Найти в Дзене
Чувства Штиля

Как песни Милен Фармер спасли меня от депрессии

В феврале начало опять подкатывать: "все плохо", "я не справляюсь", срываюсь на окружающих по каждому пустяку... И тут попался мне клип, который успокаивал в нулевые - "F#@$ them all". Снят красиво, Милен поет нежным голосом на прекрасном французском и вдруг припев: "Да пошли они все!" Эпатаж? Да уж слишком логично, не похоже. Стал смотреть другие ее клипы. Вернее, вспоминать их: оказалось, они часть моего детства! Тогда сидел в ожидании любимого мультсериала, перед ним крутили клипы модных западных исполнителей. И клипы Милен тоже. Вроде бы какая разница, под что мультики ждать? Ан нет - запало, запомнилось. Захотелось узнать о Фармер побольше. Родилась в Канаде, где и прожила первые несколько лет жизни. Потом вернулась с родителями во Францию. Среди одноклассников так и не стала своей. Родители ее тоже не понимали. Не доучившись последний год, уехала в Париж. Там юная Милен продавала обувь, подрабатывала моделью и ходила на кастинги. Когда молодой режиссер Лоран Бутонна искал девушку
Photo from hazzen.com
Photo from hazzen.com

В феврале начало опять подкатывать: "все плохо", "я не справляюсь", срываюсь на окружающих по каждому пустяку... И тут попался мне клип, который успокаивал в нулевые - "F#@$ them all". Снят красиво, Милен поет нежным голосом на прекрасном французском и вдруг припев: "Да пошли они все!" Эпатаж? Да уж слишком логично, не похоже. Стал смотреть другие ее клипы. Вернее, вспоминать их: оказалось, они часть моего детства! Тогда сидел в ожидании любимого мультсериала, перед ним крутили клипы модных западных исполнителей. И клипы Милен тоже. Вроде бы какая разница, под что мультики ждать? Ан нет - запало, запомнилось. Захотелось узнать о Фармер побольше.

Родилась в Канаде, где и прожила первые несколько лет жизни. Потом вернулась с родителями во Францию. Среди одноклассников так и не стала своей. Родители ее тоже не понимали. Не доучившись последний год, уехала в Париж. Там юная Милен продавала обувь, подрабатывала моделью и ходила на кастинги.

Когда молодой режиссер Лоран Бутонна искал девушку на роль в своем клипе, Милен с ее сумасшедшим взглядом, идеально подходившим под образ героини, прошла отбор. Может в каком другом случае Бутонна и Фармер ограничились бы этим видео, но тогда они явно нашли друг друга - странная и всем чужая Милен и не менее странный творец на все руки - режиссер, продюсер и композитор - Лоран...

Милен не стеснялась сниматься в откровенных клипах, но несколько лет после успеха первых двух альбомов боялась выйти на сцену. Потому, наверное, Лоран как продюсер с самого начала и сделал ставку на стадионы. Он показал, на что Милен способна, тысячам ее фанатов по всей Франции. И стадионы сработали: концерты того дебютного тура поклонников не разочаровали. Собственно, и до сих пор не слышно недовольства.

Милен же очаровывает буквально влет! Неповторимый голос, глубокие тексты, созвучная своему времени музыка... Можно ли говорить, что она музыкальная конъюнктурщица? Думаю, нет, раз у нее получается не пародия на жанры, а собственное видение. Просто она так выражает себя. Кажется, без таланта композитора, аранжировщика и режиссера Бутонна она вряд ли бы кого-то заинтересовала. Но ведь у нее есть своя харизма, да еще какая! Наверняка ее заметил бы кто-то другой! Ну а Лоран, став по сути Пигмалионом Милен, дал отличный старт ее карьере.

Школьницей Фармер мечтала стать актрисой и Бутонна воплотил ее мечту: снимал к каждой их песне короткометражное кино с ней в главной роли. Взять хоть клип к песне "Tristana". У Лорана вышла забавная русскоязычная сказка про Белоснежку и мертвую царевну с казаками, Распутиным и гномами-марксистами. А в центре действия героиня Милен - этакая Тристана Шредингера - то ли мертва, то ли жива...

