Вторая книга из серии "про Корморана Страйка", частного детектива и просто хорошего человека (первая тут). Написала ее Джоан Роулинг, которая в этот раз выступила под мужским псевдонимом (но это не уменьшило ее писательского мастерства).
Страйк в этой книге отзывается на призыв бедной женщины - жены беспутного и не особо талантливого (а от того - не особо известного и не особо оплачиваемого) писателя. Муж ушел 10 дней назад и до сих пор не вернулся. Полиция лишь улыбается и пожимает плечами, тем более что мужчина уже исчезал.
Корморан уже подустал от типичных заказов - проверка сотрудников, супругов и любовниц на верность и поиск предателей \ соперников. Моральная сторона вопроса сильно утомляет, да и ползать перед подобными персонажами довольно утомительно.
Однако особого энтузиазма поиск Оуэна Куайна не вызывает. Он, по словам жены, мог быть в писательском доме, однако разговор с Кристианом Фишером из издательства опроверг эту идею. Он же рассказал, что накануне исчезновения писатель вручил своему литературному агенту Элизабет Тассел свою новую книгу под названием "Бомбикс Мори", не книгу, а настоящий пасквиль, а та, не прочитав ее толком, отослала издательству. Потом, конечно, опомнилась, но было поздно: книгу, которую было запрещено читать, прочли все, даже те, кому она была неинтересна. В ней в фантасмагорической форме были выведен сам автор, его жена и фанатки, а также бывший друг, издатель и редактор. Биологическое название книги не отметало привычного - "Шелкопряд". Книга наделала много шума и автора уже ждали дорогие юристы, чтобы предъявить ему иски от недовольных персонажей, выведенных в книге.
Разговор с литературным агентом Элизабет Тассел тоже не внес ясности. Правда, она немного расписала отношения между разными фигурами в издательстве, значимыми для Куайна, но она тоже не знала, где он. Правда, женщина кашляла так, словно намеревалась выплюнуть легкие. Якобы простыла.
Корморан раздобыл с помощью хорошенькой сотрудницы издательства экземпляр "Шелкопряда" и прочел книгу. Описанные в ней персонажи не зря обратились к юристам: выведены они там были в жутком виде. Да и в реальной жизни, как оказалось, отношения между этими людьми были далеки от безоблачных. Кроме того, опрашиваемые откровенно врали и только сбор сплетен и слухов, а также опросы в издательской среде позволили создать более-менее реальную картину.
Вскоре нашли и Оуэна Куайна. Он был найден связанным, выпотрошенным и облитым кислотой в принадлежащем ему (на равных с бывшим другом Майклом Фэнкортом) особняке. Причем сцена убийства выглядела именно такой, как автор описал ее в книге. Однако из-за включенного отопления не было понятно, когда все произошло. А кишки писателя преступник унес, что как раз и затруднило определение времени смерти.
У самих частных сыщиков тоже не все гладко: у Робин вечные трения с женихом. Кроме того, накануне свадьбы умерла его мать, так что Робин была вынуждена поехать на похороны. Но перед этим в жуткий снегопад она отвезла своего босса Страйка на допрос издателя Дэниэла Чарда и только чудом не попала в жуткую аварию. Корморан оценил мастерство своей помощницы. Сам же он переживал из-за того, что его бывшая, Шарлотта, вот-вот должна была выйти замуж. И, кстати, даже фото со свадьбы прислали, где Шарлотта выглядела растерянной и потерянной. Но Корморан за шестнадцать лет отношений так устал от скандалов, что велел Робин удалить письмо и запретил себе возвращаться даже мысленно к этой теме, с головой погрузившись в работу.
Полиция тем времен арестовала жену писателя, Леонору. Якобы именно с карты мужа были оплачены веревки и соляная кислота, которой был облит ее муж. Леонора же очень опечалена разлукой с дочерью Орландо - взрослой девушкой с нарушениями психического развития, которая не пережила бы разлуки с матерью, если бы ту осудили и посадили в тюрьму.
Расследование приобрело драматический налет еще и от того, что на Страйка напала одна из фанаток Куайна, Пиппа. На самом деле это был транс, который ожидал операции и который делал гадости семье писателя. Дело в том, что, прочитав книгу вместе с любовницей писателя Кэтрин, они поняли, что Оуэн их жестоко обманул: вывел явно ненормальными и с физической, и с психической точки зрения. Между тем, девушки заявляли, что Куайн зачитывал отрывки из романа про них, и содержание было совсем иным.
Корморан начал подозревать, что версия "Бомбикс Мори", которую отослали в издательство, - не оригинал. Значит, убийца тщательно продумал не только сцену преступления и план действий, но даже успел написать целое произведение!
Развязка наступила на ужине в честь одного писателя. Страйк разговаривал с Майклом Фэнкортом, когда к ним пришла литературный агент Элизабет Тассел. Именно ей детектив и стал рассказывать все, что узнал - и все это говорило о том, что преступление совершила она. Дело в том, что она долгое время питала романтические чувства к Куайну, но он женился и не проявлял к ней интереса. Потом она написала пародию на неудачный роман первой жены Майкла Фэнкорта, а так наложила на себя руки. Оуэн шантажировал Элизабет этим знанием, она почти тридцать лет платила ему под разными предлогами - мол, это отчисления за книги. Когда же Куайн изложил своему литературному агенту идею "Шелкопряда", то та стала писать собственный роман. Затем, когда роман Куайна был закончен, она предложила ему исчезнуть, чтобы таким образом обеспечить роману необходимую рекламу.
Ну а дальше все прошло по писанному: Элизабет отправила редактору свою версию романа ,а сама убила писателя. Внутренности писателя она забрала с собой, а потом скармливала своему доберману (кстати, именно по следам работы собачьего кишечника было доказано, что это ее рук дело, на этом основании полиция могла выписать ордер на арест). Ну а еще была обнаружена одежда, в которой Элизабет все совершила, печатная машинка, на которой она печатала роман. Правда, она забыла надеть респиратор, поэтому кислота обожгла ей легкие и кашель никак не проходил.
Правда, когда Элизабет рванула с места откровений, Корморан не бросился вдогонку - колено болело, он почти всю книгу падал и хромал. Зато в блишайшем такси оказалась Робин, которой, когда ту узнала преступница, пришлось туго.
Справедливость восторжествовала - Элизабет арестовали, Леонору выпустили. Роман Куайна (настоящий, его авторства) решили напечатать, так что вдове с ребенком денег хватило. Правда, заплатили ли Страйку за его работу, непонятно. Получил ли он что-либо кроме внутреннего удовлетворения?..
В отзывах читатели писали, что слишком много персонажей в этой книге (я согласна), но разве напишешь толстую книгу и получишь крупный гонорар за тощую книжонку? К тому же про Корморана читать приятно, нормальный человек в ненормальных условиях делает оптимальный выбор. Слог легкий, предложения читабельные (спасибо переводчику). Правда, в этой писательско-издательской тусовку сам черт ногу сломит. Ну, будем считать, что Джоан Роулинг под мужским псевдонимом высказала все неприятное, что накопилось у нее за ее писательскую жизнь :-)