином и ребенком идет орава злобных головорезов, а впереди у путников — встречи с людоедами-сектантами, роботами-убийцами и прочими обитателями дикого будущего. «Последний Ронин» — дебютная работа Макса Шишкина, клипмейкера и автора канала «ШишКИНО», который до этого снял одну из новелл в веб-сериале «Кошмары музыкантов». И, даже без скидок на первый раз, кино впечатляет: это продуманный, красивый и захватывающий экшн в декорациях постапокалипсиса, сделанный с явной любовью к лучшим образцам жанра. Все, что должно быть в добротном боевике про постапокалипсис, тут присутствует и работает,

После глобальной катастрофы мир превратился в бесплодные земли, по которым шастают разнообразные банды, культы и выживальщики. Огнестрельное оружие теперь драгоценная редкость, а патроны для него — самая востребованная валюта. Хмурая девочка нанимает Ронина — опытного бойца с катаной — чтобы он провел ее через пустоши к загадочной Стене. С каждым днем дорога будет становиться все опаснее: по пятам за воином и ребенком идет орава злобных головорезов, а впереди у путников — встречи с людоедами-сектантами, роботами-убийцами и прочими обитателями дикого будущего.

«Последний Ронин» — дебютная работа Макса Шишкина, клипмейкера и автора канала «ШишКИНО», который до этого снял одну из новелл в веб-сериале «Кошмары музыкантов». И, даже без скидок на первый раз, кино впечатляет: это продуманный, красивый и захватывающий экшн в декорациях постапокалипсиса, сделанный с явной любовью к лучшим образцам жанра. Все, что должно быть в добротном боевике про постапокалипсис, тут присутствует и работает, даже если не всегда в полную силу. Работая с хорошо известными конвенциями, Шишкин умело их замиксовал, сделав главную ставку на красочные костюмы, стильные драки и привычный, но старательно изображенный сеттинг.

По концепции «Последний Ронин» явно перекликается с фильмами типа «Киборга» и менее известного (но роскошнейшего!) «Шестиструнного самурая»: опытный проводник ведет юную подопечную через опасные территории. Мир, в котором происходит действие, оформлен в стиле классики постапокалипсиса — безбрежная песчаная пустошь, по которой герои передвигаются пешком, изредка делая привалы в укромных развалинах древних зданий. Тут много открытых, но далеко не пустынных пространств, нещадно палит яркое солнце, и повсюду видны обломки безвозвратно сгинувшего прошлого.

-2

Долины (так это место называет Ронин) при этом далеко не безжизненное место. На рынке (слегка напоминающем Бартертаун из третьего «Безумного Макса») кипит деловая активность. Повсюду снуют бойкие продавцы в лохмотьях, а за порядком следят вооруженные калашами охранники, выставленные от разных кланов. По редким асфальтовым дорогам плетутся на своих двоих курьеры с флагами, передающие сообщения от одного клана к другому. Склад боеприпасов охраняют гигантские механические «блохи», которых можно одолеть только огнем на подавление.

А где-то рядом с Ронином и девочкой шастают рейдеры в черном (похожие на таскенов из тех же «Звездных войн»), то и дело постреливающие из арбалетов. Сеттинг в «Последнем Ронине» имеет потенциал к расширению, но хорош именно своей узнаваемостью — Шишкин использует в сюжете типовые фракции (варвары-головорезы, культисты-каннибалы, и так далее), но показывает их с несомненным чувством стиля.

-3

Постапокалиптическая эстетика в фильме выдержана превосходно. У каждого клана есть собственная униформа, а у некоторых еще и отдельные штаб-квартиры с индивидуальным дизайном. Людоеды-галлюцинаторы замотаны в массивные белые тоги, а злобные варвары щеголяют в черных лохмотьях и носят маски в форме серебряных черепов. Король, восседающий на троне из оружия, носит, естественно, корону, окаймленную частоколом из патронов. Ронин задрапирован в массивный кожаный плащ, очертаниями слегка напоминающий кимоно.

Локаций тоже много, и показаны они неплохо. Кроме обязательных для жанра однообразных руин, тут есть минималистичная цитадель Короля и его людей в Стене (там происходит финальная разборка), оживленный рынок, а также гробница одного из кланов, куда Ронин приходит за помощью. Плюс в ходе путешествия встречается еще пара-тройка мелких локаций, так что ощущения пустоты в Долинах не возникает ни на минуту.

И, наконец, в «Последнем Ронине» много цепляющих экшн-эпизодов. Причем, несмотря на редкость огнестрела в Долинах, пушки ближе к финалу применяются все чаще (что, впрочем, обусловлено сюжетом). Суровый странник мастерски режет врагов катаной, метко стреляет из мифического пистолета (добыть патроны к нему — отдельный квест), и эпически поливает пулеметным огнем орду варваров. Самая лучшая драка, конечно, припасена напоследок: тройная дуэль вожака варваров, Короля и Ронина, кровавую точку в которой поставит неожиданный персонаж. А проходят драки под ритмичный саундтрек от электронщика Mimiko, хорошо сочетающийся с хореографией боев.

Именно в боевых сценах ярче всего блистает операторский талант Василия Григорлюнаса (работал над сериалами «Топи» и «Внутри убийцы»). Все сражения сняты на удивление разнообразно. Порой кажется, что в «Последнем Ронине» нет двух драк, снятых с одного ракурса. Какие-то оформлены более-менее типично (например, поединок с варварами в начале фильма), а какие-то — с обильным сло-мо и «видом сверху», напоминая о поздних частях «Джона Уика».

-4

Особо надо выделить ночную встречу Ронина и девочки с каннибалами: этот random encounter снят целиком одним кадром, а камера почти неотступно следует за главным героем, пока он пробирается в полутьме к своему верному мечу, чтобы затем воткнуть его в обезумевших сектантов. Насилие в фильме не то чтобы смакуют, но оторванных рук и ног, к счастью, никто не стесняется — в нужные моменты пули смачно рвут плоть на куски, а кровь брызжет где и когда надо.

При всех достоинствах, «Последнего Ронина» легко можно критиковать за общую вторичность и шаблонный сценарий. Но подобного рода упреки бьют мимо цели. Если оглядываться на жанр постапокалиптической фантастики, то его эталонные образцы, вроде второго «Безумного Макса» или «Побега из Нью-Йорка», ценны отнюдь не извилистыми сюжетными поворотами, а именно авторским стилем и атмосферой. Строго говоря, львиная доля (даже отличных) постапокалипсисов за последние лет 50 до сих пор обыгрывает конвенции, заложенные еще в 1950-х, а не вносит в жанр радикальные инновации.

-5

«Последний Ронин» никак и нигде (за одним важным исключением в финальной сцене) не претендует на какое-то глобальное высказывание о хрупкости цивилизации. Это стильно снятый боевик в эклектичном, но ярком постапокалиптическом сеттинге, сделанный в лучших традициях Голливуда, но российской командой, знающей и любящей свое дело.