В полном метре Фармер тоже достойно себя показала. По плечу ей и триллер Бутонна, и хоррор Ложье. И не беда, что не все это кино понимают. Главное, Милен могёт! Фармер нашла себя в озвучивании мульт-персонажей Бессона и Красински. Она точно знает, что голос - ее сильная сторона. В триллере у Гозлана она тоже сыграла голосом.

Photo from hazzen.com
Photo from hazzen.com

Концерты Милен дает редко. Но уж если дает, то целые стадионные спектакли со светом, армией подтанцовки и даже робототехникой. Да, сейчас она уже не отыгрывает каждую песню с переодеваниями и перевоплощениями, как это было во времена "En Concert". Но танцевать не бросила и всю себя отдавать на концертах - тоже.

Голос Милен - высокий, убаюкивающий, ангельский. Т.е. если бы ангелы были француженками, они бы, наверное, так и пели. Вроде и диапазон у нее небольшой - не три-четыре октавы, как я привык - зато особенный и располагающий к себе. Может быть на контрасте с рок-исполнителями и получил я то неожиданное спокойствие, которое было так нужно в феврале. И одновременно запаниковал, что открыл ее заново поздно, не слушал все девяностые и нулевые, что ей уже за шестьдесят... Но эта щемящая мысль появилась на фоне накатывавшей депрессии и через пару недель отпустила. Я осознал, что Милен жива и продолжает делать музыку. Эта музыка может мне не нравиться, но она качественная, в ней слышны вдохновение и труд певицы.

Кроме голоса Фармер, тронул меня и барокко-поп Лорана. Клавиши, текстуры, танцевальный ритм, готические образы в клипах в сочетании с готическими же текстами Милен заставляли меня раз за разом переслушивать песни первых двух альбомов и ремиксы Бутонна. Третий альбом, полный лирических композиций, слушал осторожно, с комом в горле и обрадовался песне "Je t'aime melancolie". В ней Милен удивила речитативом в куплетах и заворожила привычно высоким вокалом в припеве. Нехарактерный для Милен альбом "Anamorphosee" вернул меня в рок-стихию и удивил способностью Милен органично вписываться в рок-эстетику. Не хватило, конечно, крутых соляг там, где они просились - в том же "XXL" перед последними припевами. Ну и заметно, что, когда к записи и сочинению подключился Бутонна, пропала тяжесть: не любит Лоран рок, а жаль...

Милен в начале карьеры сделала англоязычную версию своего хита "Libertine", но, по-моему, она и по тексту и по звучанию вокала в подметки оригиналу не годится. Полное впечатление, будто спела какая-то другая певица на совсем иную тему. Пропал весь романтический флер, а загадочная Распутница из лунного пепла стала обыкновенной девчонкой, пустившейся во все тяжкие, когда бросил парень. Песни Фармер хороши именно на французском. Глубина метафор, где даже грудь - "дюны", исчезла в ранних скороспелых переводах ее текстов. Хотя, задайся она целью, могла бы красиво перевести все свои альбомы на английский и получилось бы не хуже. Тут, похоже, как с Rammstein: Тилль может спеть на английском, но на немецком привычнее.

Позднее творчество Милен зацепило меня очень выборочно, отдельными треками вроде "Appelle mon numero" и "L'Amour nest rien". Ее эксперименты с электронной музыкой меня, увы, пока не тронули, но и уважительно-восторженного отношения к ней не изменили.

Мне нравится, что Фармер не выносит сор из избы, как принято у попсовиков, которым скандалы и слухи компенсируют недостаток таланта. Жаль, интервью она дает крайне редко, да и те - с явным напряжением и робостью совсем не мировой звезды. В то же время, на сцене Милен хоть и скромный, но экстраверт.

Ее голос и песни меня как-то подуспокоили, привели в порядок растрепанные мысли, дали ощущение, похожее на давно потерянную надежду. Скажете, это все одиночество? Может быть. Плюс ко всему, Милен Фармер женщина, без сомнения, эффектная. Но мне помогли именно ее песни. Не знай я, как она выглядит, все равно обратил бы на них внимание, как это уже было в детстве.

Я благодарен Милен за терапевтический эффект ее творчества. А ее тексты очень откликаются мне. Думаю, случись нам встретиться в силу каких-то невероятных обстоятельств, я бы нашел, о чем с ней помолчать. В общем, спасибо, доктор Милен! Благодаря вам я не свалился в депрессию в этом году. И на прием, я, пожалуй, еще загляну.