Найти в Дзене
Следопыт Времени

Новокрестьянская поэзия в лицах - Петр Шамов.

Оглавление

Петр Михайлович Шамов - поэт, родился 24 ноября (6 декабря) 1894 года в селе Малинки Михайловского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье.

Поэт Петр Шамов. Фото из журнала "Московский пролетарий" за 1926 год.
Поэт Петр Шамов. Фото из журнала "Московский пролетарий" за 1926 год.

Новокрестьянская поэзия — самобытное явление в русской литературе XX века. Это поэзия, воспевающая любовь к малой родине, труд и быт крестьянина, народные традиции, красоту родной природы. Новокрестьянские поэты не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой, это условное собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения.

На сегодняшний день ни в одной из официальных антологий новокрестьянской поэзии имя поэта Петра Шамова пока не упоминается. Но тем не менее его творчество несомненно является составной частью новокрестьянской поэзии. Имя поэта слишком долго находилось в полном забвении, это несмотря на то, что в 20-х годах XX века поэт печатался в лучших литературных журналах и центральных газетах вместе с другими поэтами, отнесенными к новокрестьянской литературной группе поэтов. Это такие поэты как: Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Петр Орешин, Александр Ширяевец, Павел Радимов, Алексей Ганин и некоторые другие. Петр Шамов выходец из крестьянской семьи Рязанской губернии. Как и другие новокрестьянские поэты он воспевал красоту родного края, родной природы, незамысловатый крестьянский быт, писал о крестьянской доле и своей малой родине. Как отмечал в своей статье филолог и литературовед того времени профессор московского университета Н. Н. Фатов: - "Стихи Шамова очень музыкальны, песенно-лиричны, они почти всегда волнуют. И что особенно ценно в них - они чрезвычайно просты, общедоступны, всем понятны". И, действительно, его стихи наполнены яркими деревенскими образами, интересными сравнениями и красочными эпитетами. Так Шамов писал о своей молодости в стихотворении "На молотьбу":

На молотьбу

Из года в год, лет десять кряду,
Ходили мы на молотьбу.
Вёрст за полтысячу, приладив
Мешок сухарный на горбу.
Дымилась душная дорога
Под встречным хохотом телег,
И в мутных сумерках у стога
Мы становились на ночлег.
И снова после передышки
Едва тянулись, - кто как мог,
Сползали драные лаптишки
С опухших и натёртых ног.
А по горячим перегонам
Одоньями звенела рожь -
И нанимались мы подённо
На молотьбу за ржавый грош.
И целый день, что было мочи,
Цепов в двенадцать на току
С утра до самой полуночи
Мы молотили кулаку.
Взлетала в воздухе цепинка
Визжа под самый под конёк
И гнулась матушка-старинка,
Трамбуя через силу ток.
А осенью к концу работы,
Когда в полях повьётся пыж,
За силы, вытекшие потом,
В расчёте приходился шиш.
Мы шли домой, сухарь мусоля
В корявом пересохшем рту,
Встречало завываньем поле
Свою родную бедноту.
Так десять лет ходил я кряду
С гурьбой босой на молотьбу
И запивал подчас с досады,
Кляня батрацкую судьбу.

1925 г.

Одни из первых его стихотворений "Иду. Дорога дальняя" и "Вот солнце все ниже и ниже" были опубликованы в 1920 году в журнале "Кузница". Золотые годы его творчества пришлись на 1925 - 1929 годы. В это время Петр Шамов окончательно перебрался в Москву, где познакомился со многими поэтами, писателями и литературными критиками. В то время он полностью посвятил себя литературной работе. Со своими стихотворениями о крестьянской жизни "Урожай" и "Пололки" поэт участвует в литературном конкурсе центральной газеты "Беднота", где становится одним из его победителей.

Пололки

По голубым ступеням лестниц
Пушистых полногрудых гряд
Плетутся кружевами песни
Над ярким кумачём девчат.
И загорелые пололки
Весь день таскают сорняки,-
Нажжённая осотом колким
Пружинится ладонь руки.
По топким бороздам дорожек
Лежат печатки босых ног,-
Цветет застенчивый горошек
И стрелки выстроил чеснок.
Склонившись над зелёной тропкой,
Подсолнух вечер сторожит
И млеет медленно морковка
Под изгородью у межи.
Плетутся кружевами песни
Над ярким кумачём девчат,-
Пока не встанет синий месяц
За стрехами недальних хат...

1926 г.

