Найти в Дзене
Геокарты

Кряшены. Оценка численности.

Недавно я разбирал ряд татарских говоров, носителями которых являются этноконфессиональная группа в составе татар - кряшены, в том числе и нагайбаки. В этой же статье попытаемся оценить численность каждой группы. Вообще, согласно переписей их численность колеблется около 30 тысяч, но большинство кряшен предпочитают указывать себя татарами, не выделяя отдельно, но при этом в быту часто отожествляют себя именно с кряшенами. В открытых источниках и литературе имеются списки населенных пунктов их компактного проживания, и не сложно оценить их численность в сельской местности. Хотя и там встречаются ошибки, особенно относят к кряшенским татарские села, которые отпали в ислам в начале 20 века, или же видел работы где к кряшенам отнесли села крещеных телеутов, которые уже сегодня ассимилированы русскими, но до 20 века учитывались, что странно, как татары. Возникают вопросы в городской среде, где они с одной стороны ассимилируются русскими, и татарами-мусульманами с дугой. Что-то похожее пр

Недавно я разбирал ряд татарских говоров, носителями которых являются этноконфессиональная группа в составе татар - кряшены, в том числе и нагайбаки. В этой же статье попытаемся оценить численность каждой группы.

Вообще, согласно переписей их численность колеблется около 30 тысяч, но большинство кряшен предпочитают указывать себя татарами, не выделяя отдельно, но при этом в быту часто отожествляют себя именно с кряшенами. В открытых источниках и литературе имеются списки населенных пунктов их компактного проживания, и не сложно оценить их численность в сельской местности. Хотя и там встречаются ошибки, особенно относят к кряшенским татарские села, которые отпали в ислам в начале 20 века, или же видел работы где к кряшенам отнесли села крещеных телеутов, которые уже сегодня ассимилированы русскими, но до 20 века учитывались, что странно, как татары. Возникают вопросы в городской среде, где они с одной стороны ассимилируются русскими, и татарами-мусульманами с дугой. Что-то похожее происходит и с чувашами Татарстана. При этом в сельской местности, наоборот, в местах компактного проживания, в смешанных населенных пунктах, кряшены ассимилируют чувашей (нагорные, чистопольские, заинские, бакалинские), удмуртов и русских (заказанские).

По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, кряшен было 120,7 тысячи человек, в том числе в ТАССР 99,0 тысяч (или 6,6% от ее татарской части), и нагайбаков - 11,2 тысяч. Чувашей в Татарстане, например, было 127,3 тысяч. В 1939—1989 годах кряшены учитывались только вместе с татарами. О компактности проживания кряшен в других регионах исследования не проводились. На основе данных периодической печати 1920-х гг. можно констатировать, что большинство из них проживали в Мензелинском и Белебеевском уездах Уфимской губернии, в Томском округе Сибирского края, на Урале (нагайбаки), в Пировском районе Красноярского края, где на тот момент насчитывалось десять кряшенских деревень, в Вотской, Марийской АО, Кировской и Самарской областях было 9, 5, 1 и 1 деревень соответственно. Численность населения в населенных пунктов будем брать за 2021 год.

Начнем с молькеевских, которые проживают на западе Татарстана, в Кайбицком районе. В 8 населенных пунктах они проживают отдельно, в 2-х вместе с некрещеными язычниками (6%), которых тоже включим в их состав, так-как большинство молькеевских кряшен и так являются двоеверцами и среди них распространены дохристианские верования, в одном с татарами-мусульманами (Баймурзино, где в начале 20 века православных чувашей было 75%, мусульман 25%, но и первые считают ныне себя татарами) и в двух с русскими и чувашами (Турминское, Корноухово), составляя около 1/5 их населения. Всего их оказалось 2454 человек или 19,01% от общего населения района. Русских - 25,8%, чувашей - 4,5% за исключением рц. В районном центре численность их определим следующим образом: русских там проживает 100 человек, или 5,8%, если учесть, что из сел был аналогичный приток, то кряшен окажется 4,3% или 74 человека. Всего - 2528 человек или 19,5% от всего района. Стоит отметить, что при таких расчетах доля татар-мусульман в районе окажется - 48,8%, русских - 25,9%, чувашей, большинство которых являются язычниками, отчасти двоеверцами (были крещены формально или вовсе не крещены, отчего и чувашских приходов в районе нет) - 4,5%, кряшен - 19,5% и 1,3% прочих (в основном узбеков, таджиков и киргизов).

