Найти в Дзене
КОСМОС

Когда Иисус совершил Свой торжественный вход в Иерусалим?

Немного истории к Вербному воскресенью

Был ли Иисус реальной исторической личностью?

Короткий ответ: Да.

Длинный ответ: До сих пор есть люди, которые отрицают, что Иисус был реальной исторической фигурой. Они говорят, что Иисус из Назарета — это миф. Более того, некоторые даже утверждают, что самого Назарета в то время не существовало.

Но если Иисуса не было, то, очевидно, не было и торжественного входа.

А теперь правда…

Да, и сегодня находятся люди, которые отрицают, что Иисус жил. Есть и те, кто считает, что Земля плоская, а ею правят ящеры.

Иисус — это не миф. Какие бы ни были ваши личные взгляды на Иисуса, практически нет сомнений в том, что Иисус из Назарета действительно жил в I веке нашей эры (или н. э., если говорить политкорректно).

«Идея о том, что Иисус не существовал — это современное изобретение. У неё нет древних источников. Она возникла в XVIII веке. Её вполне можно назвать современным мифом — мифом о мифическом Иисусе».

— Барт Эрман

Помимо четырёх Евангелий и раннехристианских текстов, Иисус упоминается в ряде нехристианских источников I–II веков — включая иудейского историка Иосифа Флавия, римского историка Тацита и сатирика Лукиана из Самосаты.

Да, Иисус был реальной исторической фигурой и был распят.

Если вы считаете иначе, то вы оторваны от реальности.

«Сегодня почти все историки, будь то христиане или нет, признают, что Иисус действительно существовал, и что в Евангелиях содержится множество ценных свидетельств, которые следует критически изучать и оценивать».

— Грэм Стэнтон

С этим разобрались…

Как мы знаем, что Торжественный вход вообще был?

Справедливый вопрос.

Как мы знаем, что Юлия Цезаря убили? Потому что у нас есть несколько древних источников — таких как Светоний, Плутарх и Кассий Дион — которые об этом пишут. Этого достаточно, чтобы историки древности с уверенностью заключили: да, Цезаря зарезали в мартовские иды 44 года до н. э.

Сегодня никто серьёзно не ставит это под сомнение.

С Иисусом у нас есть четыре древних источника — Матфей, Марк, Лука и Иоанн — все они сообщают, что Он совершил драматичный, публичный вход в Иерусалим незадолго до Пасхи.

Теперь, некоторые учёные скажут:

Подождите, это не четыре независимых источника. Матфей и Лука использовали Марка. Значит, на самом деле — один или два.

Хорошо, допустим.

Матфей и Лука действительно, похоже, позаимствовали у Марка значительную часть текста, но они также добавляют детали, которых у Марка нет. Они писали для разных аудиторий, в разных местах, и сознательно включили этот эпизод — что говорит нам о его важности.

А есть ещё и Евангелие от Иоанна — оно по стилю и структуре заметно отличается от синоптиков, но также включает рассказ о входе в Иерусалим.

И если вам хочется по-научному, многие исследователи считают, что существовал так называемый источник Q — ранняя коллекция изречений Иисуса, которую использовали Матфей и Лука — и это ещё одна нить, ведущая к Иисусу.

Так что, как бы вы ни считали, суть остаётся:

Несколько древних источников описывают, как Иисус вошёл в Иерусалим публично и демонстративно.

Чтобы воспринимать это всерьёз, не обязательно быть христианином.

Даже скептически настроенные историки обычно признают: в ту неделю в Иерусалиме произошло нечто, что вызвало серьёзный общественный резонанс — достаточно мощное, чтобы попасть в летописи нескольких древних авторов.

Если применять к этому событию те же исторические стандарты, что и к Цезарю, Сократу или Александру Македонскому, то да — торжественный вход Иисуса выдерживает проверку.

Итак, когда же произошло это событие?

Вот тут начинается сложность.

Мы не можем просто открыть Евангелие и прочитать: «2 апреля 30 года нашей эры Иисус вошёл в Иерусалим».

Такой системы датировки тогда просто не было.

Сказали «датировка»?

Нет, не такая.

Люди в древности пользовались другими календарями, не такими, как у нас. Разные культуры по-разному считали годы — кто-то от царствования правителя, кто-то от основания города, а многие — по лунному календарю, а не по солнечному.

К тому же, древние источники редко были точны и полны. Они больше стремились к повествованию, чем к хронологической точности. Поэтому, когда современные историки пытаются соотнести те события с нашим календарём… это сложно. Требуется много исследований и даже предположений.

Кроме того, евангелисты были сосредоточены на богословии и пророческом исполнении, а не на предоставлении точной даты по римскому или иудейскому календарю.

Тем не менее, мы не совсем в темноте.

Мы знаем, что Иисуса распяли при Понтии Пилате, который правил Иудеей с 26 по 36 год н. э. И мы знаем, что распятие произошло во время Пасхи. Используя исторические сведения и даже астрономические данные, чтобы определить, когда Пасха приходилась на пятницу в эти годы, учёные сузили возможные даты до двух:

  • Пятница, 7 апреля 30 года
  • Пятница, 3 апреля 33 года

А значит, торжественный вход Иисуса в Иерусалим, вероятнее всего, произошёл в одно из двух воскресений:

  • Воскресенье, 2 апреля 30 года
  • Воскресенье, 29 марта 33 года

Обе даты правдоподобны. И хотя мы не можем со 100% точностью сказать, какая из них верна, мы можем с уверенностью утверждать: Иисус совершил Свой торжественный вход в Иерусалим в последние дни Своей жизни — либо в 30 году, либо в 33 году, незадолго до Пасхи.

Так что же всё это значит для нас?

Событие, которое мы сегодня отмечаем как Вербное воскресенье, произошло более
1990 лет назад — либо в 30, либо в 33 году н. э.

А вот что оно означает для вас в 2025 году — это уже личный выбор.

Для меня и сотен миллионов других верующих во Христа Вербное воскресенье знаменует начало Страстной недели — недели, события которой произошли в 30 или 33 году и навсегда изменили ход истории, — и это время воспоминания и поклонения.

Надеюсь, для вас оно станет поводом для честного размышления о Человеке, которого приветствовала та древняя толпа в Иерусалиме.

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos