Многие до сих пор думают, что бренд бытовой техники Vitek, которая есть почти у каждого, это зарубежная техника. Прочитав данную статью, вы узнаете всю правду про этого производителя. (Хотя всем уже давно "фиолетово")
Благодаря своим стараниям, ушлый "барыга с Горбушки" взлетел на другой уровень своего благосостояния, осчастливив многих потребителей
Андрей Деревянченко – человек, который мог бы запросто поддержать беседу с Цицероном, если бы тот вдруг воскрес и захотел купить фен. Основатель Golder Electronics подкован в латыни, что, впрочем, не помешало ему назвать свой бренд так, что у половины лингвистов случился бы микроинсульт.
Vitek – это не просто набор букв, а хитрая комбинация латинского vita («жизнь») и немецкого Technik («техника»). В переводе на человеческий – «техника для жизни». Хотя сам Деревянченко признаётся:
«Когда я впервые услышал “Витёк”, меня аж передёрнуло. Но потом подумал: ладно, пусть будет “Витёк”. Народ так быстрее запомнит. В конце концов, не “Х...уитёк” же назвали».
И ведь правда – запомнили.
Как сделать деньги на том, что ты даже не производишь
В мире бытовой техники главный куш достаётся не тому, кто паяет микросхемы, и не тому, кто возит коробки по складам, а тому, кто владеет брендом. Российские предприниматели это поняли быстро и, едва скопив стартовый капитал, ринулись регистрировать свои марки где подальше – желательно в Европе, чтобы звучало солидно.
Так на свет появились Vitek, Vigor, Ves и Scarlett – все они «иностранцы» на бумаге, но по духу – типичные «русские проекты». И если Vigor – это как бы «бодрость», Ves – «вес», а Scarlett – намёк на «Унесённых ветром», то Vitek оказался самым живучим. Даже конкуренты скрипя зубами признают: «Ну да, у Деревянченко получилось».
Хотя путь к успеху напоминал не столько гладкую дорогу, сколько полосу препятствий с капканами.
Из лейтенантов в бизнесмены: как продажа "Пепси" привела к миллионам
Родился Деревянченко в 1970-м, а в 1991-м, после развала Союза, 21-летний лейтенант внезапно осознал, что армия его больше не кормит, а делать что-то надо.
Попытки устроиться на работу проваливались – кому нужен военный без опыта? В итоге по настоянию матери («ну хоть стаж в трудовую!») пошёл в охранники. Сидел на посту сутки через трое, скучал и мечтал о большем.
И тут – 1992 год, эпоха дикого капитализма. Деревянченко, человек не промах, быстро смекнул, что можно подрабатывать продажей "Пепси". Да-да, той самой.
«Брал бутылку за 5 рублей, продавал за 10. То было золотое время – сплошная наценка 100%!»
Вскоре к нему присоединился школьный друг Олег Голубин, и вместе они стали торговать чем придётся: сигаретами, кофе, потом обувью. Но настоящий куш ждал их в электронике.
Горбушка, китайцы и грабежи: рождение империи
Однажды знакомый показал Деревянченко две пачки стодолларовых купюр – доход от продажи техники – и сказал:
«Чуешь, как они пахнут?»
Андрей почуял.
В 1993-1994 годах он и Голубин уже вовсю торговали на Горбушке, которая тогда была Меккой для фарцовщиков.
«Это была биржа электроники. В субботу с утра съезжались оптовики со всей страны, и начинался торг. Мы тогда даже с конкурентами дружили – все были одним целым»
Но романтика 90-х включала не только барыши, но и криминал. Однажды Деревянченко чуть не убили при попытке ограбления. После этого появились инкассаторы и охрана.
А потом – 1996 год, автокатастрофа. Погибли его мать и жена, сам он едва выжил. Год депрессий, больниц и попыток вернуться к жизни.
Vitek: как продать китайский утюг под австрийским флагом
К 1998 году Golder Electronics уже сама закупала технику в Европе. Но кризис ударил больно:
«Жуткое ощущение, когда у тебя расходы
10000 вдень, а доходы–3000. Всё, что заработал, утекало как вода»
Плюс разошлись пути с партнёром – Голубин хотел спокойной жизни, Деревянченко – роста.
И тогда он сделал ставку на собственный бренд.
Vitek Austria зарегистрировали в 1999-м. «Австрия» в названии – чистой воды маркетинг:
Там жил инвестор, который вложился в проект.
Это сразу делало бренд «европейским» в глазах покупателей.
Первые партии были дешёвыми и некачественными, но Деревянченко быстро понял:
«Так не годится. Надо продавать не ценой, а фишками»
И понеслось: чайники с подсветкой, фены с ионизацией, обогреваемые чехлы на сиденья.
Битва за покупателя: как удивить того, кого уже ничем не удивить
Конкуренты Scarlett, Ves и Polar продавали примерно то же самое. Но Vitek вырвался вперёд за счёт:
Нестандартного дизайна (тот самый неоновый чайник).
Собственное конструкторское бюро в Китае (да, Деревянченко купил целый центр разработок в Гонконге!).
Жёсткого контроля качества (бракованные партии выбрасывали, а не продавали).
Результат? 20% рынка магнитол в 2002 году и амбиции потеснить Samsung и LG.
Вывод: Как продать жизнь с техникой и не сойти с ума? История Vitek – это история упорства, маркетинга и умения выжимать максимум из возможностей.
Деревянченко прошёл путь от торговца "Пепси" до владельца международного бренда, пережил кризисы, грабежи и личные трагедии, но не сломался.
А главный урок?
«Если не можешь сделать лучше – сделай иначе. И назови так, чтобы запомнили. Даже если это "Витёк"».
P.S. Теперь вы знаете, почему ваш фен называется Vitek. Возможно, в следующий раз, когда будете им пользоваться, вспомните, что его создатель когда-то продавал газировку по 10 рублей за бутылку. Вот что значит "техника для жизни"!