Перейдем к чистопольским кряшенам. В Алексеевском районе они проживают в селах Красный Баран и Лебедино, всего 365 человек. Районный центр тут исконно русский, и если учесть, что приток с сел района в рц шел одинаковый, то кряшен там окажется 160 человек. по району - 525 человек. В Чистопольском районе они проживают в 8 селах (в 5-ти составляя большинство) - 891 человек, примерно столько же в селах чувашей (816), и тогда кряшен в Чистополе окажется примерно 730 человек, а в районе - 1621. Чистопольские кряшены проживают также в деревнях Крещеный Пакшин (24) Мамадышского района, Федотовка (331 человек) Лениногорского района (оценка по району - 585), Чурабатыр (22) Нурлатского района (оценка по району - 32), Ленино и Тат.Утяшкино Новошишминского (640 в селах и 890 по району), Тавель (73) Нижнекамского района Татарстана, Назаровка (175) Клявлинского района Самарской области (оценка по области 275). В общем - 4198 чел.

Заказанские кряшены.

Первая подгруппа - примешинские кряшены Пестречинского района. Проживают в 10 нп района (в 8 из них составляя большинство, в 2-х с русскими) численностью 1104 чел. Оценка численности в рц - 700 чел, но Пестречинский - это пригород Казани, и здесь они проживают и вне мест компактного проживания, и оценочно их еще 400, примерно столько же и чувашей, хотя кажется большинство из них просто не переписаны. Всего - 2204 человек.

Прикамская подгруппа охватывает кряшенские населенные пункты на западе Мамадышского района, востоке Лаишевского района, и всех кряшен Рыбно-Слободского и Тюлячинского районов Татарстана. В Мамадышком районе 14 прикамско-кряшенских нп, в трех из них они проживают с татарами и русскими, численность - 2149 человек, с учетом оценки в рц - 3393. В Лаишевском - это деревня Меретяки (21 кряшен). В Рыбно-Слободском районе 9 кряшенских сел с численностью - 1139, и оценка по району - 1439. В Тюлячинском районе - 7 кряшенских НП, в 2-х они проживают с русскими составлояя 1/3 населения и в Больших Соврушах с татарами, составляя около 1/5 населения. В местах компактного проживания - 515, в районе - 665 человек. Всего прикамских - 5497.

Вятские проживают 6 в селах Мамадышского района, расположенные около реки Вятки по левому берегу - 862 чел. С учетом рц их по моим оценкам - 1362.

Пришошминские кряшены проживают в селах, расположенных по реке Шошма и ее притоках: Балтасинского, Кукморского, Сабинского, Арского районов Татарстана, в приграничных районах Марий Эл и в селе – Нусла Малмыжского района Кировской области. В Балтасинском в 4-х селах их 909 человек, в рц 140. В Кукморском районе они поживают в 7 селах - 1903 человек, хотя в селе Яныль имеется и церковь и мечеть, здесь кряшен осталось очень мало - большая часть отпала в ислам, вторая часть ассимилируется окружающими татарами, но все таки я оставил половину, в Кукморе пришошминских - 1165, а в районе - 3068. В Сабинском районе только 1 кряшенская деревня - Кырбаш (59 чел), но здесь они проживают в рц и с селе Шемордан, и по оценкам 309 человек. В Арском районе 1 кряшенская деревня (Поник - 67) и 1 смешанная (Сердебаш - 153), с учетом рц - 235 чел. В Мари-Турекском районе Марий Эл 5 кряшенских сел, с численностью - 352 человек, в республике, по оценкам, - 452. В селе Нослы Малмыжского района Кировскойобласти - 95, в области - 194. Всего пришошминских - 5307.

Кукморские кряшены проживают в 6 деревнях на востоке одноименного района в количестве 579 человек и по оценке 931 в районе.

Ташкирменские кряшены (ассимилированные мордва-каратайцы) проживают в селе Ташкирмень Лаишевского района - 394 в селе и 455 в районе.

Всего заказанских кряшен - 15302.

Кряшены Нижней Камы.

Елабужские кряшены проживают в 21 селах Елабужского (во всех совместно с русскими и только в 7 из них составляют большинство), в 9 селах Менделеевского районов Татарстана, а также в 6 селах (совместно с русскими и удмуртами) в Граховского района Удмуртии. В Елабужском районе их численность - 763 человек в селах и оценочно 2363 с учетом Елабуги. В Менделеевском - 1066 в селах и 1826 с учетом города. В Граховском - 291 в селах и 501 в районе целом, остальные ассимилированы русским большинством. Всего - 4691.