В качестве примера его успешной литературной работы также можно привести его стихотворение "Весеннее", которое в 1926 году опубликовали сразу несколько изданий:

Весеннее

Иду опять встречать весну.
Всё ярче утро, шаг за шагом,
И ветер мне в лицо плеснул
Весенней розовою брагой.
Горланят сизые грачи
С утра в седое половодье,
И солнце вздёрнуло лучи -
Свои горячие поводья.
Взметнулся снег, как сивый пёс
Тоской голодною измызган,
Через поляны под откос
Ручьями мутными забрызгал.
Ушёл мужик в знакомый лог
По голубой весенней прями
И пашню плугом, как пирог,
Изрезал ровными ломтями.

1926 г.

За свою недолгую творческую жизнь Петр Шамов публиковался во множестве литературных журналов, среди которых журналы: "Кузница", «Московский пролетарий», "Рабочая неделя", "Всемирная иллюстрация", "30 дней", "Комсомолия", "Красная Нива", «Молодая гвардия», «Новый Мир», «Крестьянка», "Крестьянский журнал", «Прожектор», "Экран", «Огонек». О малой родине и о своей судьбе он пишет в одном из своих стихотворений "Родная сторона":

Родная сторона

Лес, избушки, посты, да кресты,
Стол, пропахший луком и редькой,
У двора торфяные пласты
Кирпичами сложены в клетки.
Снова снится родимая гладь
Коноводу лесному - всезнайке.
За прудом в синей кофточке мать
Стелет холст на зелёной лужайке.
Это все протекло в полусне,
Вековушки осины-сестрицы.
И не верится всё ещё мне,
Что уже завалило за тридцать.
Жизнь в столице насквозь прожжена,
Позабыта старая волость.
Восемь раз я законно женат
И теперь ещё молод и холост.
Льется далей зелёная зыбь
Лёгкой дымкою в сизые кольца,
Почернелой часовенки гриб
Наклонился давно у околиц.
Я не верю... Сменял на стихи
Вековые отцовы молитвы,
А мужицкие бороды-мхи
Полыхнула широкая бритва.

1927 г.

В 1927 году у поэта были обширные планы, он заканчивает работу над своей поэмой "Машина любовь", а в мае 1927 года поэт вступает в литературное общество "Никитинские субботники" в Москве и принимает участие в заседаниях общества, где представляет свои произведения.

Картина К.Юона заседание литературного объединения "Никитинские субботники". 1930 г. Государственная Третьяковская галерея г. Москва.
Картина К.Юона заседание литературного объединения "Никитинские субботники". 1930 г. Государственная Третьяковская галерея г. Москва.

В это время он снимает комнату на Новослободской улице в Москве, в доме № 31, где много работает над новыми произведениями.

Москва, ул. Новослободская, д. 31. В этом доме в квартире № 12 снимал в 1927 году комнату поэт Петр Шамов.
Москва, ул. Новослободская, д. 31. В этом доме в квартире № 12 снимал в 1927 году комнату поэт Петр Шамов.

Для вступления в это достаточно известное в то время литературное общество требовалось получить рекомендации пяти известных литераторов. Поэту Петру Шамову дали свои рекомендации: поэт Н.Н. Минаев, писатель М.Я. Козырев, поэтесса А.И. Ильина-Саферьянц, поэт Д.И. Морской, профессор, писатель С.В. Шувалов. В 1927-1928 годах Шамов много печатается в крестьянских журналах "Крестьянка" и "Крестьянский журнал", где публикует свои стихотворения, среди которых: "Урожай", "В ночное", "Пололки", "Мои предки", "На службу", поэму "Машина любовь" и др. Поэт мечтает о сборнике своих стихотворений и полностью готовит к изданию этот первый сборник, который должен был напечатать ГОСИЗДАТ РСФСР в 1929 году. Однако издательство так и не выпустило в свет эту книгу. Одно из последних стихотворений поэта "Азовское море" в 1929 году опубликовал журнал "Огонек".

Азовское море

В бровях песчаных берегов
Земли заискренное око, -
Приветный,
Солнечный Азов,
Я слышу твой тяжёлый рокот.
У берегов,
Где крепь кремней,
Где солнце кинуло поводья, -
Атакой взмыленных коней
Своё ты гонишь половодье.
И в шуме волн, где бьёшься ты,
Взрывая грудь,
Вздымая смерчи, -
Скользнули водные пути
От Мариуполя до Керчи.
На весь простор –  туда, сюда,
Прирученное уздою –
Ты бережно несёшь суда
Широкой,
Бурной бороздою.
И льется вольная краса.
Поёт волна певучим словом,
За далью тают паруса
И тянут сети рыболовы.
И даль твоя,
Как песнь вольна, -
Ты неустанно рвёшься к битве,
Волною гонится волна
И рокот волн в размерном ритме.
И вот я здесь,
И здесь и нет,
И песнь пою под ровный рокот,
И за любовь,
За твой привет
Пишу приветливые строки.
Вот здесь,
Вот здесь, в кипеньи лет,
Забыть уют московских комнат,
Чтоб ни о чём не пожалеть
И ни о чём теперь не вспомнить.

1929 г.

Петр Шамов разделил судьбу многих новокрестьянских поэтов ХХ века. В июне 1929 года был созван съезд "крестьянских писателей", проходивший в атмосфере классовой борьбы. На съезде помимо писателей было много партийных работников, которые определяли повестку съезда и задавали тон. Главным вопросом съезда был вопрос кого считать подлинно крестьянскими писателями, а кого нет. Кто из крестьянских писателей "кулацко-капиталистический" или "мелкобуржуазный", а кто "пролетарский" или "полупролетарский". Этот съезд определил линию на четкое разделение писателей на "своих" и "чужих". В стране набирала силу сплошная коллективизация, под которую попала семья родителей П. Шамова в рязанской деревне, хотя кулаками они и не были. Неслучайно именно в октябре 1929 года поэта Петра Шамова арестовывают по доносу осведомителя ОГПУ за его стихотворение, не предназначавшееся для печати, которое он читал своим знакомым.

Фото, сделанное в Бутырской тюрьме г. Москвы, из уголовного дела поэта Петра Шамова.
Фото, сделанное в Бутырской тюрьме г. Москвы, из уголовного дела поэта Петра Шамова.

То, что он попал в первую волну политических репрессий, ему в какой-то мере помогло не расстаться с жизнью. Поэту назначили относительно небольшой срок наказания по 58 статье УК (за антисоветскую агитацию и пропаганду) в размере 3-х лет лагерей, с отбыванием срока в Соловецком лагере особого назначения (отделение соловецкого лагеря в Карелии).

В лагере он работает на сплаве леса и пишет стихотворение «Песня о сплаве»:

Песня о сплаве

Мы пели о славе
И славных боях.
Сегодня о сплаве
Вам песня моя...
Лучами размолот
Настывший бугор;
Кто молод - за молот,
Кто смел - за багор.
Бей влево, бей вправо
Знай дело своё,
В бетонной оправе
Реки лезвиё.
Весенние воды
Вскипели до дна.
Вблизи и поодаль
Работа видна.
Работа до пота,
До крепкого сна,
С немалой заботой
Приходит весна.
Лесами и всем-то
Наш север богат
И быстрые темпы
Ударных бригад.
Мы пели о славе
И славных боях.
Сегодня о сплаве
Вам песня моя...

1930 г.

По мере нарастания политических репрессий количество осужденных в стране с каждым годом кратно увеличивалось и правительством страны было выпущено постановление по разгрузке лагерей от нетрудоспособных заключенных, с заменой наказания на ссылку в отдаленные районы страны. Согласно этому постановлению 15 марта 1931 года, П. Шамов был освобожден из соловецкого лагеря по состоянию здоровья и выслан на оставшийся срок в город Великий Устюг.

г. Великий Устюг, дом где снимал комнату поэт Петр Шамов.
г. Великий Устюг, дом где снимал комнату поэт Петр Шамов.

В конце 1932 года, после окончания ссылки, Шамову разрешили вернуться в Москву, но официально не реабилитировали и публиковаться в газетах и журналах после отбытия срока (да еще по такой статье) поэт уже не мог. После возвращения из ссылки опубликованных произведений поэта Петра Шамова найдено не было.

Поэт умер в Москве 29.07.1958 года и только лишь в 1993 году постановлением заместителя генерального прокурора РФ он был посмертно реабилитирован. Его личный архив со сборником стихотворений, который был готов к печати, до сих пор не найден. Поэт похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы на 44 участке.

В заключение необходимо сказать, что поэт Петр Шамов внес достойную лепту в развитие новокрестьянской поэзии в ХХ веке и, несмотря на долгое забвение, его стихи чрезвычайно интересны для современных читателей.

Подписывайтесь на канал и узнавайте новые подробности...