Сравнение советского мультсериала «Ну, погоди!» и американского «Тома и Джерри» — извечный спор, который вызывает жаркие дискуссии среди зрителей разных поколений. Оба проекта стали культовыми, оба рассказывают о вечной погоне, но делают это совершенно по-разному. В чём же принципиальные отличия? Почему одни зрители обожают хулиганистого Волка и умного Зайца, а другие — вечно страдающего Тома и хитрого Джерри? Давайте разберёмся.
Здравствуйте мои дорогие и любимые читатели, подписчики и гости канала. Смотря мультфильмы, кинофильмы и театральные спектакли – анализируйте, это полезно.
С серией мультфильмов «Том и Джерри» я познакомился в конце 80-х годов, когда в стране начали появляться видеосалоны, в то время как с «Ну, погоди!» был знаком с самого детства, мне казалось, что его я видел самого рождения. С начала «Том и Джерри» мне очень понравился мне очень понравился. Его показывали перед фильмами в видеосалонах, затем он появился и на телеэкранах, и я пресытился, а вместе с тем и задумался. Пришлось вернуться к «Ну, погоди!» и мне он показался не хуже, а местами и лучше «Тома и Джерри». А затем я ушёл в армию, где тоже были видеофильмы и «Том и Джерри», но не было советского кино и мультипликации.
К мультфильмам я вернулся, когда родилась дочь и мы пересмотрели все мультики, которые только смогли записать, а позже и найти в интернете. Вот тогда-то я и сделал первый анализ этих двух мультфильмов. Так в моём сознании столкнулись две классики мультипликации, два подхода, две эпохи, два мировоззрения.
Мои наброски данной статьи пролежали хороших пятнадцать лет в папке с завязочками. Сейчас, когда я их набирал, я полностью их переделал. Оказалось, что за это время не я первый проводил сравнительный анализ с кем-то я соглашался, с кем-то нет, но в итоге получилась та статья, которая соответствует мои внутренним ценностям. А теперь я её представляю и вам. Приятного чтения!
Истоки и история создания
«Том и Джерри» появились в 1940 году как продукт студии Metro-Goldwyn-Mayer. Изначально мультфильм задумывался как способ вывести компанию из финансового кризиса, и создатели Уильям Ханна и Джозеф Барбера сделали ставку на динамичный экшен, абсурдный юмор и жестокие, но комедийные сцены. Это помогло – компания из кризиса вышла. За первые десятилетия мультфильм получил семь «Оскаров» и стал символом американской анимации.
«Ну, погоди!» вышел почти на 30 лет позже — в 1969 году. Его создатели, сценаристы Александр Курляндский и Аркадий Хайт, а также режиссёр Вячеслав Котёночкин, вдохновлялись не столько западными аналогами, сколько русским фольклором, где волк традиционно выступает в роли неудачливого злодея, а заяц — ловкого трикстера. Однако, в отличие от народных сказок, советский мультфильм сделал Волка не столько злым, сколько комичным и даже в чём-то симпатичным хулиганом.
Персонажи: кто кого дразнит?
Главное отличие между героями — их мотивы и характер взаимодействия.
«Том и Джерри» — это постоянная война без правил, с множеством травм и постоянной выживаемостью. Джерри (мышонок) часто выступает провокатором: ворует еду, издевается над Томом (котом), подставляет его перед хозяевами и злобным псом. Кот, в свою очередь, нередко страдает невинно, а его попытки поймать мышонка выглядят скорее, как самооборона, чем как настоящая агрессия.
Волк и Заяц — более однозначные персонажи. Волк — хулиган и бездельник, который хочет съесть Зайца просто потому, что он голоден (или из вредности). Заяц же всегда действует рационально: он не нападает первым, а лишь защищается или ловко уходит от погони. При этом в некоторых сериях Заяц даже проявляет сочувствие к Волку — например, навещает его в больнице. Впрочем, и волк периодически бывает добрым.
Жестокость и мораль
Один из самых спорных моментов — уровень насилия в этих мультфильмах. И хотя критерии насилия бывают для каждого разными, я для себя определил так: насилие малым не бывает – оно всегда насилие, что отвратительно.
Таким образом в «Томе и Джерри» герои регулярно взрывают, расчленяют, стреляют друг в друга, сжигают, а в одной из серий Джерри даже убивает Тома (правда, ненадолго). Этот мультфильм не раз критиковали за чрезмерную жестокость, хотя создатели всегда настаивали, что это просто гротескный юмор.
В «Ну, погоди!» же насилие скорее условное, чем реальное. Волк получает по заслугам, но обычно это шутливые ситуации: он падает с велосипеда, попадает под дождь из краски или оказывается в гипсе после неудачной погони. При этом Заяц никогда не причиняет ему вреда напрямую — всё происходит из-за неуклюжести и невезения Волка. При этом все действия музыкально юмористические.
Культурный контекст
Оба мультфильма отражают эпоху, в которую они создавались. Отчётливо прорисовываются и национальные традиции стран, где они создавались.
«Том и Джерри» — это классический американский дом 1940-х: холодильник, полный еды, радио, отсутствие телевизора, служанка «Мамушка-Два-Тапочка» (чей образ со временем менялся из-за политкорректности).
«Ну, погоди!» — это СССР 1970-х: пляжи, стройки, телестудии, цирки, луна-парки, стадионы. Волк носит модные клёши, дымит «Беломор» и слушает советскую эстраду, а Заяц ведёт здоровый образ жизни – занимается спортом и пьёт исключительно лимонад. В отличие от Тома и Джерри, здесь почти нет еды — разве что вобла и бутылка кефира у Волка.
Музыка и стиль
«Том и Джерри» славятся оригинальным оркестровым саундтреком, который идеально подчёркивает действие. Многие серии построены как музыкальные номера, где движения героев синхронизированы с классическими мелодиями.
«Ну, погоди!» использует популярные хиты — от советской эстрады (Пугачёва, Магомаев) до западных инструментальных композиций. Встречаются переделки, ставшие хитами, однако оригинальной музыки здесь почти нет, за исключением пары-тройки песен.
Влияние и наследие
Оба мультфильма пережили несколько перезапусков, но ни один из них не смог повторить успех оригиналов.
«Том и Джерри» в 1990-х и 2000-х стали более сентиментальными, а в полнометражных версиях даже заговорили, что вызвало разочарование у фанатов.
«Ну, погоди!» в 2010-х попытались перезапустить, но новый стиль лишил героев их душевности, и проект провалился. О новом «Ну, погоди!» стоит написать отдельную статью, что я обязательно сделаю со временем.
И всё же, что лучше?
Если честно, то сравнивать эти мультфильмы бессмысленно — они создавались в разных культурах и для разных аудиторий.
«Том и Джерри» — это безумный, иногда жестокий, но всегда зрелищный экшен с отточенной анимацией, с учётом многих деталей.
«Ну, погоди!» — это более камерная, добрая и даже по-своему философская история о том, что хулиганам всегда достаётся по заслугам.
А вам, дорогие читатели, подписчики и гости канала, какой мультфильм больше нравится «Ну, погоди!» или «Том и Джерри»?
Вот ссылка на подборку статей о мультфильмах:
До свидания! Приятных, зрелищных и добрых мультфильмов вам!