Челнинские проживают в селах Тукаевского, Нижнекамского (кроме села Тавель), Мензелинского, Сармановского, Муслюмовского районов, а также в кряшенских селах севернее Заинска в Заинском районе. В Тукаевском районе 9 кряшенских сел - 1903, в других населенных пунктах района оценочно - 394 чел. В Мензелинском районе 8 кряшенских сел (824), с учетом рц - 1584 кряшен. В Сармановском районе 8 кряшенских сел (664), с учетом рц и пгт Джалиль - 1364 кряшен. В Муслюмовском районе 3 кряшенских села (360), с учетом рц - 510 кряшен, примерно столько же в районе марийцев. В Заинском районе 17 челнинско-кряшенских сел (2496), с учетом рц - 6288 кряшен. В Нижнекамском районе 15 кряшенских сел (2924), но в Тавеле проживают чистопольские, а Большое Афанасово - это пригород Нижнекамска, и здесь я оставил 1/3 населения, учтя, что сюда прибыло столько же татар-мусульман, сколько и русских. В самом городе оценку сделал исходя из чувашей - 7005, также и в Челнах - 12500, хотя думаю, что в этих городах кряшен еще меньше, учитывая, что сюда переселялись не только чуваши из Татарстана, но и из других регионов, а у кряшен такой подпитки не было, а численность в РТ была даже меньше чем у чувашей. В общем - 34 270, с учетом Нижнекамска и Челнов, куда, конечно же, переселялись не только челнинские кряшены и 14765 без учета двух этих городов. Такие же примерно цифры выходят в этих городах, если соотнести указавших себя кряшенами и татарами в местах компактного проживания кряшен.

Заинский ареал охватывает кряшенские населенные пункты Заинского района южнее города Заинска и Альметьевского района Татарстана. В Заинком 18 заиско-кряшенских сел (1776), из них в 9 проживают с русскими и составляют меньшинство. С учетом рц в районе - 5568 заинских кряшен. В Альметьевском районе 2 кряшенских и 3 смешанных нп (1817), с учетом города - 4125. Всего - 9693.

Бакалинские кряшены проживают в Бакалинском и Шаранском районе Башкортостана: Старое Азмеево, Бузюрово, Новый Балыклы, Новый Маты, Ново-Иликово, Утарово Бакалинского района и в деревне Базгиево Шаранского района Башкортостана. В последней проживают татароязычные чуваши, отчасти марийцы и мордва совместно с татарами и кряшенами. В тоже время многие из кряшен и чувашей этой деревни приняли мусульманскую религию под влиянием окружающих татар и деревня смешанная по религиозному составу. Всего по переписи в Бакалинском районе 3462 кряшен, а по Башкирии их численность можно оценить в 5062 человек. Сюда раньше можно было включить и илишевских удмуртов, которые при ассимиляции начали определять себя сначала кряшенами, но позже влились в местных татар (по переписи - в башкир).

Нижнекамских кряшен оценочно - 53717.

Кроме того, кряшены проживаю в Казани (оценочно 12500 человек), в Зеленодольске (1300), в пригородах Казани - в Зеленодольском (1200) и Высокогорском (200) районах. В общем - 15200.

Переселенческие ареалы имеются в Красноярском крае (в Пировском районе 6 кряшенских сел (168 чел), оценка численности по краю - 318), В Иркутской области (в Харетах - 27, оценка по области - 50), в Оренбургской области (в Новоилецке - 18, в области - 50). Имелись села в Томской области, Хабаровском, Алтайском краях, но позже были полностью ассимилированы русскими. В остальных регионах можно оценить число кряшен в 2000 человек.

Нагайбаки составляли 11,2 тысяч человек в 1926 году, хорошо сохраняли численность за счет компактности расположения сел. Однако быстро ассимилируются вне основного ареала, где их численность составляет около 5,7 тысяч. С учетом недоучетов, оценочно их количество думаю, около 8 тысяч.

Еще перепись обнаружила более 8 тысяч русских с родным татарским, кажется большинство из них также являются кряшенами, но их уже стоит раскидать на вышеуказанные оценочные цифры, а не прибавлять.

Итого, по моей оценке, кряшен оказалось 93883 во всех регионах (84842 в РТ или 4,05% от всех татар республики) и 8000 нагайбаков, что в сумме дает численность 101883 человек.

Если в начале 20 века доля кряшен от всех татар Татарстана составляла 6,6%, то 4,05% на начало 21 века выглядят вполне реальными, учитывая, что в Татарстан идет миграционный приток татар и с других регионов, а кряшены ассимилируются русскими, отчасти татарами, в городской среде довольно быстро. В добавок прилагаю оценку численности кряшен по районам РТ.

-2

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.